Сообщество путешественников
АВТОМОБИЛЕМ ПО ГОРНОМУ АЛТАЮ
 
Дневники путешествий

Меню сайта
Оцени фото!
Просим оценить!
Чемал (река)
Категория: Реки
Разместил: Николай
Текущий рейтинг: 3.2
Наш опрос
Объединение Алтайского края и Республики Алтай даст положительный эффект для развития туризма в ГА?
Всего ответов: 308
Статистика

На сайте всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
ЭТО ИНТЕРЕСНО
 
 
 
Облако тегов
Яндекс
Праздники
Праздники сегодня
Главная » 2011 » Август » 9 » Праздношатания по Чуйским … и не только. Часть 1-я - Софийский ледник
Праздношатания по Чуйским … и не только. Часть 1-я - Софийский ледник
17:35
Сроки: с 16 по 30 июля 2011 г.

Маршрут: г.Новосибирск - Б.Яломан - с.Акташ - с.Бельтир – Софийский Ледник - Талдуринский ледник – с.Кош-Агач - Джазатор - степь Самаха (слияние р.Аргут и р.Коксу) - Аргутский перевал (дорога  до слияния р.Аргут и р.Карагем) - с.Кош-Агач - с.Курай - альплагерь Актру – пер.Катуярык - юж.берег Телецкого - слияние р.Катуни с р.Урсул – с.Ниж. Талда - Ороктойский перевал – район базы Удру (левый берег р.Катунь напротив с.Куюс) – г. Новосибирск.

Километраж 2900 км. Авто + легкие пешие вылазки.




Вообще-то мы планировали поехать в Европу, по  серьезному так,  и недели на три. Но это требовало подготовки месяца за два как минимум, а работа не дала.  Но самое главное , как всегда,  наши родные просторы и Алтай вязли верх. Не нужны нам их Европы, у нас и тут куча своих красот!  Кроме того, что касается местных поездок, чтобы мы не планировали последние года три, чисто пешку, чисто конный, чисто водный или  чисто матрасный  вариант отдыха, все превращается таки,  в автотур с элементами езды, которые заведомо гробят машину, и с легкими вариантами пеших , или конных вылазок.

Собственно,  и в этот раз  получилось как всегда.

Как и во всех наших предыдущих поездках, и маршрут и компания определились спонтанно и быстро, хотя конечно идей и фантазий много, но выбор места (если это не связано с перелетами и визами) делается за неделю, другую до поездки.

Две машины: бывалый УАЗ 31514, подготовленный к соответствующим дорогам, и SsangYong Korando (лифтованый, резина МТ). Компания: Александр и Виталия + путешественник с многолетним стажем - хитрая собака такса по имени Каспер, с шаловливым, и местами вредным характером  – на УАЗЕ, Константин и Элина (на Korando).

Планировалось праздношатание без особых жестких переездов и планов,  но имея идеи и желания увидеть то-то и то-то и спонтанно определяя маршрут. Правда,  праздношатание получилось очень интенсивным, зато  интересным. А «отдохнуть батоном» опять перенесли на потом.  Несколько мест были определяющими к посещению. Во первых,  для всех - это ледники Южно-Чуйского хребта - Талдуринский ледник, ну и почти попутно - Софийский,  Константин бредил перевалом в районе реки Аргут и непременно хотел заехать на одно из его любимых мест - юг Телецкого, я непременно хотела навестить альплагерь Актру, который так хорош в теплое время года и до которого мы два раза не смогли убрать весь снег зимой (см.  отчеты  по зимним авто покатушкам на альплагерь Актру), Сашу похоже привлекало еще и направление в районе Кош-Агача и Джазатора и видимо напоминало ему местами дороги Монголии, по которым он уже ездил, Илю, похоже, как впрочем и меня, привлекал еще и спокойный отдых, чтобы никуда не корячиться и погреться на солнце и поплавать.   Каспера на маршруте привлекала тушенка, и чем больше ее было, тем удачнее считался маршрут, а также, безусловно, лесные просторы и поляны, где можно было побегать, понюхать, и покопать норы и здесь преимущество имела лесная местность перед горной, риск сломать зубы значительно меньше.

День первый, 16.07. Новосибирск-Яломан , около 680 км

Выезжали раздельно и   в разное время 16.07, наметив встретиться примерно в районе ночевок у села Купчегень (сразу после перевала Чике-Таман) или чуть далее, в районе стоянок в Яломане.  Мобильные  там не берут. Договорились, что окликнем друг друга по рации.

Пропуски были заказаны заранее, дня за четыре, в погранотряде в селе Акташ. Планировали 17.07 заехать в Акташ, взять пропуски и двинуть сначала в сторону Софийского. Мы выехали довольно поздно, что-то около 11 часов утра, потом довольно долго выбирались из города, потом еще провозились по личным делам в Бийске. Навстречу нам ехали в Новосибирск родственники из Усть-Коксы, пересеклись в районе Манжерока и с ними, чтобы повидаться.  

По дороге исследовали попутно в районе Белого Бома верхнюю дорогу (похоже, старый Чуйский тракт), с которой открывался великолепный вид на Чую, постояли у памятника водителю Кольке Снегиреву, в итоге по Чике-Таману ехали уже по темноте.

По дороге несколько раз созванивались с Сашей и Илей. Они засветло были уже на подъезде к Чике-Таману. Договорились, что как доберемся, постучимся в рацию, ну или как-нибудь уже найдемся утром. С удивлением обнаружили в районе Купчегени просто караваны палаток и машин, платные въезды, кучу огней от костров, а ведь  сравнительно недавно тут были дикие, редкие стоянки. Окликнули несколько раз в рацию. Нет ответа. Решили, что видимо наши попутчики уже улеглись спать.

Решили ехать до Яломана. Костя велел глядеть во все глаза на знаки на дороге и столбы -  может записка от наших УАЗоводов будет.  Записку не увидели, зато на стоянке «у бабы Лены» у ворот нас  встретил сторож, еле стоявший на ногах. На наш вопрос «не проезжал ли здесь УАЗ из Новосибирска?», он ответил прихихикнув: «здесь половина Новосибирска, в том числе и на УАЗах!». Некоторое время  еще постояв у ворот, беседуя со сторожем, решили заночевать на Яломане.

Сторож проводил нас на стоянку, вежливо сказав: «это конечно не Куршавель, но чем богаты, добро пожаловать!». Большинство обитателей припаркованных машин спали, лишь молодежная компания по соседству мирно попивала пиво и сидела у костра.

Время катило к 24.00, быстро поставили палатку, перекусили и улеглись спать.  

День второй, 17.07.  Большой Яломан - село Акташ - село Бельтир - Софийский ледник (около 260 км)

Утром не спеша встали. В рации - тишина. Собрались, двинули в сторону Акташа, по дороге вызванивая наших и шля СМСки. В Акташе в погранотряде пришлось подождать какого-то начальника, поскольку кто-то, чего-то, кому-то в погранотряде, не передал по поводу наших пропусков, а на дворе - воскресенье. Пока сотрудники погранотряда вызванивали кого-то и уточняли, подъехали Саша и Иля. Оказалось, они ночевали в Яломане в нескольких метрах от нас, утром они уехали чуть позже нас. Ни мы их, ни они нас не заметили, хотя и высматривали в бинокль.

Кроме того, Саша оставил на воротах, тех самых, у которых мы разговаривали со сторожем,  накануне ночью, записку для нас. И, то ли от усталости, то ли сторож так увлек, что записку мы не увидели. А она (записка) так и осталась  сиротливо висеть до утра на воротах. Саша ее снял утром  и представил нам в качестве доказательства нашей лопоухости. 

Утром же каждая из машин выехала отдельно от Яломана, примерно прикидывая время и как оказалось,  прикинули правильно. 

Жара и  солнце!  В общем-то нас радовала такая погода, только Каспер искал у погранотряда тень.

Через час ожидания у погранотряда нам выдали долгожданные пропуска.

В качестве ориентира дороги на ледники у нас были распечатки с сайта http://altairoads.narod.ru , в частности описание дороги к Софийскому леднику http://altairoads.narod.ru/Opolsen.html .

Надо сказать, что распечатки помогли, за что спасибо автору, но местами и озадачили, потому что нам пришлось делать прямо противоположные вещи, да и километраж в описаниях не указан. От села Акташ до села Ортолык, где мы сворачивали на село Бельтир примерно километров 70. Далее сносная дорога, около 30 км , местами гребенка, местами сносная гравийка, но "не фонтан". Более всего Костя не любит мелкую гребенку, а Саша похоже получал удовольствие. Ему дорога напомнила Монголию, где по такой дороге со скоростью 20-40 км в час они проехали сотни км. В селе Чаган-Узун сворачивать не стоит с Чуйского, потому что качество ее значительно хуже, мягко говоря. 

В Бельтире после землетрясения 2003 года продолжают жить местные жители, те, которые отказались по доброй воле переехать в Новый Бельтир, построенный ближе к Кош-Агачу . Уж, по какой причине не понятно, то ли дома построенные  не понравились, то ли верность месту, которое выбирали по наитию предки, старейшины. Но только выглядит это все довольно депрессивно. Магазины хоть и есть, но не работали, видимо какой-то свой график. Аптек, школы, поликлиники – понятное дело, нет. Хотя, народ строится.

Слияние рек Талдура и Чаган практически в деревне, недалеко от печально известного стадиона, который провалился метра на полтора после землетрясения. Эти две реки образуют реку Чаган-Узун. Проехав, чуть вверх реки Чаган-Узун видим устье реки Чаган (слияние рек Талдура и Чаган). Мост через реку Чаган, тот самый Чаган, который по мере продвижения вверх по течению превращается в реку Акколь, находится практически в устье, проехав буквально несколько метров вдоль Чагана по правому берегу вверх, увидели мост, переехали на левый берег и вышли на  две дороги. Одна идет налево вдоль реки Чаган, вверх по течению, вторая прямо вверх по течению Талдуры по правому берегу.

Решили ехать налево. Встретили мужиков местных, спросили, правильно ли едем на Софийский ледник, мужик наморщил лоб, уточнил: «к озеру (Акколь) что ли? Да правильно.» Вторая дорога - это дорога на Талдуринский ледник.

Расстояние до Софийского от Бельтира километров 35. Выехали мы около 15.30. Доехали довольно быстро. Никаких трудностей не встретили по дорогие, никаких бродов, лишь мелкие ручьи, никакого болота, лишь сырые места и местами песок. Дорога проходима для паркетников и может быть даже для авантюристов, на пузотерках, но 4WD понадобится.






После моста дорога полевая уходит влево, слева же остается река, справа горная местность, какой-то лунный пейзаж, далее постепенно начинается все то, что оставил древний ледник.

Везде древние камни, вросшие в землю, древнее каменное месиво, как следы  древнего ледника, камушки после землетрясения, некоторые величины внушительной, как пара машин, сплошной каменный, какой-то  пустынно-марсианский пейзаж. Дорога и каменный тоннель, который проложила дорога сквозь массив.


Ни травы, ни какой либо другой растительности, хотя сусликов полно, что едят не понятно.  Колеса поднимали  какую-то взвесь, которая моментально забила нос. Пыль, песок, смешанный с глиной. Земля местами потрескавшаяся, местами солонцы. Тем не менее, пейзаж не напрягал, может, потому что было солнце, и хотелось ехать дальше.



Дорога основная там одна. Ответвления есть, но если ехать по наиболее наезженной, сбиться невозможно. 

Из каменных джунглей постепенно выезжаем  в долину  реки Акколь, зеленую, болотистую, местами сырую, а местами пустынную. В долине  несколько зимовий, два из которых были жилыми на момент нашего проезда. Живут видимо пастухи, в частности пастухи верблюдов, как и сами верблюды, красивые, некоторые белоснежные, с сытыми горбами. Верблюды грациозно и мягко перемещаются по долине туда, а потом  сюда, и в разное время суток их можно видеть как мираж в разных местах и на разной удаленности.

Дорога проходит мимо  болот, но в болото угодить проблематично, если только ночью и специально. Так дорога хорошо видна. Покосов, какие описаны в приведенной выше ссылке не заметили по той причине, что косить там нечего. Там где болото – там болото, а там где сухо - мелкие кустики для верблюдов.

Перед озером Каракуль - жилое зимовье. До зимовья несколько ручьев. Назвать их бродами сложно. Просто мелкие ручьи, спокойно преодолеваемые любым паркетником.

Озеро Каракуль объезжали слева. Это подтвердили и местные жители с зимовья. Справа, как описано в ссылке выше, непонятно зачем ехать, дорога там еле видна и то, не везде, уклон велик. И непонятно зачем это делать, если есть хорошая дорога слева. 



Вид из долины на озеро Каракуль прекрасен. Зеленая долина, желтоватый песок чуть вдали, черно-синее озеро, вдали белые вершины, два казахских всадника красиво и не спеша скачут на конях на фоне озера, выше парит беркут  в синеве неба чуть спускаясь над  водой и поднимаясь, затмевая на секунду диск солнца.

Именно такую картину мы застали, подъезжая в Каракулю. Остановить мгновение не удалось. Значительная тряска в машине и быстро удаляющиеся всадники оставили шанс только памяти, но не фотоаппарату .  

Объезжаем озеро через ручей, который запружен. Направление ему дает камень, положенный местными жителями специально, чтобы не размывало дорогу. Убираем камень, он мешает проезду, проезжаем, и кладем камень обратно. Дорога вдоль озера травянистая и сырая. 



Очень скоро, практически сразу после Каракуля, выезжаем к озеру Аккуль. Оно слева, мутноватое, почти белое. Везде белейший пустынный песок, поросший травой, местами небольшие чистые барханчики. Совсем другой пейзаж, хотя Караколь с болотом  совсем недалеко. Песок  разной плотности. На подъемах едем местами на пониженной. Еще немного едем вдоль озера, оно длинное, затем снова вдоль реки Акколь. Слева высится хребет Бельтирду, а впереди маячат висячие ледники. Проехав еще немного, выезжаем на стоянку на берегу реки Акколь. Впереди слева висячий ледничок, справа поодаль  вверх  по ручью от стоянки  горка и каменистые осыпи, из которых в виде водопада и вытекает ручей.


ФОТО 19
Место очень красивое. Вдали виден поворот реки, за которым предположительно Софийский ледник . Климат жесткий. Высота около 2500 м. Пялящее солнце. Сухой ветер.

Резкое, практически моментальное снижение температуры,  как только даже половина солнечного диска зашло за гору.  Самое   неприятное – тучи гнуса и комаров. Такие тучи нам встречались разве что в Тюменской области, Красноярском крае. Жрали они нещадно, жрали вечером, да и в жару тоже , сетка на комуфляже не особо помогала.

А средств против кусачих хватило ненадолго. Последующий вечер был посвящен отдыху, празднованию первого настоящего дня отдыха. 



Лыжный  комбинезон  и пуховые куртки всегда берутся с собой, когда едешь на  высоты более 1500,  а в данном случае бушлаты, лыжные штаны, куртки «Аляски» пригодились как никогда.

Ночью мерзли. Зато в 6 утра в палатках было невозможно находиться,  даже при открытых входах.    

День третий, 18.07.  Дневка на Софийском леднике, радиалка 8-9 км 

Иля и Саша собрались оперативно и с утра  пошли исследовать дорогу к леднику.

До ледника по разным данным от 6 до 7 км. Поскольку начитались о необходимости бродить Акколь , одели болотные сапоги.

Мы с тоской посмотрели им вслед, в такую жару и в болотниках не очень комфортно.

Тем не менее, они как первопроходцы прошли с километр и далее, более того, по-моему даже перебродили Акколь и сделали вывод , что смысла в этом нет никакого. Дорога до ледника идет по тому же берегу Акколя, на коем и стоянка, и можно спокойно дойти  до ледника не бродя.

Пока  народ изучал тропу, и сообщал нам по рации о перемещениях и увиденном, мы разморились окончательно. Вот он долгожданный отдых, сказалась городская усталость, жара и двигаться не хотелось никуда.  

Через некоторое время наши туристы вернулись. Они дошли до поворота и далее, где ледник открывается во всем своем великолепии.  

Мы сдали пост, собрались и потопали  к леднику. Идти можно через болотце, но аккуратно, а можно подняться по тропе, чуть выше, по курумнику, правда потом все равно придется спуститься вниз.  Ледник открывается с поворотом реки буквально километра через два, может через два с половиной.  

Софийский  ледник очень хорошо запоминается - столь характерны три торчащие из-подо льда вершины - они носят названия, данные им профессором Сапожниковым - Брат, Ольга и Ксения. 

ФОТО 1


По дороге мы встретили толстую пищуху на камне, смешной зверек - заяц, но с круглыми ушами. Таких  мы встречали толпами в районе озера Маашей, наглых и прожорливых. Этот был скоромнее. Он замер на камне, не зная, что лучше, прикинуться, что он застывшая часть пейзажа, или смыться. Пока он стоял в сомнениях, успели сфотографировать. На втором кадре у него не выдержали нервы  и он смылся с проворством не соответствующим его круглости. Иля и Саша по пути к Софийскому заметили на той стороне реки огромных, упитанных  барсуков, раза в два больше Каспера. Вообще вся живность, которую встречали смотрится в этом году
вполне упитанно

   ФОТО 6, ФОТО 9,  ФОТО 7

Мы  прошли километра 4-4,5  до огромного и плоского камня, который как специально был поставлен среди рукавов реки у берега, среди цветов напротив ледника, как самая удобная точка для созерцания и  фотографирования.  Далее тропа была сырая, небольшие броды, сырой курумник и спуск  к подножию ледника. 

По леднику планов ходить не было. Остановились на камне, посидели полчаса, наслаждаясь видами. В солнечный день у ледника очень праздничный вид, оптимистический и легкий, и сильно отличающийся от Талдуринского.  Каков Софийский в плохую погоду не понятно, да и не хотелось бы оказаться в этом месте в плохую погоду.

На Талдуринский же  мы попали в пасмурную погоду, с интересным освещением и не уверена, что Талдуринский смотрится лучше в солнце, а может я и не права. Но могу подтвердить слова путешественника  c altairoad,  что Софийский  - выглядит празднично (как детский утренник), а Талдура  - торжественна.

После обеда завидели пешую группу, гуськом шагающую с ледника, они остановились поблизости у деревьев. Завтра им предстояло еще протопать 30 км до Бельтира под палящим солнцем, 15 км из которых проходят  по местности без воды, по камням, солончакам и песку.

Иля, Саша и Каспер успели еще смотаться на горку неподалеку, и на водопад. Вечером Костя тоже изучил сию достопримечательность. Я же предпочла отоспаться в палатке.

Вечером один из пеших туристов долго болтался в долине пешком, ушел километра на 4. И что он там потерял? Видимо не находился за день. Мы рассматривали его в бинокли, и так и не смогли понять причину его действий.

Смеркалось. Забеспокоившись, Саша пошел к группе, спросил, не Ваш ли гуляет в долине? Ответили: «наш, нагуляется, придет». Гулял он до темноты.

Потом все улеглись спать, как и мы.

День четвертый, 19.07. Софийский ледник - обеденное бдение в Бельтире – стоянка по дороге в Талдуру (после впадения Джело),   56 км

Планы были большие, поэтому долго не валялись, но и не с рассветом встали, в отпуске все-таки.

Продолжение смотрите в Части второй:  "Талдуринский ледник"

Категория: Комбинированые путешествия | Просмотров: 6810 | Добавил: Эллин | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 1
avatar
1
Знакомые места. Кажись, в 2005 году мы там катались. На мост через Карагем не поехали. Пробродили его в самом устье. Перебродили и затаборились на 3 дня. Дальше нам местные сказали, еще км 10-15 и разрушенный мост через Аргут.
Обратно едва успели вырваться. Прямо на плечах за нами валил какой-то дикий шторм. На броде чуть не засосало генваген-коротыш. Едва вытащили крузаками в две лебедки.
Более-менее подробно я у себя эти погонялки описал.
Вэлкам!
avatar
А вы знаете, что..
В 1925 году автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов по Чуйскому тракту от Бийска до Кош-Агача


Поиск


Форма входа


Рассылки сайта
 


Календарь
«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031


Сколько дней сайту


Алтай-Фото


Всего материалов:
Комментариев: 1893
Форум (темы/посты): 1663/20198
Фотографий: 6649
Дневников путешествий: 119
Новостей: 3237
Файлов: 242
Статей: 984
Directory: 7
Ad-board: 110
Игр: 213
FAQ: 14
Записей в Гостевой книге: 10988
Tестов: 1


Реклама на сайте



Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru


Copyright Свитайло Е.Н. © 2009-2024. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна!
111222333