В 2020 году к Чуйскому тракту добавился участок от Горно-Алтайска до с. Артыбаш. Участок федеральной трассы Р-256 «Чуйский тракт» между Горно-Алтайском и Артыбашем является одним из самых живописных и значимых маршрутов в Республике Алтай. Этот отрезок пути проходит через горные перевалы, вдоль рек Катунь и Бия, а также мимо многочисленных природных достопримечательностей региона. Давайте рассмотрим этот участок подробнее.
Дорога, соединяющая Горно-Алтайск и Артыбаш, имеет давнюю историю. Еще в XIX веке местные жители использовали тропы для передвижения между поселениями. Однако современная трасса начала формироваться лишь в середине XX века, когда началось активное развитие транспортной инфраструктуры Алтая. В 1970-х годах была завершена реконструкция Чуйского тракта, включая участок от Горно-Алтайска до Артыбаша, что значительно улучшило связь между населенными пунктами и сделало регион более доступным для туристов.
Участок дороги от Горно-Алтайска до Артыбаша особенно популярен среди туристов благодаря множеству природных и культурных достопримечательностей.
Для жителей Республики Алтай и соседних регионов участок дороги от Горно-Алтайска до Артыбаша играет важную роль в обеспечении транспортного сообщения. Это основной путь, связывающий столицу республики с северными районами и соседними субъектами Российской Федерации. Кроме того, трасса активно используется туристическими автобусами и личным транспортом туристов, приезжающих на Алтай отдохнуть и насладиться природой.
Чуйский тракт в 10 км восточней Акташа
Технические характеристики трассы
С 2007 года дорога асфальтирована до границы с Монголией. Тоннелей нет. Имется два перевала (Семинский, Чике-Таман).
Граница РА и АК на Чуйском тракте
География местности
Рельеф
По характеру рельефа всю территорию, по которой проходит Чуйский тракт можно разделить равнинную, предгорную и горную. ОтНовосибирскадоБийскатрасса пролегает по правобережью рекиОбии пересекаетБийско-Чумышскую возвышенность. Примерно на 52 гр. с.ш., гдестепнаячасть Алтая по тектоническому уступу граничит с горами Алтая (гора Бабырган (1008 м) — самая высокой точка этого уступа), тракт выходит на территориюРеспублики Алтай. Затем дорога пересекает Чергинский, Семинский и другие хребты Алтая, которые достигают 1900—2000 м над уровнем моря, а также крупные межгорные котловины Курайскую и Чуйскую (1500—1900 м).
Тракт после с.Купчегень.
Климат
Климатические условия по протяжению дороги не постоянны, на них большое влияние оказывают большая протяженность тракта с севера на юг и сильнорасчлененныйрельефместности, а в частности горная система Алтая. Предгорная часть и северные отроги хребтов Иолго, Чергинского, Семинского характеризуются менее суровым климатом — средняя температура января от −13 до −17, июля от +16 до +19 градусов. В этой зоне выпадает значительное количество осадков до 550—750 мм.
Горная зона Семинского перевала отличается резкими колебаниями температуры и имеет более суровыйклимат. А участок дороги за перевалом до поселка Акташ характеризуется значительной сухостью — осадки выпадают в основном в летние месяцы.
Далее тракт проходит район высокогорного плоскогорья с засушливым, резко континентальным климатом.КурайскаяиЧуйскаястепи отличаются большой годовой амплитудой температур, до +30 летом и −40 зимой.
В начале 30-х, когда Сталин начал коллективизацию, и скот стали отбирать даже у кочевников и полукочевников — казахов, тысячи из них — из Восточного Казахстана, стали уходить в китайский Синьцзян — с имуществом и скотом. Толпы людей с повозками и домашними животными поднимались по Бухтарме на Укок и через перевалы Канас и Бетсу-Канас — шли в Китай. До 1936 года советская власть не препятствовала массовому исходу казахов. Но в 1936 году решено было его пресечь. И в один день на перевале Канас был расстрелян целый казахский род (предположительно, несколько сотен человек). Старики в Джазаторе говорят, что воды Ак-Алахи три дня были красными от крови