Сообщество путешественников
АВТОМОБИЛЕМ ПО ГОРНОМУ АЛТАЮ
 
Каталог статей


Меню сайта
Оцени фото!
Просим оценить!
Бельтертуюк (водопад)
Категория: Водопады
Разместил: speleodog
Текущий рейтинг: 4.8
Наш опрос
Какой вид путешествий Вам больше по душе?
Всего ответов: 448
Статистика

На сайте всего: 5
Гостей: 4
Пользователей: 1
Николай
ЭТО ИНТЕРЕСНО
 
 
 
Облако тегов
Праздники
Праздники сегодня
Главная » Статьи » Перевалы » РА - Онгудайский район

Чике-Таман (автоперевал)

            От села Хабаровка начинается подъем на водораздел рек Малый Ильгумень и Большой Ильгумень. Это подъем на Улегемский или Чике-Таманский перевал. Высота перевала 1460м, но из-за своей крутизны он кажется значительно выше. Подъем -4,6км; спуск -5,1км. 

 

            Чике-Таман - это особая история. Вокруг него в свое время велось множество споров. Да и само название люди произносят по разному. Довольно часто можно встретить написание Чике-Аман, что в переводе "Здравствуй, гора". Но правильное название Чике-Таман - "Плоская подошва".

 

 

            На перевал ведет живописный серпантин тракта, бывший некогда довольно крутым и сложным для лошадей, а позже для автотранспорта. В.Я. Шишков в начале XX века, описывает Чике-Таманский перевал: "Чике-Таман. Прежде всего изречение, нацарапанное на придорожном столбе, на самой вершине перевала рукою отчаявшегося ямщика: "Ета не Чике-Таман, а Черт-Атаман, сорок восемь грехов". В этом все сказано, вылита вся желчь наругавшегося донельзя человека, замучившего себя и загубившего здесь, может быть, не одну лошадь. Чике-Таман - огромный горный кряж, преградивший путь в долину Улегема, куда выходит тракт. Вы подъезжаете вплотную к горе, выходите из повозки и пешком поднимаетесь по бесконечным извилинам тракта. А лошади тем временем надрываются над вашим экипажем. Вы поднялись на сто шестьдесят сажен и на столько же должны спуститься. А горизонтальное расстояние между двумя крайними точками подъема и спуска всего одна верста. Все эти отдельные зигзаги тракта коротки и узки, радиусы закруглений малы, уклоны велики. Телега в закруглениях иногда не может повернуться: колеса висят ни над чем не огражденной пропастью. Еще один неловкий шаг лошади, и она вместе с возом сорвется вниз. На самой вершине перевала стоит крест, водруженный проезжавшим здесь архиереем, а напротив его, по другую сторону дороги развиваются на ветвях лиственницы ленточки - благодарственная жертва инородцев за благополучный переход богам (так называемая "джалама"). Да и сейчас на самой верхней точке Чике-Таманского перевала растет дерево, все веточки которого повязаны тряпочками - на счастье." 

 

 

            Раньше существовало три дороги, ведущие через этот перевал: на г. Чике-Таман; Ириндуой и на Черноречинскую дорогу. О последней дороге Брещинский говорил, что она для приспособления к передвижению экипажей не пригодна. Что же касается двух других, то ими пользуются караваны одинаково, когда лошади устали только, то их направляют на более низкий, но скалистый Чике-Таман; если же у лошади сбиты копыта, то на более высокий, но с мягким грунтом Ириндуой.

 

 

            Когда через Улегемский хребет прокладывали колесную дорогу, то на перевале Чике-Таман, расположенном на высоте 4300 футов над уровнем моря, открылся участок древней дороги, в свое время хорошо расчищенной и разработанной. Такая же дорога вела в древности к китайскому перевалу (местные жители до сих пор показывают еле видные следы ее, на ней была даже найдена медная втулка от колеса телеги). Дорога была высечена в скале и шла на подъем зигзагами. Повороты ее были не круты, а подъемы - пологи. Эту в последствии засоренную камнями и заросшую деревьями дорогу местное население считает китайской дорогой. Строительство этой дороги относят ко времени господства на Алтае кытаев (X-XII вв.).

 

 

Большие ремонтные и изыскательские работы на Чике-Таманском перевале были проведены в 1924-1925 годы, что дало возможность совершить в 1925 году впервые по Чуйскому тракту семь рейсов автомобилями Госторга и АО "Шерсть" до Кош-Агача и обратно. В силу малого угла разворота автомашинам на поворотах приходилось по несколько раз делать маневры, чтобы проехать. На перевале Чике-Таман при подъеме необходимо было преодолеть 24 зигзага (тракт в то время поднимался на перевал прямо по логу, протянувшемуся влево), а при спуске - 23 зигзага. Еще в 1925 году здесь проводились изыскания по определению наилучшего перехода через перевал. Главное внимание тогда было обращено на безошибочный выбор правильного направления. В течение 1926 года были произведены дополнительные изыскания с учетом предложений, выдвинутых в свое время экспедицией В.Я. Шишкова. На Чике-Таманском перевале были изысканы возможности уменьшения количества земельных работ и смягчения профиля по тому направлению трассы, где она проходит в настоящее время. В 1927 году была закончена прокладка тракта по новой трассе на Чике-Таманском перевале.

 

 

Работы по прокладке дороги через этот горный хребет поистине колоссальны. Строителям пришлось переместить более полутора миллионов тонн грунта, взорвать около десятка скал, расширять и подсыпать дорогу. Новая дорога была пущена в строй в 1984 году. Кстати, было несколько обходных предложений. Рассматривался даже проект тоннеля, но из-за отсутствия специализированной техники, близлежащих источников тепла и света эта идея была отложена. Существующая сегодня дорога проходит часто не там, где был старый Чуйский тракт. Но с многих открытых точек этот путь, ставший почти тропинкой, виден до сих пор. Жуткая это была дорога... 

 

 

С Чике-Таманского перевала открывается очень красивый вид на громады горных хребтов и массивов. Туристы будут не мало удивлены разницей между существующей дорогой и той, которая здесь была до революции. Для этого надо сделать получасовую экскурсию вниз по старой дороге. Прямо с седла перевала по северному склону метрах в двухстах видна вся дорога, верхняя и нижняя ее часть, идущая зигзагами узкой крутой щелью.

 

 

16 февраля 1996 года специальным постановлением Государственного собрания Эл Курултай Республики Алтай за №38, горный перевал Чике-Таман объявлен памятником природы республиканского значения. 

 

Полотно дороги перевала Чике-Таман идет по срезу в крутом северном склоне горы, прорубленном в отвесных гранитных массивах. Справа вверх уходят высокие скалы, влево - глубокие вертикальные обрывы, самые опасные участки которых огорожены бетонным барьером. У непривычных к горным дорогам людей этот перевал вызывает сильное ощущение высоты. По обеим сторонам перевала растет редкий лиственничный лес и различные кустарники. Тенистые склоны поросли мхом и баданом. На самом перевале встречается маральник, алтайская жимолость, ивы, таволга. Здесь же произрастает эдельвейс. Цветы его напоминают белые пушистые звездочки. Правда здесь они не особенно крупные и уступают эдельвейсу в высокогорной зоне.

  

Большая высота перевала, серпантины дорожного полотна в сочетании с лесостепными ландшафтами, привлекают особенно много автотуристов.

 

Фотографии перевала Чике-Таман                                            Форум по перевалу

 

Все статьи о перевалах в Онгудайском районе

 



Источник: http://www.trakt.skyth.ru
Категория: РА - Онгудайский район | Добавил: galt (27.10.2009)
Просмотров: 3570 | Теги: автоперевал, Чике-Таман | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar
А вы знаете, что..
Название села Чемал можно перевести с алтайского как "с муравьями, муравейник"


Корзина
Ваша корзина пуста


Поиск


Форма входа
Логин:
Пароль:


Рассылки сайта
 


Сколько дней сайту


Алтай-Фото


Всего материалов:
Комментариев: 1848
Форум (темы/посты): 1617/19338
Фотографий: 6519
Дневников путешествий: 118
Новостей: 2325
Файлов: 242
Статей: 977
Directory: 7
Ad-board: 112
Игр: 213
FAQ: 14
Записей в Гостевой книге: 30


Реклама на сайте



Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru


Copyright Свитайло Е.Н. © 2009-2017. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна!
111222333