Сообщество путешественников
АВТОМОБИЛЕМ ПО ГОРНОМУ АЛТАЮ
 
Каталог статей

Меню сайта
Оцени фото!
Просим оценить!
Чемал - Еланда (дорога)
Категория: Дороги
Разместил: galt
Текущий рейтинг: 4.0
Наш опрос
Как Вы узнали об этом сайте?
Всего ответов: 311
Статистика

На сайте всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
ЭТО ИНТЕРЕСНО
 
 
 
Облако тегов
Яндекс
Праздники
Праздники сегодня
Главная » Статьи » Перевалы » РА - Онгудайский район

Чике-Таман (автоперевал)

            От села Хабаровка начинается подъем на водораздел рек Малый Ильгумень и Большой Ильгумень. Это подъем на Улегемский или Чике-Таманский перевал. Высота перевала 1460м, но из-за своей крутизны он кажется значительно выше. Подъем -4,6км; спуск -5,1км. 

 

            Чике-Таман - это особая история. Вокруг него в свое время велось множество споров. Да и само название люди произносят по разному. Довольно часто можно встретить написание Чике-Аман, что в переводе "Здравствуй, гора". Но правильное название Чике-Таман - "Плоская подошва".

 

 

            На перевал ведет живописный серпантин тракта, бывший некогда довольно крутым и сложным для лошадей, а позже для автотранспорта. В.Я. Шишков в начале XX века, описывает Чике-Таманский перевал: "Чике-Таман. Прежде всего изречение, нацарапанное на придорожном столбе, на самой вершине перевала рукою отчаявшегося ямщика: "Ета не Чике-Таман, а Черт-Атаман, сорок восемь грехов". В этом все сказано, вылита вся желчь наругавшегося донельзя человека, замучившего себя и загубившего здесь, может быть, не одну лошадь. Чике-Таман - огромный горный кряж, преградивший путь в долину Улегема, куда выходит тракт. Вы подъезжаете вплотную к горе, выходите из повозки и пешком поднимаетесь по бесконечным извилинам тракта. А лошади тем временем надрываются над вашим экипажем. Вы поднялись на сто шестьдесят сажен и на столько же должны спуститься. А горизонтальное расстояние между двумя крайними точками подъема и спуска всего одна верста. Все эти отдельные зигзаги тракта коротки и узки, радиусы закруглений малы, уклоны велики. Телега в закруглениях иногда не может повернуться: колеса висят ни над чем не огражденной пропастью. Еще один неловкий шаг лошади, и она вместе с возом сорвется вниз. На самой вершине перевала стоит крест, водруженный проезжавшим здесь архиереем, а напротив его, по другую сторону дороги развиваются на ветвях лиственницы ленточки - благодарственная жертва инородцев за благополучный переход богам (так называемая "джалама"). Да и сейчас на самой верхней точке Чике-Таманского перевала растет дерево, все веточки которого повязаны тряпочками - на счастье." 

 

 

            Раньше существовало три дороги, ведущие через этот перевал: на г. Чике-Таман; Ириндуой и на Черноречинскую дорогу. О последней дороге Брещинский говорил, что она для приспособления к передвижению экипажей не пригодна. Что же касается двух других, то ими пользуются караваны одинаково, когда лошади устали только, то их направляют на более низкий, но скалистый Чике-Таман; если же у лошади сбиты копыта, то на более высокий, но с мягким грунтом Ириндуой.

 

 

            Когда через Улегемский хребет прокладывали колесную дорогу, то на перевале Чике-Таман, расположенном на высоте 4300 футов над уровнем моря, открылся участок древней дороги, в свое время хорошо расчищенной и разработанной. Такая же дорога вела в древности к китайскому перевалу (местные жители до сих пор показывают еле видные следы ее, на ней была даже найдена медная втулка от колеса телеги). Дорога была высечена в скале и шла на подъем зигзагами. Повороты ее были не круты, а подъемы - пологи. Эту в последствии засоренную камнями и заросшую деревьями дорогу местное население считает китайской дорогой. Строительство этой дороги относят ко времени господства на Алтае кытаев (X-XII вв.).

 

 

Большие ремонтные и изыскательские работы на Чике-Таманском перевале были проведены в 1924-1925 годы, что дало возможность совершить в 1925 году впервые по Чуйскому тракту семь рейсов автомобилями Госторга и АО "Шерсть" до Кош-Агача и обратно. В силу малого угла разворота автомашинам на поворотах приходилось по несколько раз делать маневры, чтобы проехать. На перевале Чике-Таман при подъеме необходимо было преодолеть 24 зигзага (тракт в то время поднимался на перевал прямо по логу, протянувшемуся влево), а при спуске - 23 зигзага. Еще в 1925 году здесь проводились изыскания по определению наилучшего перехода через перевал. Главное внимание тогда было обращено на безошибочный выбор правильного направления. В течение 1926 года были произведены дополнительные изыскания с учетом предложений, выдвинутых в свое время экспедицией В.Я. Шишкова. На Чике-Таманском перевале были изысканы возможности уменьшения количества земельных работ и смягчения профиля по тому направлению трассы, где она проходит в настоящее время. В 1927 году была закончена прокладка тракта по новой трассе на Чике-Таманском перевале.

 

 

Работы по прокладке дороги через этот горный хребет поистине колоссальны. Строителям пришлось переместить более полутора миллионов тонн грунта, взорвать около десятка скал, расширять и подсыпать дорогу. Новая дорога была пущена в строй в 1984 году. Кстати, было несколько обходных предложений. Рассматривался даже проект тоннеля, но из-за отсутствия специализированной техники, близлежащих источников тепла и света эта идея была отложена. Существующая сегодня дорога проходит часто не там, где был старый Чуйский тракт. Но с многих открытых точек этот путь, ставший почти тропинкой, виден до сих пор. Жуткая это была дорога... 

 

 

С Чике-Таманского перевала открывается очень красивый вид на громады горных хребтов и массивов. Туристы будут не мало удивлены разницей между существующей дорогой и той, которая здесь была до революции. Для этого надо сделать получасовую экскурсию вниз по старой дороге. Прямо с седла перевала по северному склону метрах в двухстах видна вся дорога, верхняя и нижняя ее часть, идущая зигзагами узкой крутой щелью.

 

 

16 февраля 1996 года специальным постановлением Государственного собрания Эл Курултай Республики Алтай за №38, горный перевал Чике-Таман объявлен памятником природы республиканского значения. 

 

Полотно дороги перевала Чике-Таман идет по срезу в крутом северном склоне горы, прорубленном в отвесных гранитных массивах. Справа вверх уходят высокие скалы, влево - глубокие вертикальные обрывы, самые опасные участки которых огорожены бетонным барьером. У непривычных к горным дорогам людей этот перевал вызывает сильное ощущение высоты. По обеим сторонам перевала растет редкий лиственничный лес и различные кустарники. Тенистые склоны поросли мхом и баданом. На самом перевале встречается маральник, алтайская жимолость, ивы, таволга. Здесь же произрастает эдельвейс. Цветы его напоминают белые пушистые звездочки. Правда здесь они не особенно крупные и уступают эдельвейсу в высокогорной зоне.

  

Большая высота перевала, серпантины дорожного полотна в сочетании с лесостепными ландшафтами, привлекают особенно много автотуристов.

 

Фотографии перевала Чике-Таман                                            Форум по перевалу

 

Все статьи о перевалах в Онгудайском районе

 



Источник: http://www.trakt.skyth.ru
Категория: РА - Онгудайский район | Добавил: galt (27.10.2009)
Просмотров: 3791 | Теги: автоперевал, Чике-Таман | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar
А вы знаете, что..
У алтайцев существовал культ тёсей — семейных и родовых покровителей, воплощением которых считались их изображения. Этим изображениям молились и, чтобы задобрить тёсей, имитировали их кормление. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана


Корзина
Ваша корзина пуста


Поиск


Форма входа
Логин:
Пароль:


Рассылки сайта
 


Сколько дней сайту


Алтай-Фото


Всего материалов:
Комментариев: 1870
Форум (темы/посты): 1620/19399
Фотографий: 6548
Дневников путешествий: 118
Новостей: 2606
Файлов: 242
Статей: 977
Directory: 7
Ad-board: 110
Игр: 213
FAQ: 14
Записей в Гостевой книге: 29


Реклама на сайте



Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru


Copyright Свитайло Е.Н. © 2009-2017. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна!
111222333