Сообщество путешественников

Разместил: Uragus
Текущий рейтинг: 4.5
Наш опрос
Какой район РА Вам больше нравится природой?
Всего ответов: 479

Яндекс
Праздники
Праздники сегодня
Главная » 2012 » Август » 10 » Команда молодости нашей или Белуха, Аккем июль 2012. Часть 4. Аккем
Команда молодости нашей или Белуха, Аккем июль 2012. Часть 4. Аккем
17:33
Продолжение. Начало в части 1, части 2 и части 3

Вниз пошли бодро. Я села передохнуть, найдя тень за высоким камнем и дожидаясь группу. Сидела долго, выглянув, увидела вдалеке уже удаляющиеся штаны Сони, группа свернула несколько правее и ушла по другой тропе. Я потопала за ними, окликая. Тропа разделилась на пешую и на конную. Пешая бродила ручей и шла крУгом вокруг горы, та, самая, про которую я вспоминала с 2006, неприятная тропа, осыпная, узкая над неприятным обрывом над рекой, уходящая далее в курумник. Вторая, конная, шла в гору и опять спускалась.

В итоге, Костя сказал, что он лучше сдохнет, но в гору не пойдет, часть группы боялась высоты, поэтому решили разделиться. Часть группы пошла через гору, а часть по обходной тропе, Ваня последовал за Машей на гору за компанию. Данка высоты боялась, но ступора в ней не наблюдалось, и она решила топать по пешей тропе. Первым пошел Костя, потом Соня, затем шла Дана, за Данкой я, Ромка предложил быть замыкающим, я не стала сопротивляться, мне как-то было спокойнее. Данка шла на трясущихся ногах, со срывающимся дыханием, но себя преодолела. Костя с Соней шли спокойно. Ромка тоже. Я переживая , шла за Данкой, ругая себя, что разрешила.

Идя по тропе внезапно увидели мужика, в полной экипировке и висящего как человек паук на стене, выше над тропой. Он шел навстречу, но Костя сказал что «нас много», мужик смиренно резюмировал «ну тогда я полез наверх». «Что, преодолеваем себя?» спросил он весело. «Нет» ответила я, «просто некоторым лень идти в гору». Вися нараскоряку на стене, он еще философски постебался на тему труда и еще каких то вечных ценностей… Мы тем временем вышли на курумник, дождались тех, кто перевалил через гору и приступили в самому противному и последнему, крутому спуску… Ближе к метеоролагам, тропа становилась круче и та часть группы, которая видела этот спуск\подъем впервые, оказывается думала об одном (обратно они идут только по пенсионерской тропе).

Притопали мы на вертолетную площадку около восьми вечера. Я от усталости даже не заметила сразу Эзена. Он сидел и блаженно улыбался. Оказывается, давно нас уже поджидал. «Ну что, по какой тропе пойдете обратно?» хитрО спросил он….

Он подыскал нам уже место на поляне у реки, недалеко от озера, и складировал туда сумины… Сам же, с конями и другими коноводами расположился на противоположном берегу, рядом с лугами, куда вольно отпустил коней… «Пойдемте, тут недалеко, … около километра» позвал он, улыбаясь Ну, спасибо и на этом…

Поразило количество народа! Ну вот, искали уединения, а приехали на «Обское море». В сентябре 6 лет назад здесь не было никого. Однако, как и ожидалось, народ был самый тот, тот самый, приехавший каждый знал ради чего, с особым настроем, задором, туристы от 10 лет до 70 и выше, самый разный, но сплоченный одним. Всем им не нужны были базы и пиво, попса и дискотека, не смущали поломанные ногти и мокрые носки и не пугали трудности быта. Атмосфера клеевая. Уединяться сразу расхотелось… Мы тоже были бодры вполне, хотя ноги и гудели… по пути разведали про баню, что в 200 метрах от нашей стоянки … 1500 руб. в час. Заказали на завтра на 3 часа, час на парней и 2 часа для девчонок. Дров наскребли по сусекам, но их явно мало было, и назавтра наметили поиски, топор и пила в наличии, а рубить нечего…

Однако, ужинали мы лежа на карематах или полулежа. Предвкушение отдыха расслабило. Народ отчаянно и громко рылся в суминах в поисках эдакого. Сладкое исчезало на глазах. Мы не стали устраивать террор, как когда-то наш капитан на сплаве, раздавая по одной конфете в день. Съедят все сладости за два дня, будут сидеть на кашах все последующие, что поделать... Пастила откусывалась всеми по братски, сгущенка высасывалась как придется, шуршали фантики от конфет, сухофрукты тоже пользовались популярностью. Повидло было закопано глубоко, его не сразу обнаружили, иначе сей популярный продукт сожрали бы в первый же день. Спали счастливо и безмятежно.

Проснулись от звуков то ли барабана, то ли тибетских чаш, как будто кто-то легко и ритмично трогал струны гитарные, но все таки больше похоже на барабаны… вдали послышался звук рога… один раз, второй… легкие голоса просыпающихся туристов… красота, солнце, палатка нагревалась стремительно, 7 утра.

К 8 все потихоньку выползли на солнце. День однозначно посвящался отдыху, бане, ленивая дневка.

Девчонки расположились на карематах, делая друг другу массаж, парни бесились и задирались, каждый млел как мог и как хотел. Полосатые бурундуки играли в догоняшки, характерно пищали круглые пищухи! Вспомнилось, как много их было на Маашейском озере! Накануне пришло сообщение о то, что на Маашее сошла сель. Как жалко что озера больше нет! Лагерь прямо с видом на Белуху и стену. На берегу реки Аккем, на большой поляне, близ тропы, откуда начинается крутой подъем на семь озер. «Мда, лицо Белухи как ни крути, все таки здесь!» молвил Костя, глядя на искрящиеся в солнце вершины. Какое же счастье, что нам повезло с погодой! Мы и не знали, что на стоянках нам будет подарено всего 7 часов этого счастья! И все оставшееся время мы будем жить в дожде и тумане. Парни пришли из бани счастливые, а мы только предвкушали. Она как раз хорошо растопилась! Ах, какое счастье, как тепло и чисто, какой пар, сдобренный пихтовой добавкой. А возможность постирать единственную черную футболку прибавляла счастья. За час с небольшим мы успели многое, даже попариться и окунуться пару раз в Аккеме, у нас еще была уйма времени и тут… пошел дождь, переходящий в ливень… Группа разновозрастных немцев в защитных плащах , закрывающих рюкзаки, идущая по тропинке любопытно смотрела на экзотику в виде русских девушек в купальниках, стирающих в цинковых тазах в деревянном доме (надо же, ничего не изменилось в общем то за 70 лет), группа остановилась как вкопанная по команде (на первый , второй рассчитайсь) и встав ровненько, как это только могут делать, наверное немцы, в шеренгу задом к бане, так и осталась стоять на тропе, пережидая дождь. Я было заикнулась девчонкам, что может их под навес пригласить… но они мне молча показали на оконца. Под навесом, вокруг бани, заглядывая в оконца парилки и предбанника уже стояло штук 8 мужиков, спрятавшихся от дождя. Потом они, правда, отвернулись, а мы продолжали бегать, мыться и париться… Для нас оставался важным только один вопрос, кончится ли дождь к моменту выхода или нам придется шлепать в купальнике… Но он не кончился. Запаковав все чистое и сухое в мешки, двинули в сторону лагеря. Тропинки вместе с глиной и лошадиным навозом размыло, и мы топали местами по щиколотку в воде, теряя засасываемые пластиковые тапки на ходу. Добежали до лагеря, смыли лошадиный навоз с ног в Аккеме и уже начиная замерзать, укрылись в палатках. Парни спасли сумины, убрали тент, накрыв им продовольствие и дрова. Вообще занятие под названием «ставим тент, а теперь снимаем тент», в течение последующих суток происходило раз 5, то по причине дождя , ветра, то разведения костра и спасания продовольствия с дровами от сырости.

Дождь шел часа 4. Дети бесились, играли в карты, спали. Мы примерно тоже самое, только без карт. Часам к 8 вечера дождь кончился. Мы вылезли из палатки и обнаружили серую мглу.

Туман, густой, плотный и ровный вокруг. Сумерки. На расстоянии метра уже не видно ничего. «Ееежик!» кто то тихо позвал в тумане, «я здееесь, лошаадкаа!», кто-то откликнулся издалека… М-да. Ели, стоя в плащах, подсвечивая фонариками кастрюлю и хохмили по каждому поводу. Костер горел плохо, использовали баллоны. Походная мини печь жрала их нещадно раза в три быстрее, чем наша печь побольше, для авто-туров. Надо покупать альпинистскую. Дорого, зато экономно ест. Пришел Эзен нас навестить. Сказал, что в Ярлу сошла сель. В Ярлу - сель!!!? Когда такое было! Он был как раз там. На его глазах река поднялась и увеличилась втрое, понесла булыганы, течение ускорилось, бурлящая грязь неслась потоком. Он погнал коня , чтобы убраться оттуда побыстрее. Мы чуть приуныли, а как же радиалка? Вечером снова пошел дождь. Хороший такой, и вечером же пел «хор имени Пятницкого» рядом в соседних палатках. Тетки пели хорошо, от «Митяева» до «белогривых лошадок», мне тоже хотелось петь. Я жалела, что нет со мной моих подружек, любящих это дело… Но прошло 2 часа, а тетки все пели… народ начал хохмить, и тетки тоже, но прошло 4 часа, а они все пели… уже не было слов, поэтому они просто пели «най-най-на-на, лай-лай-ла-ла», а что еще делать в такую погоду, под это мы и заснули……. Ночью явно слышался нарастающий гул воды, пошутили, что смоет нас здесь нахрен…, спалось не очень. Во сне увидела блокбастер цветной и явный на тему всемирного потопа, с продолжением. Проснулась от ужаса, продлила сон, пофантазировав, слегка и приснилось счастливое спасение… ну хоть какая-то польза от такой погоды!

Утром проснулись от разговора рядом с палатками. «Ну, кто говорил, что затянет на 2 недели? Допрогнозировались?». Дождя не было. Но все серо и сыро. Вода в Аккеме поднялась значительно. Я не спеша развела костер, странно как-то быстро занялся (добрые люди, уходя, оставили нам сухие дрова, спасибо им) , высушила майку, сварганила нечто чахохбили, курица с рисом… стал просыпаться народ…

Стоянки сворачивались, 80% туристов сваливали. Но они стояли давно, и успели насладиться солнцем . Утро посвятили поиску и рубке дров. Нарубили много, но сырые, разводить проблематично, подсушивали.

Народ расположился вокруг на карематах, развесил как гирлянды носки и трусы, активно работал хобами для разжигания, хохмили, чихали от дыма, гоняли чаи, мечтали о солнце

Пришла группа из Ярлу в цементе по колено, идти, явно не стоит. На 7 озер погода не стабильна. Народ собрался к подножию или хотя бы до часовни. Пришел Эзен в химзащите, они все вместе и потопали. Я осталась, поскольку была там, да и как чувствовала, что нечего там делать то. Они успели дойти до часовни почти, но уже в дожде, обратно шли в стене ливня. Я под тентом успела сделать чай. Они пришли мокрые насквозь, хотя и впечатлились увиденным. Эзен, стоя на коленях час!!! разводил огонь! Я наблюдала это действо, это стоило того. Целая технология. И неправда, что алтайцам помогают только сухой кедр и алтайский заговор. Терпение и тщательность, и еще раз терпение, которого у обычных туристов не хватает. Через час он распалил его знатно, так что полыхал и можно мыло сушиться, оставаться на ужин не захотел, дала в дорогу орехов, больше и отблагодарить то особо нечем, кроме признательности за помощь.

Сушились часа 4. Стоя, фотографируясь, болтая обо всем подряд. Подвалила тетечка с соседней стоянки, заинтересовалась нашим весельем. Сама из Красноярска, значительно старше нас, шла через Картюрек, молодец…. Внезапно наплыли куски тумана, лохматые и оборванные, в небе на Белухой показалась луна, а корона горы осветилась пробившимися лучами закатного солнца цвета невозможного . Пытались снимать на зеркалку… Цвет не передался….

Чуть очистилась гора напротив. И вдруг поляна наполнилась нарастающим гулом, и не сразу поняли что это. По гребню, с горы, что, напротив, через реку, катились булыганы, огромного размера, утаскивая за собой мелкие и поднимая каменную пыль на десятки метров вверх… Народ переполошился, кто ездил каждый год в это место, говорят не было такого… Толи дождем подмыло, а местные утверждали мол кто-то набаловался с духами в Ярлу, вот и сель пошла и камнепад... Через 15 минут камнепад повторился… а потом и еще раз, но уже в густом тумане и камни падали не по гребню вбок, а вниз к реке, мы слышали только нарастающий звук , но не видели, что происходит… вскоре все стихло. Отужинали спагетти с сыром, предварительно натертым и высушенным дома (новинка)!

Костя постановил, что завтра снимаемся. Дожди не собирались проходить, баллоны кончались, с дровами проблемы, без возможности хорошо обсохнуть на 7 озер идти смысла не было, на базе останавливаться мы не планировали… Это было похоже на прерванный не вовремя полет…, но Костя был непреклонен….

Утром мы с Данкой встали, по-прежнему серо, хотя и без дождя. Я нарубила щепы, Данка пошла тоже попробовать. Сказав ей «осторожнее с мужским орудием», пошла к костровищу. Минут 5 у нее все славно получалось. Костя лежа в палатке, подумал, оказывается, «надо вставать, а то доиграется» ….

Через минуту услышала Данкино мяуканье «Лина, я долбанула по пальцу», я, еще не понимая насколько серьезно это, спросила «че, сильно?», «да, и похоже очень» услышала в ответ. В общем за потоками крови непонятно было сразу осталось пол фаланги или нет….Данка предложила «гениальную» идею, сбегать в МЧС, что в километре от лагеря и вколоть ей два килограмма обезболивающего… Зажали бинтом, приложили холодную бутылку. Вкололи кетанов… Дали чаю. Кровь остановилась. Пол утра отмачивали марганцовкой засохший бинт. Палец был цел. Перевязали заново. И она так и топала потом, гордо подняв перед собой большой палец и идя так по тропе, привлекая взгляды туристов и получив имя «девушка с пальцем». Ну что ж, девушка с пальцем - это лучше, чем девушка без пальца. Однако урок был вынесен, нефиг отбирать у мужчин их работу и баловаться мужскими орудиями труда .

Утро подарило нам кристальную прозрачность и новую красоту Белухи. Ну как же так, такое солнце, а мы снимаемся!

Эзен, потихоньку снаряжал коней. Его конь раскатал нижнюю губу и выпрашивал у Эзена пощекотаться…. Несколько фото утренней Белухи. «И все таки природа с казахстанской стороны мне больше нравится», сказал Костя, «уж больно здесь сурово» .

Пошли по пенсионерской тропе.. Эзен сказал мол гиды за 4 часа доходят, курумника метров 10. Почему 10? Почему не 15? Эх весельчак Эзен. Гиды то добегали, да за 6 часов и не с дальних стоянок. О чем я и сказала позже Ромке, который включив космическую скорость, понесся, а за ним и вся группа. Идущие далеко впереди и обогнанные впоследствии туристы, бывалые вполне, прикалывались, ну типа мол мы хорошо ходим, а тут нам даже стыдно….

Мы бежали за лосями, но на подъемах, разумеется не поспевали, но поняли , что не так уж мы еще плохи, просто на фоне «лосей» бледно выглядим. По дорогу столько интересного, и вкусного, особенно манила жимолость, местами уже появлялась брусника… Но какой там, наши «мамонты» неслись, напролом , мы только успевали минутку, другую, постоять и насладится кислыми ягодами ….. Эзен поехал обратно по конной, через Каратюрек, к полудню следующего дня он рассчитывал прибыть на «Высотник». Как ни крути, народ поставил цель дойти до вечера до «трех берез», хотя и вышли с дальних стоянок в 12 дня.

Какого только народу не встретили по пути, и старые туристы, один из которых дед с белой длинной бородой, жилистый и бывалый, и «Славяне» во главе с уже другим дедом, голым по пояс, с посохом, с белой бородой и БОСИКОМ! Следом шли его ученики, но в лаптях. Дед сообщил, что он всю Европу прошагал босиком, и посмотрев на Данкин перевязанный палец, почему то провозгласил к радости нашей Сони-вегетарианки «верно Вам, говорю, все беды от мяса!» Ученики же смиренно сказали «свершений Вам» и потопали за босым учителем. Следом шла семья: отец с годовалым спящим младенцем в переноске за плечами, малыш 6 лет, прижимающий к груди игрушечного щенка, ребенок 8 лет и пацан, лет 10. Мамаша несла рюкзак, величиной с автобус, и еще друг или родственник с рюкзаком. Проходили по 5 км в день. Группа из братской Украины с веселым мужиком с шариками, привязанными к рюкзаку. Из 17 туристов 6 именинников!

Дорога вдоль реки Аккем по большей части не такая уж и сложная. Первые километры лесная, с небольшими камнями, дальше курумники над рекой, правда не 10 метров, а метров 100-150 в общей сложности. Несколько километров противного подъема по корням, где нет воды и ручьев на протяжении где то часа. Километров 5 очень противного спуска с высокими ступеньками из корней и камней. Далее, часа полтора нормальной вполне дороги до «трех берез». На одном из таких противных спусков я таки подвернула ногу, хотя и несильно, геометрия шага поменялась и на спусках начала отказывать вся нога и поскольку к 8 часам вечера к шишиге мы все равно не успевали, решили заночевать рядом с туристами из Кемерово, которые любезно приютили нас у костра. Поставили 2 палатки и заночевали по 4 чел в каждой.

Утром Соня и Дана проснулись с вопросом, слышал ли кто-нибудь кроме них тряску. Ну, все спали глухо и никто ничего не слышал. Оказывается, в эту ночь было землетрясение. А мы еще пошутили накануне на тему скрипучих деревьев, что, мол, в лесу теплее, но деревья уж больно скрипят и надеемся что нет, ни одного старого рядом с нами.

Утром вышли часов в 10. Опять яркое солнце, да что ты будешь делать! За полтора часа дошли до поляны и совершенно неожиданно вывернули к «трем березам» Как раз, когда шишига подвозила очередных туристов . Через пол часа загрузились и в компании альпинистов из Польши и 2 веселых парней с Байкала, которых мы обгоняли ранее и еще 4 из Алтайского края с ветерком помчались на шишиге. Именно помчались. Местами было страшновато.

Костя тем временем, приглядывался к дороге, нашел следы УАЗа и выявил 3 вероятных сложных места для джипов. Тут же созрел план насчет нового похода, возможно сухой осенью, но с самостоятельной заброской через Кузуяк на своих машинах… Во всяком случае, при наличии треков, для подготовленной машины проезжабельно, если не будет проливных дождей….

По дороге остановили туристы и предложили копченый сыр, миндаль, грецкие орехи. На поляне, чуть поодаль группа туристов на покрывале разместилась капитально. Мы подумали, что продают, они сказали что у них лишний груз, и берите мол бесплатно и всего и побольше, дали всего и много и вместе с вкусностями «новый завет».

Ну вот, а говорили бесплатный сыр только в мышеловке!

Потом мы поняли , что это не туристы. А так привлекают к вере. Ну не знаю как насчет привлечения, но с божьей помощью мы дошли и вышли, а вкусности делили на всю интернациональную шишигу и весело ехали, жуя на ходу деликатесы

На последней горке шишига устроила нам американские горки с веселым спуском без тормозов. Мы съехали с визгом и хохотом, вначале испугавшись, правда, но видно было, что этот трюк проделывается регулярно. Забрав свои машины и тепло распрощавшись с Эзеном, который за сутки с небольшим с конями и частью наших шмоток прошел обратно через Каратюрек и ждал нас уже как час у «Высотника». Грязные и счастливые вернулись в Катанду. Арсен, хозяин дома отправил нас на речку, спуск к которой идет вниз прямо от калитки. В реке сделана заводь. Нанырялись, навизжались, чуть отмылись . Нас ждал вкуснейший борщ, и куча других вкусностей. Хозяева дома вегетарианцы, но Катя, хозяйка готовит так, что никакого мяса и не надо. Наутро она напекла свежего хлеба, пирогов, поэтому мы отъедались, отсыпались и опять отъедались… Приехал из лагеря Левка, он простыл и температурил. Его отправили все на ту же ледяную речку, там пролечили и к утру следующего дня он уже был в порядке и отправлялся обратно в Мульту. Наутро тепло распрощались со всеми домашними, с Сонькой не хотелось расставаться, ну ничего, в этом году она приезжает на учебу в институт и будет много возможностей потусить. Артем тоже через пару недель возвращается на учебу. За главного остается 13 летний Левон. Двинули в Усть-Коксу, по дороге обязательно хотели заехать в Уймон.

Продолжение в части 5

Категория: Пешие путешествия | Просмотров: 3244 | Добавил: Эллин | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
avatar
А вы знаете, что..
В дореволюционной литературе северные алтайцы известны как черневые татары

Поиск

Tестов: 1

Реклама на сайте

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright Свитайло Е.Н. © 2009-2024. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна!