Этот необычный, яркий и интересный этнографический музей Алтая расположен в бывшей старообрядческой избе (избе 150 лет), отданной под музей 3 года назад.
Известно, что после реформ Никона старообрядцы - или, как их еще называли, кержаки, "каменщинки", "стариковские" - в поисках мужицкого счастья и плодородных земель перебрались в Сибирь. При Екатерине они были переведены на поселение. Трудолюбивые, сильные люди, кержаки довольно быстро обустроили дома, села, начали возделывать землю, воспитывать детишек.
Мужская одежда староверов. Фото Шелеповой Н.М.
Говорят, уже в советское время староверы отказывались от пенсий, считая их нетрудовыми доходами. Эти люди не знали ни голода, ни болезней, были очень чистоплотны, почтительны. Мать пользовалась неизменным уважением и почетом.
Женская одежда староверов. Фото Шелеповой Н.М.
Дети начинали работать рано, с 5-6 лет, и во всем помогали родителям. К 15 годам девушки уже имели полностью сделанное вручную приданое (вышитые полотенца, белье, пояса, рубахи). Семьи были большими и дружными, в одном доме жило до 17-18 человек. Спали на полатях, на "битой" печи из глины и песка. Кержаки вели здоровый образ жизни: табак не курили, из алкогольных напитков признавали только травяные настойки (на 9 или 40 травах).
Яркие половики, пояса и опояски. Фото Шелеповой Н.М.
За нарушения и проступки строго наказывали, стоявший во главе общины наставник назначал количество поклонов за грехи или другие наказания.
Божница староверов с иконами, подсвечником. Фото Шелеповой Н.М.
В музее две комнаты: изба и горница. В избе печь, стол, лавки. Представлены старинные кувшины, крынки, миски, другие предметы быта и посуда. В углу детская люлька, качать которую нужно было ногой. У люльки висит погремушка - детская игрушка из коровьего пузыря. Много тканых половиков, полотенец, поясов. Старые пергаментные книги, очки, иконки. В горнице рассказывается о старинных ремеслах, стоит ткацкий станок.
Ткацкий станок. Фото Шелеповой Н.М.
Ценность этого маленького музея не только в прекрасных экспонатах, собранных энтузиастами, не только в трогательно-радушном приеме его хозяйки, но и в желании учителей передать частички прошлого школьникам, в готовности и преданности, с которой дети участвуют в этом благородном предприятии. В нескольких километрах от
Верхнего Уймона находится
село Гагарка, основу населения которой также составляют старообрядцы.
Инструменты быта староверов. Фото Шелеповой Н.М.
Одна местная жительница недавно издала книгу, посвященную кержакам: особенностям их говора, быта, костюма.