Одной из целей экспедиции Николая Рериха на Алтай летом 1926 года был поиск места для строительства культурно-промышленного центра.
Зачем великий художник и философ приезжал в Алтайские горы? Известно, что помимо научнохудожественных и этнографических целей его экспедиция изучала возможность строительства около горы Белухи города Звенигорода - столицы будущего монголо-сибирского государства Священный союз Востока, именуемого ещё и Штатами Азии, Новой страной, а также Единой Азией.
Невскрытая сокровищница
Вопрос о целях алтайского путешествия Николая Рериха вот уже почти столетие занимает умы исследователей.
Его последователи считают, что целью экспедиции был поиск легендарного Беловодья, или Северной Шамбалы. Но о каких серьезных научных изысканиях загадочной страны можно вести речь, если путешествие длилось меньше двух недель, а обследовались лишь ближайшие окрестности села Верх-Уймон, где базировалась экспедиция. К тому времени уже сотни лет люди искали, но так и не нашли в Алтайских горах это райское место на грешной земле. Легенды, которые слышал и Николай Константинович, гласили, что "подходили они близко к Заповеданной Стране, уже слышали и колокольный звон, и пение петухов, и мычание коров, но напускался туман и пройти было невозможно".
Однако, может быть, как утверждают последователи Рериха, основная цель экспедиции была культурологической. Действительно, члены экспедиции много рисовали, фотографировали и даже снимали на кинопленку удивительные алтайские пейзажи, живо интересовались историей старообрядчества, одним из центров которого был и остается Верх-Уймон. Занимали участников путешествия этнографические сюжеты. Многие дома здесь были расписаны бабушкой Агашевной - родной сестрой Вахрамея Атаманова, у которого жили Рерихи. Кстати, в Алтайском краевом музее изобразительного искусства хранятся доски, расписанные этой народной художницей.
Объектом пристального внимания Николая Рериха были и алтайские древности. Недаром же он считал, что "и в доисторическом, и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу". В своём дневнике путешественник упоминает "каменных баб" и "оленьи камни", покрытые петроглифами, "керексуры" - древние курганы, надмогильные холмы, насыпанные из больших камней, и "кезеры" - надмогильные памятники и каменные изваяния, а также пещеры Уймонской долины. Однако ни о каких раскопках древних курганов или детальном обследовании пещер речь даже не шла. А из собранных путешественниками материалов упоминаются корни маральника, рога марала и струя кабарги. Мельком, как бы между прочим, говорится в дневниках участников экспедиции, что местные жители приносили по просьбе Николая Константиновича камни, которые упаковывались в холщовые мешочки, сшитые верх-уймонскими женщинами.
Но, как считает ряд исследователей, именно сбор минералов и был одной из главных целей "разведывательной" экспедиции. Она предполагала заключение концессионного договора на разработку алтайских недр, борьба за обладание которыми продолжалась несколько лет, вплоть до середины 1929 года. А участниками алтайской экспедиции были руководители американской коммерческой организации - корпорации "Белуха", отстаивающей в СССР свои интересы на приобретение концессий через установление дружеских контактов с влиятельными чиновниками из высших эшелонов советской властной верхушки.
- Всё остальное - лишь прикрытие, - утверждает, к примеру, завотделом "Наследие Рерихов" Государственного музея Востока Владимир Росов в автореферате докторской диссертации, книге "Николай Рерих. Вестник Звенигорода", статьях "Американское общество "Белуха" и проект Н.К. Рериха "Единая Азия", "Маньчжурская экспедиция Н.К.Рериха 1934-1936 годов" и других публикациях. Впрочем, по его же версии, "упомянутая выше деятельность Н.К.Рериха сводится к его концепции "Новой страны", некоего идеального государственного образования в Центральной Азии, которое первоначально получило название "Священный Союз Востока", а затем - "Штаты Азии" (по аналогии с Советским Союзом и США)". Население "сибирского", или "монголо-сибирского" государства должно было составить около 10 миллионов человек. Предполагалось, что государственное устройство будет базироваться на "конституционной монархии" с преобладанием религиозного элемента, некоем симбиозе буддизма и коммунизма, что нашло отклик среди руководителей СССР. А столицей будущей страны должен был стать город Звенигород в горах Алтая.
Русский Сен-Жермен
Ближайшие сотрудники Николая Рериха называли его "наш Великий Вождь". Да и он сам без ложной скромности отводил себе роль мирового лидера. Супруга Елена Рерих любила сравнивать его с оккультистом и теософом эпохи Просвещения графом Сен-Жерменом, а также "представителем самого владыки Шамбалы", говорила о "великом и светлом имени [Н.К. Рериха], которое уже занимает мировое положение". Фигура художника рассматривалась его окружением в качестве "Западного Далай-ламы". К примеру, ближайшая сподвижница и участница алтайской экспедиции Зинаида Лихтман (в замужестве Фосдик) так и пишет в дневнике: "Н. К. - воплощение 5-го Далай-ламы".
Ему удалось выдвинуть ряд идей, нашедших отклик в самых разных слоях мирового сообщества. Документ, известный под названием "Пакт Рериха", который 15 апреля 1935 года подписали в Вашингтоне более двадцати стран, стал первым в истории международным договором о защите культурного наследия - он установил приоритет защиты культурных ценностей перед военной необходимостью. Николай Рерих стал знаменитым, бросив в массы девиз "Мир через культуру". Он придумал Знамя Мира - отличительный знак для идентификации объектов охраны культурных ценностей в виде красной окружности с тремя кругами в середине на белом фоне. А религиозно-философское учение "Живая Этика, или Агни-Йога", разработанное его супругой Еленой Рерих, основанное на идеях эзотеризма, претендовало на синтез всех йог и религий.
"Мировое значение Н.К. достигло наивысших границ, - отмечала Зинаида Лихтман, - он возведен повсюду как вождь мировой культуры".
Талантливый художник был сложной, многомерной личностью. И без сомнения крупным ученым и исследователем, а также политиком-практиком международного масштаба с ярко выраженным геополитическим мышлением.
В последние годы на российских читателей обрушилась лавина дневников и книг участников экспедиций Рериха: работы его помощницы Зинаиды Фосдик "Мои учителя. По страницам дневника. 1922-1934" и "Мои учителя. Встречи с Рерихами", начальника охраны полковника Николая Кордашевского "С экспедицией Н.К.Рериха по Центральной Азии", заведующего транспортом Павла Портнягина "Современный Тибет", доктора Константина Рябинина "Развенчанный Тибет". Появился и ряд спорных историко-мистических романов и повестей, посвященных деятельности Рериха: Олега Шишкина "Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж", Антона Первушина "Оккультные тайны НКВД и СС", Игоря Минутко "Искушение учителя: версия жизни и смерти Николая Рериха". Плюс монографии зарубежных авторов, документы и статьи отечественных исследователей, приоткрывших завесу тайн личности и замыслов художника и философа.
Шпион, буддист, агент влияния?
Неудивительно, что многочисленные публикации о жизни и деятельности Рериха во многом являются воплощением известной притчи о слоне и слепых, каждый из которых пощупал лишь одну какую-то его часть - хобот, ногу, бивень или хвост. Исследователи, в руки которых попадают доступные им источники, причисляют Николая Рериха то к ОГПУ, то к буддистам, то к американским агентам влияния, то к гонимым ортодоксами православным, то к масонам, то к "восточникам". Любую из этих позиций без труда можно подтвердить или опровергнуть вырванными из контекста цитатами.
Но Рерих не был агентом ОГПУ. Биографы утверждают, что даже если бы на Лубянке нашлись документы, "свидетельствующие" о его вербовке, это могло означать лишь то, что сотрудничество художника с кем бы то ни было продолжалось только до тех пор, пока ему самому это было необходимо для каких-то своих, выгодных лишь ему и его делу целей. В 1930 году чекисты считали Рериха американским, а после войны - английским агентом. Английская разведка называла монгольскую и тибетскую части его экспедиции середины 1920-х годов военно-разведывательной акцией США. В свою очередь американские спецслужбы в 1930-х присматривались к его контактам с японцами и подозревали художника в слишком тесном сотрудничестве с "красной Россией".
Не был, однако, Рерих и буддистом или православным в общепринятом смысле, он лишь использовал их для реализации своих замыслов. Некоторые исследователи даже характеризуют его деятельность как сектантскую, поскольку она, по их мнению, точно подходит под евангельское предостережение: "Господь судил нам жить во времена, когда "много лжепророков появилось в мире", которые приходят к нам "в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные".
Немало исследователей склоняются к мысли, что Николай Рерих в 1920-1930-х годах пытался воплотить в жизнь один-единственный план - создание оккультного государства под своим, разумеется, водительством. А попутчиками в этом деле были представители самых разных организаций и стран. "Для одного, - признавались в 1927-м супруги Рерихи, - мы - Махатмы, для другого - учёные, для третьего - повстанцы, для четвёртого - комитет революционеров..."
Многие очевидцы свидетельствовали, что при личном общении Николай Константинович умел повернуться к каждому из своих собеседников близкой и понятной им гранью. А таких граней у Рериха было много: Мировая Революция, Спасение святынь и шедевров искусства под Знаменем Мира, Звенигород, Новая страна, Община, Кооперативы, Образование, Иван Стотысячный, преподобный Сергий Радонежский, Махатмы (Великие Мудрецы Востока), Веления Космоса и так далее.
Сын художника Святослав Рерих писал о своём отце: "Существует много сторон его личности, которых вовсе нельзя касаться в широком оповещении".
Пять вершин
Уникальный случай в мировой истории: в отрогах Катунского хребта Алтайских гор в честь всех членов семьи Рерихов названы горные вершины. Это пик Николая Рериха, пик Урусвати (Елены Рерих), пик Юрия Рериха, пик Святослава Рериха, Пик Учителя, а также перевалы Рериха и Урусвати. Больше в мире ничего подобного нет.
Есть некая мистика в том, что выбор места для строительства Звенигорода пал именно на Алтай. В 1923 году в Париже состоялось знакомство Николая Рериха с русским писателем Георгием Гребенщиковым. Уроженец поселка Николаевского рудника Змеиногорского уезда Томской губернии, бывший редактор барнаульской газеты "Жизнь Алтая" к тому времени издал книги "В просторах Сибири", "Змей Горыныч", "Река Уба и убинские люди", "Любава", "В некотором царстве", "Путь человеческий". Но широкую известность он получил после выхода в канун встречи с художником романа-эпопеи в трёх частях "Былина о Микуле Буяновиче" и первого тома "Чураевых" - начала эпического повествования о жизни алтайской старообрядческой семьи. Вскоре Гребенщиков переезжает в США и по предложению Николая Константиновича создает и возглавляет русское книгоиздательство "Алатас" ("Белый камень") при музее Рериха в Нью-Йорке. Кроме писательства, издательской деятельности Гребенщиков знакомит жителей США с циклом лекций под названием "Чудеса Сибири". Вероятно, Георгий Дмитриевич увлёк этой темой и Николая Константиновича. После долгих обсуждений с изучением географических карт выяснилось, что наиболее подходят для Звенигорода предгорья Белухи и особенно место, где река Ак-кем впадает в Катунь. Между прочим, и сегодня эти места являются местом паломничества для последователей учения Агни-Йоги, возможно, потому, что "Ак-кем" в обратном прочтении звучит как "мекка".
"Гребенщиков - это главная опора Великого Плана на Алтае", - отмечал для себя художник. 28 июля 1926 года, когда Рерихи с экспедицией прибыли в Барнаул, они остановились в гостинице "Империал" на улице Малой Олонской, 28 (сгорела 5 декабря 1997 года, сейчас на ее месте торговый центр "Эльдорадо"), где встретились с Андреем Борисовым - учеником Николая Константиновича по школе Общества поощрения художеств в Петербурге.
А в Харбине художник после долгой разлуки увидел брата Владимира, который во время Гражданской войны миновал Барнаул будучи начальником обоза Азиатской дивизии барона Унгерна.
Рерих делился идеей строительства города на Алтае ещё с одним сибиряком, уроженцем Кузнецка Валентином Булгаковым, секретарём Льва Толстого: "Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной Азии. Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию. Долина между Уймоном и Катандою будет местом большого центра".
В Змеиногорске 20 июня 1990 года скончался Альфред Хейдок, один из учеников Рериха, приверженец АгниЙоги. Он четверть века прожил в Маньчжурии, где встречался с художником, в августе 1947 года возвратился в СССР, был осужден на десять лет за переписку с "английским шпионом" Рерихом, но остался его адептом. По воспоминаниям барнаульского художника Леопольда Цесюлевича, сын Рериха Юрий Николаевич, возвратившийся из эмиграции в СССР, неоднократно выражал стремление жить на Алтае. Тем более что в середине прошлого века между Барнаулом и Бийском намечалось строительство крупного научного городка, которое, увы, так и не состоялось.
Чаша неотпитая
Как вспоминала Зинаида Фосдик, Елена Ивановна и Николай Константинович "планы на будущее Рерихи связывали с Алтаем, они надеялись, что со временем обязательно сюда вернутся. Елена Ивановна и Николай Константинович были четко осведомлены, что на Алтае будет воздвигнут город будущего Звенигород. Правда, точной привязки к местности и чётких градостроительных планов у них, судя по всему, не было. Записи Николая и Елены Рерих содержат лишь общие сведения об алтайском проекте. Речь идёт о Храме единой религии у основания Белухи, невдалеке от Ак-кемского озера. Компаньонам Рерихов - супругам Луису и Нетти Хорш этот замысел виделся так: "Е. И. и Н. К. [Рерихи] будут жить на Алтайских горах, будет выстроен храм, план которого будет дан через Светика [сына Рерихов Святослава], и Сибирь будет центром России".
В своем дневнике участница алтайской экспедиции Лихтман (Фосдик) уточняла: "На высоте 7000 футов будет построен храм, а город [Рерихи называли его "Звенигород"] - в долине. На высоте 11000 футов будет место встреч".
Словом, замысел города Звенигорода был необычным. Его предполагалось разместить в виде трёх ступеней. Внизу, у подножия горы Белухи хотели возвести целый научный комплекс с библиотекой и музеем АллалМинга, "посвященным знанию и искусствам". На высоте семи тысяч футов - храм, опытную станцию или лабораторию "Ур" по изучению психических явлений. А вершину Белухи должна была венчать обсерватория. Более-менее прописан проект Рерихов в образовательной сфере. "В Звенигороде вижу университет, где совместятся наконец точные науки с пониманием духа", - предрекал Николай Константинович. Он называл его "Храмом знания и красоты".
В программу предполагалось ввести помимо традиционных дисциплин вновь возрожденные древние знания, давно утерянные человечеством не только на Западе, но и на Востоке. Например, Юрий Рерих, как востоковед, должен был читать курс лекций "Пути достижения адептов Тибета". А всего основатели университета запланировали в учебных планах 70 курсов, которые должны были вести преподаватели из числа друзей и сотрудников рериховских учреждений. А ректором заранее выдвигался сам Николай Рерих. В книге Николая Константиновича "Напутствие Вождю" наряду с открытием университета предполагалось учреждение военной академии. Нашлось место и принципам обучения в начальной и средней школе, где главное внимание уделялось естествознанию - биологии, химии, астрофизике, географии, а также прикладным ремеслам и религиозному воспитанию, военному делу. В школах, по мнению Рериха, должно воспитываться мышление будущих строителей. "Дайте малым мыслить о Звенигороде как могут, лишь бы мыслили".
Но проект строительства Звенигорода не был реализован. Причин - много. Здесь и подозрительность советских властей по поводу планов американской корпорации "Белуха", и неудача группы горного инженера Пономарева, занимавшейся по поручению Рериха изысканиями минералов, но так и не обнаружившей серьёзных их запасов, и авантюры компаньона Луиса Хорша, приведшие к финансовому краху Рериха и корпорации "Белуха", и смена курса в СССР после 1927 года - как в отношении концессий, так и религии. Причинами охлаждения к алтайскому проекту стали и новые проекты самого Рериха. "Незачем слишком ограничивать себя Белухой - задача всей Азии шире..." - отмечал он. Его заинтересовало сначала геополитическое сотрудничество с независимой республикой Танна-Тува, затем с Харбином, Монголией, Тибетом, Индией. После неудач с реализацией проекта в Советском Союзе Николай Рерих в узком кругу намекал, будто Америка и есть "Страна Шамбалы". Только такая финансово мощная держава, по его мнению, и могла приблизить "Новую эру".
И всё же мысли о богатейших недрах Азии не давали покоя Рериху. "Мы не должны забывать, что даже Китайский Туркестан... не говоря уже о землях калмыков, бурят, монголов и тибетцев, заключает в себе многие миллионы жителей, а природные богатства этих обширных территорий практически нетронуты". Но ведь эти слова Рериха поразительно подходят к описанию богатств Алтайских гор! Анатолий Муравлёв
22 февраля 2003 года на подъезде к селу Манжерок (Республика Алтай) произошла автомобильная авария, в которой погиб мэр города Барнаул Владимир Баварин и была травмирована его жена