Напомним, что нынешний серпантинный спуск на Кату-Ярыке очень крутой и опасный. Зимой, осенью и весной люди рискуя жизнью, проезжают через перевал. Они не раз просили оказать помощь. Но вопрос несколькими десятилетиями не решался. В конце 2010 года, наконец, начались строительные работы.
Долгое время дороги в Челушманскую долину не было. Все продовольствие завозилось по Телецкому озеру. С райцентром села Балыкча, Кок-Паш и Коо связывала только конная тропа. В 89 году через Кату – Ярык наконец была проложена дорога, и то для гужевого транспорта. Перевозка пассажиров была опасной и до сегодняшнего дня. Серпантинная дорога узкая и крутая. За двадцать с лишним лет свой урон наносили и многочисленные лавины.
ЮРИЙ ЯРГАКОВ, ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЛАГАНСКИЙ РАЙОН»: «МЫ НЕ РАЗ ОБРАЩАЛИСЬ И ДЕПУТАТЫ, НО ВОПРОС С МЕРТВОЙ ТОЧКИ НЕ СДВИГАЛСЯ. И ВОТ БЛАГОДАРЯ ГЛАВЕ РЕГИОНА А. В. БЕРДНИКОВУ ОН СДВИНУЛСЯ. И В 2010 ГОДУ НАЧАЛАСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО».
Конечно это хорошо-строительство автодороги. Но чем более доступней будет проезд, тем больше народу туда потянуться, и соответственно красивые и чистые места быстро загадят.
Сегодняшний Кату-Ярык это Кату-Ярык. Другого такого не будет... Это некая веха для тех, кто его "покорил", истинные ворота в Чулушман.
Но верно, конечно, про риск для жизни.. В определенные времена года перевал крайне опасен.. Да и в хорошее время припеваючи по нему не проедешь... Такам образом это еще и определенная граница для "посетителей" этих божественных мест.. Всякий разный туда не поедет.
Но против строительства дороги возражать конечно нельзя. Остается надеятся на человечность последующих "паломников".
Всякий разный это тот у кого на крутой внедорожник денег нет? Или тот у кого хватает ума не рисковать своей жизнью и жизнями своей семьи? Вы считаете, что безбашенный пэтэушник на ВАЗовской "восьмерке" более достоин любоваться красотами перевала, чем благообразный глава семейства?
Ничего личного, я на своём Икстрейле там проеду, просто за державу обидно.
4 bigfoot_tmn Вы не поняли подтекста.... Внедорожник тут ни причем... У меня кстати, РАВ. Не внедорожник.....
На Икстрэйле Вы проедете... Особенно сейчас, без проблем.. Сейчас Кату-Ярык расширен, почищен, там стало больше мест для разъездов... Шоссе, короче... Постоянно "чистится"..
А вот на "восьмерке" действительно могут быть проблемы (я не помню, какой привод у нее...) Первая петля очень крута... Кроме того камни по дороге могут попасться, и тогда долбанет по брюху..
Но я в этом году видела как заехали на "четверке"...
Сейчас прочитала еще раз Ваше "гневное" послание, и вообще ничего не поняла... Безбашенному вообще, на мой взгляд, нигде делать нЕчего... А вот "с умом" и на пузотерочке можно очень даже нормально проехать. Но на мой, и думаю не только на мой взгляд, при благоприятной погоде. По поводу благообразности: я вот лично очень даже хорошА
Господа! такие места посещают только увлечённые путешествиями и восхищающиеся природой нашей Матушки земли, её незабываемыми чудесами... кстати я преодолел этот перевал в оба конца на Toyota Prius! не скажу, что легко, но красоты долины и посещение Каменных грибов и водопада Учар!!! - они этого стоят, а дорога в 900 км в один конец даже не утомляет, ведь по пути столько вокруг КРАСОТЫ!!!
Я нынче побывал там и дорогой в затерянный мир прошёл. Трудновата дорога от с.Акташ, но как красиво вокруг. Много восторга, имоций и прений... Я так долго собирался там побывать и вот свершилось... был в долине р.Чулышман...!!!
А вот, что в долине люди останавливались и не в лагерях с кемпингами, а просто у воды в палатках я видел! Правда перед поездкой слыхал, что это не безопасно, мол местные грабят по ночам! но я не чего подобного не заметил, а вот в кемпинге останавливаться лучше сразу в низу перевала, там есть свет и на 100 руб. дешевле! чем ближе к каменным грибам тем дороже, а пути от перевала чуть больше 30км! можно и доехать до места утром и переправиться за 500руб с лодки!
Странно, что решили построить новый перевал! правда я так и не нашел где его строят ведь минуло вроде 3 года как начали!?.... а не проще ли было заасфальтировать перевал Кату-Ярык!? всего 3км с небольшим! ведь и на более крутых подъёмах кладут асфальт!
Асфальт положить не проблема, но он проживет ровно один сезон. В текущем виде Кату-Ярык нужно еще оборудовать водоотводами и укрепить стены, что во много раз будет дороже, нежели сделать новый перевал по старой конной тропе.
А вы знаете, что..
В научном мире открытия, сделанные летом 2006 года в горах Монгольского Алтая российскими, германскими и монгольскими археологами, уже названы блестящими. Новое погребение пазырыкской культуры, превосходно сохранившееся благодаря мерзлоте, проливает дополнительный свет на малоизученный период рубежа скифского и гуннского времени