Всем привет! Казалось бы, не имею я ничего общего к джиперской теме, чаще парю себе на параплане где-то вдалеке от непроходимых грязей, затяжных перевалов, и быстрых бродов, под облачками, среди вольных птиц. Земля? Пыль? Кочки? Не, не про меня Однако не жданно-не гаданно, и меня нелегкая занесла на пыльные дороги безлюдных, истинно джиперских мест. Все началось с покупки парамотора, сделавшего полеты низко у земли возможными и интересными. А потом появился джипер Саша, кинувший клич...
Как и любая авантюра, эта начиналась со снисходительной скептической улыбки. Дальше, естественно, следовало в усы что-то вроде "Неее, тану нафиг, нереально". Потом все продолжилась мыслью "Хотя так-то почему бы и нет"... И вот уже вереница обутых в пузатую зубастую резину подготовленных внедорожников, покрытых, подобно шрамам от былых схваток, стикерами и наклейками от пройденных за многие годы маршрутов, а так же заляпанные грязью, в прицеле моей видеокамеры споро месит высокогорное болото где-то на краю Земли на фоне снежных пиков гор, а мой мотор не без горной одышки, но все же исправно гудит за спиной... КАКОГО ХРЕНА ВООБЩЕ?!!
Ну да ладно, лучше буду обо всем по порядку.
День 1
Просторная прихожая квартиры с трудом вместила в себя обилие собранного, и вроде как, компактно уложенного скарба. Ну и барахла понабрал! Это с учетом того, что "свободный" комплект летной снаряги с частью вещей уже ждут меня в Курае.
Кое-как стаскал вниз, где меня уже ждал водитель нашего экипажа - сурфовод Саша.
Как водится, почти опаздываем. Сбор колонны назначили на площади перед парком Горького. К нашему прибытию колонна в сборе. Построились, пофотались...
Поехали!
Колонна собралась немалая - 11 бортов. Среди них как брутальные "Патриоты", помпезный "Рейнджровер", заслуженная "Буханка", как вполне демократичная трехдверная Нива, почти стоковый новенький "Паджерик", так и вообще не вполне уместный к заявленному уровню мероприятия трехдверный "рав4" - со смешным и креативным позывным "жиРафчик".
Вообще, в целом уровень подготовки к мероприятию вызывал неоднозначное впечатление с моей дилетантской точки зрения: часть машин поднята и нафарширована, увешана разнообразной снарягой, всякими домкратами-канистрами-лебедками и запасными рессорами, а часть, кроме как разве что резиной, на вид до скуки стоковая. Кроме того, в экипажах есть двое маленьких детей и собака. А еще почти в каждом экипаже едут женщины. Вот так "Экспедиция"! А где суровые прокуренные лица, доблесть, и лязг легированной, небрежно крашенной поверх грязи, стали, масляный загар натруженных гаечными ключами рук?! Прямо не экспедиция, а какой-то выезд на пикник офицерского состава танкового корпуса: с семьями, попугайчиками, тещами, и стиральными машинками - но на боевой технике.
Такой подход, вкупе с заявленным маршрутом, немного меня озадачил. Конечно, позже стало ясно, что эти женщины, дети, и даже собака, на деле способны куда как стойко выносить напасти и лишения непростой экспедиции, еще и многим мужикам фору дадут. Так что со временем все встало на свои места.
Движение колонны по радиосвязи координировал руководитель экспедиции Антон. Довольно ловко и грамотно вел, к стати - видать, не впервой. Однако, как не организовывай такую гусеницу, как не продумывай логистику, колонна идет куда медленней, чем отдельная машина. В дороге приходилось часто останавливаться - то заправиться, то кто-то не хочет газовую заправку пропускать, то техпричины, то сфотаться, то детей пописать. Один раз причиной остановки стал и наш экипаж - с багажика на крыше отвязалось мое ограждение винта, и чуть не убежало. Хорошо - вовремя заметил.
В середине дня проходим мимо парапланерной мекки Хакасии - горы Лиственной: там вовсю висят парапланчики на уровне старта, кто-то под облачком, кто-то ушел на маршрут. Поболтал по рации с висевшими под базой пилотами, пожелал удачи. Наслышанные о том, что с ними едет парапланерист, участники колонны потребовали болтовни про "вон тех комаров справа по курсу", устроил небольшую обзорную лекцию по рации.
На подходе к Абакану спустило колесо у Жирафчика, причем еще и сжеватся успело вусмерть. Пока ставили запаску, не занятое население колонны паслось на поле с земляникой. Вкуснотища! После замены Жирафчик что есть прыти ломанулся в Абакан за новым колесом, пока не закрылись магазины, и соединился с колонной позже. Недалеко за Аскизом находим место для ночевки на берегу речушки.
Пока народ готовит ужин, ставит походную баню, и празднует, решаю полетать. Старт в штиль с довольно обширного, но хаотично покрытого кочками величиной с футбольный мяч поля - та еще задачка, приходится побегать. Еще и крыло не летит нифига: стропную все-таки придется менять. Много раз рестартую, потный, ругаюсь матерно. Разок недоразбежался, и хряснулся рамой о кочку. Порвал подвеску, но железяки, и, самое главное, единственный винт - в норме. Наконец - разбегаюсь, РУД на полную, вроде лечу. Кручусь над лагерем, немного снимаю.
Погудел полчасика, проветрился - и на посадку. В лагере меня ждут ужин, расспросы, превратившиеся в очередную небольшую лекцию, и полевая баня с купанием в речке. Еееееа!
День2
В качестве будильника утром выступил веселенький мотивчик из флагманской машины. Отгремел - и затих. Сборы и завтрак заняли 2 часа. Для такой толпы с общественными столами и банями - очень неплохо.
Приятно удивила культура коллектива. На стоянке не осталось лежать ни бумажечки, весь мусор забрали с собой. Да и вчера вечером долблению сваебойной музыки предпочли пение птиц и журчание речушки. Много не бухали, хотя повод, и самое главное, алкоголь, были в избытке. Прямо вот молодцы, определенно! Переправа через рукав речушки для разминки - и в путь.Остановились побродить в хакасском музее под открытым небом. Поехали дальше, и вскоре начались предгорья с дождиком. Пошли перевалы, начались красоты. Сотый перевал проезжали в облаке - побродили там, ежась от мороси и пронизывающего ветра, что-то фотографировали. Природа красивая, но как-то неуютно.
Вскоре горы и скальники, а так же горные луга, по живописности достойные любого вестерна, закончились, за окнами раскинулась степная Тува. Заправились на крайней цивильной заправке рядом Чаданом. Заправка колонны заняла минут 20, однако успели понабежать аборигены и начать навязчиво предлагать нам культурную интеграцию. Пришлось оперативно сниматься и ломиться дальше по маршруту - на юг, к Монгольской границе. По дороге свернули в лесок и накинулись на одинокое сухое дерево - затарились дровами.
Уже вечером, немного не доезжая до Монголии, свернули на грунтовку, идущую вдоль границы, на юго-запад. Заночавали в живописном месте на берегу ручья. Сначала опасались визита местных жителей, но обошлось, хотя один УАЗик пол-вечера крутился вокруг, но так и не подошли. Порадовало обилие отличных дров. Женская часть экспедиции сготовила восхитительную солянку, которая вкупе с горячительным здорово помогла согреться - было очень холодно, сильно дуло. Летать не хотелось Вечер прошел у костра под сытые разговоры...
День 3
Утро было солнечным и живописным. Собрались, выстроились для фото, и запылили на юго-запад, по оскалившейся камнями гравийке - асфальт закончился.
За очередным перевалом открылись красивейшие виды на горные степи и полупустыни.
Дорога становилась все живописней, кругом высились горы. Для свободных полетов место прекрасное - жаль, находится очень уж далеко.
Вскоре началась горная полупустыня - пыльная, выжженная, и жаркая. Горы обзавелись пока еще скромными белками ледников.
Дико красиво! Потянулись перевалы, ущелья и пики, альпийские луга, горные реки.
После затяжного пуска по крутому красивому серпантину с одного из перевалов.
Остановились на погранзаставе - в прямой видимости Монголия. Тут пригодился пропуск в приграничную зону - его, после месячного ожидания, я героически выловил на почте в крайний день перед отправлением. Скучающие русские пограничники в разномастном камуфляже. Пекло выжженной степи. Живописная застава в далеком прожаренном солнцем захолустье. Наконец, таможня дает добро - поехали
Вскоре в довольно большом поселке Мунгун-Аксы встретили 4 подготовленных внедорожника из 42 региона, помахали ребятам руками, едем дальше. Мелькнула связь, отправил смс домой.
Вокруг опять потянулись переходящие в пустыни альпийские луга, на которых махали мохнатыми хвостами кургузые яки. Остановившиеся пофотать джипперы пришли в восторг от моей майки "yak yak yak yak", которою я когда-то привез из Индии, и теперь оказался в ней. Из-за окружающих гор величественно выплыла белоснежная шапка ледника Мунгун-Тайга.
|