Молодин Вячеслав Иванович - родился 26 сентября 1948 г. в с. Орхово Брестской области - академик, первый заместитель председателя Сибирского отделения Российской Академии наук, заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН. Вячеслав Иванович участвовал в множестве археологических экспедиций в Горный Алтай, самой известной из которых стала экспедиция на плато Укок 1993 года. Вячеслав Иванович лауреат международной премии им. А. П. Карпинского (2000 год) и Государственной премии РФ (2005 год).
Вячеслав Иванович - специалист в области археологии и первобытной истории Сибири, Член-корреспондент РАН по отделению истории (история СССР) с 23.12.1987, академик (российская история) с 29.05.1997г., член Совета РАН по проблемам мировой культуры. Профессор НГУ. Его перу принадлежит свыше 350 научных публикаций и 19 монографий. С 1990 года проводит исследования на плато Укок, богатом археологическими памятниками. В частности, плато насчитывает несколько десятков могильников, включающие сотни курганов. Самые известные находки относятся к 1993 году, когда супруга В. Молодина, доктор исторических наук Наталья Полосьмак обнаружила в одном из курганов мумию женщины, получившую широкую известность под именем « Укокской принцессы». Еще одна мумия, мужчины, была найдена В. Молодиным в 1995г.
Со времени сенсационных находок не прекращается полемика между археологами и представителями общественности республики, требующими запрета раскопок на Укоке. В пылу полемики стороны доходили до прямых оскорблений в адрес друг друга. Что местное население думает об ученых, можно было прочесть в местных средствах массовой информации. А вот, например, как ученые отзывались о своих оппонентах: «Нам представляется недопустимым запрещение на плоскогорье Укок научных исследований. Из-за прихоти небольшой группы далеких от науки людей мы теряем возможность получения принципиально новых научных знаний. Поскольку существует реальная опасность утраты бесценных материалов, сохранившихся в мерзлоте, то речь идет по существу об охранных раскопках на плоскогорье». Однако в последнее время обе стороны начинают признавать необходимость диалога и совместной выработки решений. Что из этого получится – покажет время. В 2006 году Вячеслав Иванович с рядом своих коллег, а также монгольскими и германскими археологами проводили раскопки курганов пазырыкской эпохи в Монголии. В научном мире открытия, сделанные летом 2006 года в горах Монгольского Алтая российскими, германскими и монгольскими археологами, уже названы блестящими. Новое погребение пазырыкской культуры, превосходно сохранившееся благодаря мерзлоте, проливает дополнительный свет на малоизученный период рубежа скифского и гуннского времени. После раскопок президент Монголии Намбырын Энхбаяр вручил награды российским ученым. Вячеслав Молодин был удостоен медали "Дружбы". По возвращении в Новосибирск Вячеслав Молодин дал интервья корреспонденту газеты "Вечерний Новосибирск", распространенное в дальнейшем агентством "Банкфакс". Привожу текст интервью:
- Вячеслав Иванович, как вам показались "защитники "алтайской принцессы" на этот раз?
- Надо сказать, что телевизионщики уже ищут возможность компромиссного решения ими же раздутой проблемы насчет якобы растревоженных духов гор, насчет того, что раскопка курганов, захоронений приводит к мировым катаклизмам, войнам, землетрясениям и т. д. Но, видимо, современная специфика профессии требует чего-нибудь остренького, но главное - кому это нужно и кто заказывает "музыку"? Меня тоже приглашали на эту передачу, но я категорически отказался. К тому же мне стало известно, что и эта передача заказана. К сожалению, сейчас это сплошь да рядом. Серьезно общаться с людьми, которые утверждают, что они "беседуют" с усопшей две с половиной тысячи лет назад, я не могу. Интересно, на каком языке? Потому что алтайского, как и русского, две с половиной тысячи лет назад еще не было.
- Почему вы нынче работали не на Алтае, а в Монголии?
- Уточним: на Монгольском Алтае, по другую сторону горного массива Сайлюгем. Это моя давняя задумка: должны же быть и в монгольской части Алтая пазырыкские захоронения? К счастью, не ошиблись. Хотя работа была трудной, нам пришлось вскрыть три кургана. Готовились мы к экспедиции не один год. Предварительно там академик Эпов, известный геофизик, сделал свои замеры, которые подтвердили наличие мерзлоты. Два кургана были разграблены давным-давно, третье захоронение сохранилось полностью. На ледяной подушке мы нашли прекрасно сохранившийся укрытый войлоком лиственничный сруб, на нем останки двух лошадей с упряжью, а внутри - в меховых шитых одеждах останки воина со снаряжением. Мужчина был в тонкой работы шапке и шубе: из сурка - верх, из овчины - подкладка, низ оторочен беличьим мехом, воротник соболий. Шапка украшена деревянными фигурками зверей, покрытыми золотой фольгой. Навершие - лошадка с козлиными рогами из золота. На шее похороненного воина - деревянная гривна в виде двух повернутых друг к другу волков тоже в золотой фольге. Войлочные штаны, меховые ботфорты, останки мягких тканей. Все прекрасно сохранилось. Здесь же глиняный, деревянный и роговой сосуды на войлочных подставках, деревянное блюдо с бараньим курдюком, железный нож. Из оружия - отличный клееный многослойный лук со стрелами, железный кинжал в ножнах, боевой железный клевец на деревянной рукояти. Когда находишь подобное, впадаешь в какую-то прострацию, время как бы останавливается, исследователя от работы уже не оттащить.
Сначала в горы приехал президент Монгольской академии наук Баатырын Чадраа. Крупный ученый, он сразу понял масштаб открытия и пригласил президента страны. Президент Монголии Намбарын Энхбаяр прилетел через день, с ним премьер-министр и другие официальные лица. Руководство страны после изучения материалов захоронения предполагает в новом здании парламента сделать специальную экспозицию и выставить сруб, одежду, оружие. Попросили нас сделать портретную реконструкцию воина. Подобные археологические находки принадлежат всему миру науки, а он един. Думаю, и на нашем Алтае мы еще продолжим прерванные работы. Тем более что в скором времени там предполагается строительство газопровода: нужно обязательно провести научный мониторинг. Но проводить изыскания там лучше тогда, когда обстановка успокоится. К сожалению, в последние годы ее обострили искусственно.
- Кому и зачем это нужно?
- Поймите, я археолог, не политик, могу только догадываться. Цикличность региональных выборов, прошло землетрясение - выделили большие деньги, а сделано мало: Кто-то же должен быть виноват? Сейчас представители местных властей заявляют, что они готовы построить для алтайских мумий специальный павильон с микроклиматом. Но кто может поручиться, что завтра "ледяная принцесса" не будет перезахоронена куда-нибудь в землю? Чего не сделаешь ради популизма? Раскопки на Алтае российские ученые начали еще в 20-е годы прошлого столетия. Несколько мумий хранятся в лучшем музее страны - Эрмитаже. И это оправданно и с научной, и культурологической точек зрения: там они хорошо сохраняются и доступны для постоянных исследований. Богатый - подчеркну - научный материал собран и в нашем Институте археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Археология сегодня располагает такими методами исследований, что сейчас это совсем другая наука, чем десять-пятнадцать лет назад. К тому же ее содружество с другими науками позволяет добиваться вообще небывалых результатов. В Западной Монголии наши микробиологи взяли пробы микрофлоры, генетики - человеческих тканей и уже получили цепочку ДНК того периода, интересные работы ведут Институт криосферы Земли, дендрологи.
- Новые научные находки, впечатления у вас снова выльются в книгу?
- Честно говоря, я просто не успеваю писать о том, что накапливается. Вот в декабре новосибирское издательство "ИНФОЛИО" выпускает мою вторую научно-популярную книгу - "Меч Каролингов", зимой - еще одну, материал для которой я, можно сказать, собираю всю свою жизнь - о русских нательных крестах.
Так уж повелось в традиции, заложенной еще основателем сибирской школы археологии академиком Алексеем Павловичем Окладниковым, - писать. Может быть, в этом - одна из причин, что в России археологию причисляют к гуманитарным наукам, а не как в большинстве стран - к естественным.
- Вы очень внимательно относитесь к вопросам религиозной культуры. А что говорит православная церковь о раскопках?
- В 2000 году на заседании собора Русской православной церкци дьякон Мусин сделал специальный доклад на эту тему. В традициях самой Церкви очень бережно относиться к раскопкам, которые велись и ведутся даже на территориях храмов, монастырей. Церковь признает раскопки богоугодным деянием, если они направлены на пользу науки, а не на личное обогащение, если они - не разграбление древних могил, что, к сожалению, случается довольно часто. Коллекцию нательных крестов можно собрать на рынке в Измайловском парке. А также орденов, медальонов, воинской утвари и т.д. Отдельная большая и больная тема. Закон об охране памятников культуры есть, но нам важно добиться, чтобы закон был в сердце, а не на бумаге. А что касается мистических наклонностей некоторых людей, то сами представители Церкви не раз заявляли, что православие и мистика несовместимы. Добавлю: наука и мистика - тоже.
При подготовке статьи использованы материалы сайтов "Терра Монголия", "Президиум Сибирского отделения РАН", "Алтайский heartland".
|