На встрече принято решение о строительстве кратчайшей транзитно-грузовой автодороги, связывающей Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая и Республику Алтай (Российская Федерация) по территории Монголии. Инвестировать строительство автодороги будет КНР. Планируется, что 212-километровый транспортный коридор будет открыт к началу следующего года.
Международная торговля имеет огромное значение в развитии и расширении сотрудничества России, Монголии и Китая. Участники встречи сошлись во мнении, что потенциал торговых отношений между СУАР КНР, Баян-Ульгийским аймаком и Республикой Алтай огромен. Однако на сегодняшний день он характеризуется низкими показателями. Слабо развитые транспортная и приграничная инфраструктуры являются сдерживающими факторами развития взаимовыгодной торговли.
"Неотложной задачей" назвал строительство дороги Даян - Ташанта заместитель губернатора Баян-Ульгийского аймака Ш. Сериктес. Экономическое и торговое сотрудничество Китая, Монголии и России имеет многовековую историю, отметил Ш.Сериктес. Баян-Ульгийский аймак является центром торгово-экономического сотрудничества Западной Монголии. Особое внимание здесь уделяется развитию приграничной торговли с Россией и Китаем.
Для развития торгово-экономического и туристического сотрудничества в 2011 году будет проведена работа по приданию монгольско-китайским двухсторонним пунктам пропуска Хуншаньцзуй - Даян и Тайкешкен - Ярант статусов многосторонних и постоянно действующих. Сейчас эти пункты пропуска могут пересекать только жители Китая и Монголии. С 1 июня текущего года Тайкишкен в качестве эксперимента начнет работать в качестве многостороннего.
Все принятые на встрече решения были отражены в итоговом протоколе. Для координации вопросов строительства автодороги делегация Монголии вылетела с рабочим визитом в Алтайский округ СУАР КНР.
Необходимо отметить, что переговоры о придании переходам "Тайкешкен - Ярант" и "Хуншаньцзуй - Даян" на китайско-монгольской границе ведутся уже на протяжении около десяти лет, - с тех пор, как стало понятно, что проект строительства дороги Урумчи - Новосибирск через самый западный участок российско-китайской границы, расположенный в Республике Алтай, если и будет реализован, то в весьма отдаленной перспективе. Этот проект не слишком подготовлен, и увязывать с ним развитие трансграничных отношений в рамках Алтайской горной системы рискованно.
К тому же у этого проекта достаточно много противников и для России он, похоже, слишком дорогой.
Тем не менее китайская сторона долго настаивала именно на строительстве прямой автодороги, фактически отказываясь рассматривать предложения о возможности налаживания транзитных перевозок.
Перелом в настроениях китайцев произошел в прошлом году. Видимо, это связано с глобальным экономическим кризисом, в результате которого объемы внешнего товарооборота Синьцзяна значительно сократились. Власти Китая и Синьцзяна в этих условиях решили диверсифицировать внешнеторговые риски, сделав ставку на скорейшее развитие торговли с более богатой по сравнению со среднеазиатскими соседями российскую Западную Сибирь.
Отметим, что в развитии транзитного пути из Синьцзяна в Сибирь через Монголию заинтересована изолированная от Западной Сибири Тува, которая в этом году объявила туризм одной из приоритетных отраслей экономики. Месяц назад правительство Тувы и власти округа Алтай Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая подписали соглашение о сотрудничестве в сфере туризма, в том числе об обмене туристическими группами. Однако для эффективной реализации этого соглашения требуется построить относительно качественную дорогу от пункта пропуска на китайско-монгольской границе хотя бы до Баян-Ульгия или Ховда.
Так или иначе, ввод в строй дороги Даян - Баян-Ульгий, а также придание статуса международных КПП "Тайкешкен" или "Хуншаньцзуй" заметно активизирует российско-китайские отношения применительно к Сибири и Алтайской горной системе в частности. Это также послужит росту товарооборота между Синьцзяном и Сибирью, который в настоящее время исчисляется смехотворными показателями по сравнению с оборотами торговли между Синьцзяном и, например, Казахстаном.