Сообщество путешественников
АВТОМОБИЛЕМ ПО ГОРНОМУ АЛТАЮ
 
Дневники путешествий


Меню сайта
Оцени фото!
Просим оценить!
Колыванское (озеро)
Категория: Озера
Разместил: Николай
Текущий рейтинг: 4.3
Наш опрос
Хотели бы Вы побывать на Алтае за пределами РФ?
Всего ответов: 341
Статистика

На сайте всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
ЭТО ИНТЕРЕСНО
 
 
 
Облако тегов
Праздники
Праздники сегодня
Главная » 2009 » Март » 23 » Автопрогулка к Белухе
Автопрогулка к Белухе
16:21

июль - август 2005 г
(Томск – Бийск – Горно-Алтайск – Усть-Кан – Усть-Кокса – Тюнгур)

     Планы были следующие. Хотелось посмотреть на красоту высоких гор, не выходя из машины, путешествуя с семьёй на «девятке». Естественно, была проведена предварительная «артподготовка» через интернет. Поисковые фразы для Яндекса: «Чуйский тракт», «дороги горного Алтая», «откуда с Чуйского тракта видно Белуху», «как доехать до Белухи», «качество дорог горного Алтая» и т.д. Результаты поиска дали много ссылок, но информации было не много. Либо это были рассказы о путешествиях, описывающие красоты конечного пункта, либо описания туристических маршрутов разных турфирм и компаний. Причём, практически во всех описаниях, авторы спали во время дороги, так как ехали ночью. :-)
 
     Проработал все имеющиеся карты (разной подробности). Надо сказать, что не всегда карты точно совпадают. Особенно километраж. Как выяснилось позже, в некоторых местах есть серьёзные расхождения с показаниями спидометра. Наложил карты на описания дорог. Стало понятно, что Белуху с Чуйского тракта не увидишь. Можно увидеть только с другой дороги (ответвления) с вертолетной площадки возле посёлка Тюнгур. Там практически заканчивается дорога.

     Решено было ехать именно туда. По карте до Тюнгура можно доехать разными путями.
Начал отрабатывать варианты.
     Вариант первый. Сворачиваем на Тюнгур с Чуйского тракта возле поселка Иня вверх по Катуни. Это самая короткая дорога. На некоторых картах эта дорога есть, на других нет. Из Интернета стало ясно, что дороги там уже давно нет. Даже на велосипеде сложно проехать (читал рассказы участников велопробега). Вариант отпал сам собой.
     Вариант второй. Самый длинный. Сворачиваем с Чуйского тракта спускаясь с Семинского перевала возле нефтебазы, не доезжая поселка Туекта, вправо на Усть-Кан. А в Усть-Кане налево в сторону Усть-Коксы и Тюнгура. По всем источникам – это самая наезженная дорога. 
     Вариант третий. Сворачиваем с Чуйского тракта в поселке Черга и едем сразу до Усть-Кана. Далее, как и в предыдущем варианте, через Усть-Коксу в Тюнгур. Эта дорога короче примерно на 100 км., но отзывы разные. Некоторые турфирмы возят туристов именно по ней. Местные жители тоже ей постоянно пользуются. Встретил отзывы, что если хочешь проехать быстрее и комфортнее, то лучше выбрать второй вариант, так как дорога ещё в ремонте. Начал копать сайты «автодора». Вроде ремонт идет давно, может уже закончен? Но об этом не пишут. Кто-то пишет, что там всего несколько километров осталось доделать. Короче ничего конкретного я так и не нашел. Оставил эту дорогу как вариант.
    Вариант четвертый. Свернуть с Чуйского тракта сразу в Бийске и ехать до Усть-Кана через Белокуриху и Черный Ануй. Этот вариант был отброшен по двум причинам. Во-первых, большая часть пути проходит по равнине, а во-вторых, встретил отзывы, что дорога в горах местами очень плохая.
     Вот, собственно, и всё. Практически никаких описаний самой дороги и что вокруг можно посмотреть.
 
     Ещё раз посмотрели на всё, что удалось нарыть и выбрали маршрут. Туда едем по второму варианту, а возвращаемся – по третьему. Так будет больше новых впечатлений.
Готовились не долго. Узловые моменты хотелось бы отметить.
     Канистра (10 л) бензина. Очень пригодилась. В горах есть участки, где заправки не так часто встречаются, как мы уже привыкли. Да и керогаз заправить удобнее из канистры.
     Керогаз. Мы взяли старый добрый «шмель». Нам его практически всучили. Слава богу, что мы не отказались. Это самая полезная вещь из всего снаряжения. Не забудьте к нему котелки, чашки и другую посуду.
     Палатка, надувной матрас, спальники. Это по желанию. За всю неделю пригодились всего раз. Без особых проблем можно остановиться практически в любом поселке. Есть базы, частные гостиницы, можно снять комнату.
     Теплые вещи. Возьмите необходимые. Вечера в горах холодные. Большие перепады температур.
     Что-то от дождя. Дожди в горах – явление не предсказуемое и довольно частое. Если вы не готовы к этому, то они могут омрачить ваш отдых.
     Купальные принадлежности. Если вы экстрималы, то вы их не забудете. Если нет, то будьте готовы к тому, что после длительного автопробега по жаре вам захочется окунуться в горную речку, не смотря на то, что она маленькая, мелкая и очень холодная. Уверяю вас, ваши дети запрыгнут в речку вперед вас.

     Итак, начинаю описание нашего путешествия с некоторыми фотографиями и детальными характеристиками дорог, того, что можно с них увидеть, где стоит побывать, остановиться, и где, как говорят, подстелить соломку.

     Дорогу до Бийска комментировать не буду. Прекрасная дорога. Перечислю лишь некоторые удобные для остановки места и цены на бензин.
     30 км. от Болотного в сторону Новосибирска – Армянский шашлык. 
На выезде из Новосибирского Академгородка заправили 30 л. (по 15,5 руб.). 
Не доезжая г. Линёво нашли удобное место, помыли машину на озере. 
Граница Алтайского края. Кафе «Грань Алтая». Пообедали. Очень приличная кухня и сервис. Да и место красивое. Очень рекомендую. (Цена бензина 14,5 руб.).

     г. Бийск. Пост ДПС (650 км. от Томска) (Цена бензина 15,5 руб.).

     Сростки.

Родина Шукшина. Огромный медовый базар. Столько мёда в одном месте я не видел ни разу. Говорят, что столько мёда, сколько продают на дорогах Алтая, не может там быть произведено. Думаю, что это не так, но всё же мы решили покупать мёд в горах и непосредственно на пасеках. Купили медовухи 150 руб. за 1,5 литра. Кстати, больше медовухи нигде не встретили. Рядом заправка. (Цена бензина 15,7 руб.). Помню, два года назад вдоль дороги росла аллея огромных тополей. Спилили. Проблема больших тополей существует везде. Перерастая, они ломаются, это приводит даже к человеческим жертвам. Два года назад за эту проблему взялись в Томске. Теперь здесь. Ландшафт поменялся сильно. Это для тех, кто помнит, как было.

     Въехали в республику Алтай. Отсюда и начинается Горный Алтай.
Зона отдыха! Очень рекомендую остановиться. Кафе. Шашлык. Спуск к Катуни. Можно искупаться. Умылись. Поплюхались. Здесь Катунь широкая, мощная, уже спокойная, довольно мутная, светло-бирюзового цвета. Берег песчаный.
Дорога очень хорошая, идет по берегу Катуни.
(750 км. от Томска)

     (0 км.) Райцентр Майма. Дальше километраж буду считать отсюда. Много магазинов. Остановились специально, чтобы купить бальзам «Горно-Алтайский» там, где его производят. У нас в Томске его вообще купить нигде нельзя, приходилось привозить из Барнаула. Проехали сверток вправо на Горно-Алтайск и Телецкое озеро. Туда съездим в следующий раз, а сейчас дальше. Дальше сплошная зона отдыха. Вдоль всей дороги всё работает для туристов. Сплошные посёлки, везде магазины и базарчики для отдыхающих.

     Через 15 км. справа мост через Катунь. Это дорога на озеро Ая. Там много баз отдыха. Озеро маленькое. Место давно раскрученное и общеизвестное. У моста всегда очередь машин. Проезд платный, одна полоса движения. Переезжая мост, вы покидаете республику Алтай и оказываетесь в Алтайском крае. По этой дороге можно попасть в Белокуриху.

 
     (25 км.) Родник. Стоянка. Заправились питьевой водой, умылись, отдохнули.
(30 км.) пос. Манжерок. Много сувениров. Магазины. Заправились 30 л. (Цена бензина 15,3 руб.). Решили посмотреть знаменитое озеро Манжерок. Ориентировка. По трассе сразу после поселка сворачиваем влево на указателе «Озёрное». Дорога идёт в гору по лесу и выезжает к посёлку Озёрное, есть базы отдыха. В посёлке направо – дорога к озеру (грунтовка).
     Подъезжая к озеру, видим шлагбаум. Пара здоровых парней берут плату за проезд – 30 руб. с машины. Озеро чем-то особым не удивило. Совсем никак не обустроено для отдыха. Один небольшой пляж. Есть только прокат лодок – 100 руб. за час.

     Народу довольно много. Если бы не уникальность самого озера и не водяной чёртов орех – чилим, который растет только в этом озере, то делать там нечего. Кстати, как он растет, мы не видели, лодочник тоже не видел. Его проще просто купить на сувенирном базарчике на дороге.
Выехали с озера. Примерно через 7 км. есть мост через Катунь.
     Это свёрток на базу отдыха «Бирюзовая Катунь». Мост платный 30 руб. проезд в одну сторону. Движение по одной полосе, очередь машин. За мостом большая стоянка. Эта база - излюбленное место отдыха огромного числа людей. Она совсем новая, построена пару лет назад. Здесь сделали большое искусственное озеро, глубокое и чистое. Дно – песчаное, по берегу выложено камнями. Воду закачивают из Катуни насосами. В озере она прогревается: тёплая и очень приятная – бирюзовая и прозрачная. В центре озера – фонтан. Здесь построили Аквапарк и постоянно увеличивают число аттракционов. Возле берега ресторан в виде старинного корабля. Есть тарзанка через всё озеро, большая и маленькая водные горки, водные велосипеды. По берегам несколько кафешек, много лавочек и зелени. Аттракцион «Праща», когда человека привязывают к резинкам, заряжают и выстреливают вверх над Катунью.

     Вход в Аквапарк платный – 60 руб. с человека, время не ограничено, за аттракционы плата отдельная. Есть теннисные корты, бильярд. Если вы собираетесь ночевать, то можно снять номер в домике (цены не дешевые – до 450 руб. с человека в сутки), можно поставить свою палатку за 60 руб. Там же предлагают экскурсии в Тавдинские пещеры, расположенные неподалеку.
     Можно попробовать сплав по Катуни на плотах. Всё организовано на приличном уровне. Летом в выходные может даже не хватить места в домиках. Думаю, что год от года число отдыхающих будет расти. Парк только раскручивается. Отдыхают в основном молодые, есть и люди в возрасте, ведущие активный образ жизни.
Решили отдохнуть здесь на обратном пути.
     Едем дальше. Дорога очень живописная, особенно возле посёлка Известковый.
Приглядываем место для отдыха и ночлега. Остановиться негде. Везде вдоль Катуни, где есть удобное место, полно палаток. Их столько много, что о нормальном отдыхе нет и речи. Проехали уже Усть-Муны и Барангол. В поселке Барангол останавливались на обратном пути купить мёд. 250 руб. за 1,5 литра.
     Свернули в лес к речке на указателе турбаза «Иволга». Возле базы есть палаточный городок. Едем туда, так как база переполнена. Там идёт музыкальный фестиваль «Голоса Алтая». Нам повезло. Удалось поставить свою палатку на берегу Катуни. Рядом всего одна палатка соседей. Эта услуга стоила нам – 100 руб. Койко-место в палаточном лагере стоит 150 руб. в сутки.

     Не успели устроиться, как началась гроза, перешедшая вскоре в моросящий дождь. Всю ночь, отражаясь от гор и скал, плыла над рокочущей рекой дивная музыка с фестиваля…

     Утро. Тепло и солнечно. Вид очень впечатляет. Цвет реки по-прежнему светло-бирюзовый. Позавтракали (спасибо керогазу), искупались в Катуни и в путь. Пришлось понервничать, за время ночного дождя лесные дороги сильно расквасило, еле выехали на трассу.
     Отъехали от базы «Иволга». Оказалось, что мы всего 1 км. не доехали по трассе до поселка Усть-Сема.

     (59 км.) пос. Усть-Сема. Здесь Чуйский тракт уходит вправо на мост через Катунь, а прямо дорога идёт в Чемал.
     Чемальский район тоже хорош для путешествий, но мы там были пару лет назад. Турбазы «Берель» и «Ареда» предлагают очень высокий уровень сервиса.
     Тихое и комфортное место отдыха.

     Можно заказать прогулку на лошадях.

     Кстати, ущелье Ареда считают здесь местом с самой высокой энергетикой. На базе "Ареда-2" есть даже часовня.

     Едем дальше по Чуйскому тракту, который пересекает Катунь и поднимается вдоль реки Сема до самого Семинского перевала.

     Надо сказать, что сразу после Усть-Семы на трассе заметны изменения. Дорога по-прежнему великолепная, а вот движение менее интенсивно и тур-индустрия не такая агрессивная. Я бы провёл здесь раздел двух зон горного Алтая. Все, что было до этого места, включая Чемальские турбазы, это комфортная зона. Большинство отдыхающих оседает здесь. Дороги прекрасные. Уровень сервиса и цены – приличные. Горы здесь не высокие, зато очень красиво.

     Если вы планируете комфортный отдых с семьёй или просто хотите хорошо провести выходные, то дальше вам ехать не стоит. Наверняка здесь вы сможете найти всё, что нужно.
     Ехать дальше нужно в случае, если у вас больше времени и вы хотите посмотреть высокие горные хребты, белки, знаменитые Рериховские места, памятники древней алтайской цивилизации. Вы должны быть готовы к езде по гравийным дорогам на большие расстояния и гораздо меньшему комфорту.
 
     (18 км. от Усть-Семы) пос. Черга. Здесь первый свёрток на дорогу в Усть-Кан. По этому мы решили вернуться, а сейчас едем дальше.
     Дорога проходит по узкому ущелью вдоль реки Сема. Река небольшая, Вода имеет совсем другой цвет, нежели в Катуни, чистая прозрачная вода.
(50 км. от Усть-Семы) Крупный поселок Шебалино.
(83 км. от Усть-Семы) Начало подъёма на Семинский перевал.
(92 км. от Усть-Семы) Семинский перевал. Это самый высокий перевал горного Алтая (1700 м. над уровнем моря). Базарчик для туристов. Купили вишню. Отдохнули. Хороший вид, жаль нет бинокля. Справа видна турбаза.
     Спускаемся с перевала. Дорога идёт вдоль реки Туекта. Впереди, километров через 25, должен быть одноименный поселок, а перед ним нефтебаза и сверток вправо на Усть-Кан. Так на картах и в описаниях. Оп… Чуть не проскочил. Нефтебазой оказалась бочка с будкой. Если бы не сверток вправо, ни за что бы не догадался, проехались бы до Туекты.
Свернули, дорога хорошая.
     Начинаю новый отсчет километража от свёртка. (0 км.)
Асфальт приличного качества. Можно ехать 120 км/ч. Но не советую, не увидите красоту гор, да и слишком часто коровы выходят на дорогу. На асфальте много коровьих лепешек. Когда по ним пролетаешь на такой скорости, дерьмо превращается в мельчайшую пыль и покрывает не только днище…
Короче, 80 - 100 км/ч, больше не разгоняюсь.
(15 км.) Свернули к речке за посёлком Теньга.

     Пообедали, накупались, помыли машину. Везде коровьи лепешки. Огромное количество сусликов.
(24 км.) Асфальт кончился. Пошла хорошая грунтовка – 28 км. Скорость почти не снижал.
(52 км.) Граница Усть-Канского района. Снова асфальт.
(58 км.)Ябоганский перевал (1492 м. над уровнем моря). Подъём – 4 км. Красиво, ёлы-палы. Дорога – серпантин с крутыми обрывами. С вершины открывается ВИД.
Советую остановиться и воспринять…
(63 км.) Асфальт кончился. Гравийка – 4 км. Затем снова асфальт.
Проехали пос. Ябоган.
(77 км.) Справа остался свёрток на Чергу. Это будет дорога назад, которую мы запланировали. Едем дальше.
Дорога идёт по долине. Сплошная степь с торчащими вдалеке острыми лысыми холмами. Какой-то лунный пейзаж. Ощущение, что вы попали в иную реальность.
(97 км.) Усть-Кан. Большой поселок. Есть базар, куча магазинов. Цивилизация.
На выезде из Усть-Кана в сторону Усть-Коксы вас ожидает сюрприз. Дорога идёт через долину. Справа от дороги традиционный алтайский стадион (для состязаний на лошадях), а слева главная достопримечательность – гора Ойбок с пещерой. Рядом, на берегу реки – база отдыха «Ойбок» (домики, типа юрт).

     Остановились здесь на ночевку на обратном пути. На базе только местный охранник – алтаец. Но может поселить и даже обеспечить сервис, хотя не совсем трезв. Радушный парень за 330 руб. поселил нас в восьмиместный домик-юрту и определил рядом место парковки машины. Вскипятил чайник, провёл экскурсию по базе, рассказал о народных методах строительства алтайских юрт из коры и показал где и как забраться утром в пещеру на гору. Ну, скучно ему было одному… , а кроме нас на базе никого.

     Хорошо отдохнули.
Утром поехал в Усть-Кан за батарейками к фотоаппарату. Возле базара обошел с десяток магазинов, среди них попался даже компьютерный магазин с приличным ассортиментом. Батарейки нашел только на почте. По пути на базу произошел случай, о котором читал в интернете. Говорят, что в этих местах шалят местные ГИБДДшники. На машине без номеров обгоняют тебя и едут 40 км/ч, ждут, когда ты их обгонишь и пересечешь сплошную белую полосу. Затем догоняют и разводят на бабки. Так вот примерно то и хотели сделать. Догнал джип без номеров, когда я плёлся за бензовозом. Помигали мне, посигналили, типа чё ты – обгоняй. Тут сплошная кончилась, я ушел вперед, они было погнались, но, плюнув, развернулись и поехали ловить следующего.

     Зарядил фотоаппарат и мы пошли на гору. К пещере ведёт деревянная лестница. Запарились подниматься, довольно высоко. Вид оттуда обалденный.

     В пещере работают археологи СОРАН из Новосибирска. Побеседовали. Они ведут раскопки древней стоянки человека (80 тыс. лет назад). Рисунков на стенах нет, только надписи, современные.

     После восхождения искупались в речке. Как я понял, это река Ябоган, Чистая прозрачная, шириной метров 5 – 6, можно перейти вброд.
Едем дальше по трассе в Усть-Коксу.
Начинаю новый отсчет километража от Усть-Кана.
(13 км.) Асфальт кончился. Гравийка. Качество дороги похуже, чем раньше. Больше 60 км/ч не разгоняюсь. Едем по широкой долине вдоль реки Кырлык.
(38 км.) Дорога пошла в горы. Кырлыкский перевал (1456 м. над уровнем моря). 1км. подъём, 1 км. спуск. Граница Усть-Коксинского района. С перевала обзора нет, вокруг лес, в основном – ёлки.
(45 км.) Спустились с перевала и наконец-то увидели вдалеке белые вершины (белки).
(52 км.) п. Сугаш. Гравийка – 40 км. закончилась. Асфальт.
Дальше дорога прямая ровная, проходит по широкой долине вдоль с/х полей.
Не доезжая п. Талда пограничный пост.
     По карте здесь есть свёрток на пос. Карагай, а оттуда дорога идёт через перевал в Казахстан. Прямо в Лениногорск. Говорят, что дорога там теперь плохая и проезжают только вездеходы.
     Возле поста очередь машин. Чтобы проехать надо зарегистрироваться, предъявить паспорт, назвать пункт назначения, срок пребывания и зачем вам это надо. Выдают талончик для посещения комендатуры в Усть-Коксе, чтобы получить пропуск.
Хотели остановиться на ночевку пораньше, но раз такие дела, рванули в Усть-Коксу.
После пос. Юстик дорога входит в ущелье. Едем вдоль реки Кокса. Речка большая, мощная. Сверху кажется тёмного цвета. Иногда встречаются места, где можно свернуть с дороги и остановиться на отдых у реки. Пару раз видели палатки с отдыхающими.
(102 км.) Гравийка – 10 км.
(112 км.) Асфальт – 4 км.
(116 км.) Гравийка – 4 км.
     Перевал Громотуха!!! Масса впечатлений. Это даже не перевал в обычном понимании. Дорога идёт по узкому, выгнутому подковой, ущелью. Внизу речка Кокса, а сверху крутая гора с водопадами – речки большая и малая Громотуха. Местами жутковато, но красиво. Отметили, чтобы задержаться на обратном пути. Заметили прямо над дорогой пасеку. Заехали, купили мёд 1,5 л. за 300 руб. Ну очень вкусный!

     Напились воды из водопада.
(120 км.) Асфальт. Через 5 минут въехали в Усть-Коксу.
(123 км.) Нашли Комендатуру (не очень-то просто). Даю ориентировку. Проезжаем поселок по главной дороге, примерно чуть больше половины. Сразу после ихнего традиционного стадиона поворачиваем налево и едем до конца вверх в гору и направо к длинному забору. В заборе есть дверь и звонок. Звоним, выходит дежурный. Объясняем, что надо. Документы отдали. Совет – отнеситесь серьёзно, чтобы избежать ненужных проблем. Просто видел, как они возникали у некоторых. Ждать пропуск пришлось около часа. Кому-то приходилось больше, не удивляйтесь. За это время заправились провизией в магазине, договорились о ночлеге в частной гостинице и вселились. Кстати, без оформленного пропуска вас могут не поселить даже в частной гостинице (их тоже проверяют).
     Гостиница. Половина большого частного дома сделана гостиницей. На первом этаже кухня, туалет, душ и большая гостиная с камином. На втором этаже спальные номера. Три номера в комнатах и один на веранде. Веранда нам понравилась больше. Огромные окна и вид на горы. Весьма комфортно. Хозяйка согласилась сдать нам веранду на ночь за 500 руб. Очень не плохо на троих, да и машина во дворе под присмотром.

     Во дворике замечательный цветник, есть баня. Хорошо отдохнули, попробовали припасенную медовуху… Жизнь – хороша!
7:00 Подъём. Деревня, дольше летом не поспишь. Петухи, куры, коровы, да и люди, тоже галдят.
     Позавтракали, собрались, договорились с хозяйкой купить горного мёду. Сама не продаёт, но договаривается с соседями. Цена мёда – 400 руб. за 1,5 литровую бутылку. Взяли две. Познакомились с туристами из Москвы. Едут до Тюнгура. Дальше 2 дня на лошадях до Аккемских озер. Там Белуху видно во всей красе. Предупреждают, что на Аккеме без пуховиков делать нечего. Ночи холодные.
Выезжаем из Усть-Коксы. Заправили 20 л. (Цена бензина 16,5 руб.).
Здесь Кокса впадает в Катунь.
     Едем по Уймонской долине. Асфальт среднего качества. Место сказочное. Слева Теректинский хребет. Высота вершин – 2500 – 2600 м. Справа Катунь, а за ней отроги Катунского хребта. Высота вершин – 2000 – 2200 м. Самого Катунского хребта (высота вершин – 3000 – 4500 м.) не видно, его вершины только выглядывают из-за ближних гор. Чтобы всё увидеть нужно топать ножками.
     На другой стороне Катуни есть поселок Верхний Уймон. Знаменитое место, там музей Рериха, место паломничества продвинутых человеков. Его посещение было запланировано ещё в Томске. Чтобы туда добраться, нужно проехать через всю долину, переехать Катунь и вернуться по другой стороне до Верхнего Уймона. Мост на некоторых картах обозначен в поселке Нижний Уймон.
     (148 км.) Свернув вправо на указателе Нижний Уймон и объехав весь поселок, мы узнали, что свёрток на мост по трассе дальше. Он идёт в объезд горы в конце долины. Зато побывали в Нижнем. Кстати, на этом свертке кончается асфальт. Дальше везде только гравийка, неплохого качества, но разгоняться не стоит, могут встретиться опасные торчащие камни, да и поворотов много.
     (152 км.) Сворачиваем с трассы вправо на мост. Мост подвесной, платный (16 руб.). Въезжаем в поселок Мульта. На основной дороге ремонт, едем в объезд, минуя два брода через ручей. Страшновато, не зная дна, глубина – аж до днища. Но место наезженное, машины в Верхний Уймон едут из всех уголков России. Из Мульты наша дорога идёт вправо вдоль Катуни. Ещё 16 км. и мы в Верхнем Уймоне. Живописная деревня. Мимо музея здесь не проедешь.

     Музей расширяется, рядом идет стройка. Очень грамотные работники музея рассказали много интересного. У музея тесные и давние связи с Томском. Больше ничего рассказывать не буду. Если интересно, посетите сами. Да, купили там CD диск с 1000 фотографиями горного Алтая.

     В музее встретили туристов на машинах из Новосибирска и Ханты-Мансийска.
Выехали снова на основную трассу до Тюнгура. Отличная гравийка, кое-где разгонялся до 100 км/ч.
     (172 км.) Проехали поселок Катанда. Узкое лесистое ущелье, особого обзора нет. Внизу Катунь. Надо сказать, что цвет воды совсем другой, нежели мы видели раньше. Вода прозрачная насыщенного бирюзового цвета.

     (184 км.) Приехали в Тюнгур. Буквально выскочили из ущелья на просторное место. Здесь река делает изгиб. Это и есть вертолетная площадка. Читал в интернете, что вертолет можно заказать, чтобы подкинул до Аккемских озер. Видели – правда летает.
Справа, через Катунь видно Кучерлинское ущелье, сквозь которое видна г. Белуха. Правда ее немного загораживает еще одна вершина, но в хорошую погоду видно и понятно, что к чему.
     Проехали в поселок, зашли в магазин. Хлеб там вдвое дороже нашего. Погуляли по подвесному мосту. Мост требует ремонта, но машины ездят.

     Вернулись на вертолетную площадку. Оттуда самый лучший вид и место для купания.
Для лучшего обзора взобрался на ближайшую горку.
А вот как сквозь ущелье видна Белуха.

     Да, если бы оставить машину в Тюнгуре, взять на одной из турбаз проводника и лошадей и добраться до Аккемских озёр, то вид был бы совсем другой. Эти сказочные озёра берут начало с ледника у подножья Белухи. Там уже настоящее высокогорье. Но длительное путешествие у нас не запланировано. В интернете я читал много описаний таких походов. Если хотите, поинтересуйтесь сами.
     Отдохнули на славу, пора обратно. Решили пообедать в тени леса на берегу Катуни. Отъехали 1 км. от Тюнгура и остановились прямо у дороги на берегу. Удивительное место. Машины проезжают очень редко, их почти не видно и не слышно, Место удачно защищено. Очень рекомендую.

     Трогаемся в обратный путь.
До Усть-Кана дорога прежняя.
(0 км.) Свернули по новому маршруту на Чергу. Для сравнения двух маршрутов начинаю новый отсчёт километража.
(8 км.) Начинается Чакырский перевал (высота 1470 м. над уровнем моря). Подъём – 3 км., спуск – 2 км.
(18 км.) Асфальт кончился. Гравийка.
(49 км.) пос. Бараташ. Заправились 30 л. (Цена бензина 15 руб.).
(71 км.) Перевал Кукуя (высота 1050 м. над уровнем моря). Подъём – 3 км., спуск – 3 км.
(81 км.) пос. Верх. Кукуя. В деревне 2 км. асфальта, дальше опять гравийка.
(95 км.) пос. Улус Черга. В деревне 2 км. асфальта, дальше опять гравийка.
(102-106-109 км.) Дорога в ремонте. Мягко сказано. Стройка масштабная. Камазы возят крупный щебень. Ехать можно только очень медленно, торчат острые камни. Были места, где стояли с десяток легковушек. Кто ремонтировал подвеску, кто шины, кто картер пробил. Если вовремя не затормозишь, то на одной кочке подкинет, об другую стукнет. Ехал 5 км/ч, маневрируя меж крупной дорожной техникой. Короче ралли для экстрималов. Последние 3 км. ещё ждут своей очереди.
     (109 км.) пос. Черга. Асфальт начинается только здесь.
(111 км.) Выезд на Чуйский тракт. Дальше всё как по маслу.

Итак сравним две дороги.

1. Черга – свёрток перед Туектой – Теньга – Ябоган – свёрток возле Ябогана
173 км. Из них:
96 км. прекрасного асфальта по Чуйскому тракту;
77 км. после свёртка. Из них:
45 км. хорошего асфальта (в общей сумме);
28 км. хорошей гравийной дороги (в общей сумме);

2. Черга – Улус-Черга – Верх-Кукуя – Барагаш – Бешозек – свёрток возле Ябогана
111 км. Из них:
24 км. хорошего асфальта (в общей сумме);
80 км. нормальной гравийной дороги (в общей сумме);
7 км. ремонт дороги! (местами очень плохая).

Дальше дорога домой была быстрой... :-)

Категория: Автопутешествия | Просмотров: 17875 | Добавил: vic2000 | Рейтинг: 4.8/15 |
Всего комментариев: 1
avatar
1
красиво излагаешь, фотки неплохие. хорошо попутешествовал, одни приятные моменты, масса положительных эмоций, заряд на весь год. я слышал там сейчас дороги накатали чуть ли не до самой Белухи за последние годы smile
avatar
А вы знаете, что..
Раньше существовало три дороги, ведущие через перевал Чике-Таман: на г. Чике-Таман; Ириндуой и на Черноречинскую дорогу


Корзина
Ваша корзина пуста


Поиск


Форма входа
Логин:
Пароль:


Рассылки сайта
 


Календарь
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031


Сколько дней сайту


Алтай-Фото


Всего материалов:
Комментариев: 1848
Форум (темы/посты): 1617/19338
Фотографий: 6519
Дневников путешествий: 118
Новостей: 2323
Файлов: 242
Статей: 977
Directory: 7
Ad-board: 112
Игр: 213
FAQ: 14
Записей в Гостевой книге: 30


Реклама на сайте



Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru


Copyright Свитайло Е.Н. © 2009-2017. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна!
111222333