Немало удивительных, заповедных мест на планете нашей, но особым очарованием овеяны те из них, которые связаны с поисками людьми сказочной страны счастья Беловодья. Есть на Алтае место, где искателями Беловодья основаны целые деревни, где до сих пор царит "древнее благочестие", где, по словам Валентина Распутина, многое, в том числе богатая и крепкая душа человеческая остались в целости и сохранности... Это Уймонская долина, расположенная в Усть-Коксинском районе, наиболее самобытном и уникальном районе Республики Алтай. Усть-Коксинский район -один из десяти районов Республики Алтай, расположенный в ее юго-западной части. Расстояние от г. Бийска - 502 км. Площадь района -12 952 кв. км. Население -18 тыс. человек. Районный центр -село Усть-Кокса.
Удивительно интересен мир Уймона! Кто знает, может, и позовет вас туда когда-нибудь тонкая и трепетная нить, "клеточная память", которая живет в каждом из нас там, где обитает вечная душа... Республика Алтай. Первые километры пути. Чуйский тракт то прижимается к зеленоглазой Катуни, то отбегает далеко-далеко... На Семинском перевале уже основательно лежит снег, хотя там, внизу, октябрь еще балует теплом осеннюю листву. А на Онгудайской таможне проверка документов.
- А ремешок-то не пристегнут! ворчит пограничник, но в его раскосых черных глазах доброжелательность. Предлагаю его сфотографировать соглашается с радостью, несколько раз переспрашивая, как я собираюсь переправить ему фотографию. Расстаемся по дружески, с пожеланием доброго пути.
Сразу за таможней -поворот на Туэкту, и новые километры, новые деревни, новые впечатления... Правда, на этом участке пути алтайские деревни "впечатляют" со знаком минус: серость и убогость сквозят через перекошенные заборы и домишки. Садов-огородов практически нет, живут здесь скотоводством. На протяжении всего пути то ухоженные кони мудро поглядывают на нас с обочин дороги, то коровушки бредут куда-то сами по себе, то отары овец деловито шелестят по склонам гор...
Ближе к двум часам дня (а выехали мы из Белокурихи в 6 часов утра и останавливались только два раза) горы начали меняться, они стали живописнее. Кроме лиственниц и пихтача появились, наконец, и "белоснежные баловни судьбы" - березки. А рядом с дорогой зашумела великолепная река - Кокса, один из притоков средней Катуни. Она прижималась к дороге справа все теснее и теснее, слева высились обрывистые скалы, и камни, камни, камни... Казалось, что какой-то великан раскидал их по берегам и руслу реки. Затем, наверное, чтобы звонче были песни Коксы на речных перекатах, чтобы долетели они до каждого сердца...
Постепенно горы раздвигаются, как занавеси на громадной сцене, и перед нами открывается долина Уймона.
В конце 19 века известный исследователь В, В. Сапожников в своей работе "Катунь и ее истоки" так писал о среднем течении Катуни: "От впадения левого притока Коксу долина Катуни значительно расширяется и образует так называемую Уймонскую степь, которая протянулась на восток до устья реки Муюты (Мульты), т.е. около 35 верст длины. На востоке эта степь упирается в гранитную гряду, которая отходит от Теректинского хребта в южном направлении... Средняя ширина Уймонской долины 8 верст... С севера возвышается Теректинский хребет, достигающих около 2500 метров средней высоты. От него выходят левые притоки Катуни: Баштала, Теректа, Дженджек и Маргала..." "Уймонская степь лежит на высоте 1000 метров над уровнем моря и по Катуни представляет последнее и самое высокое населенное место, где успешно занимаются хлебопашеством... Основное население раскольники, но в последнее время здесь селятся православные переселенцы..." Горы окружают ее овалом. Ближе синие, дальше снежно-голубые, теряющиеся в седой дымке. Посредине этой великолепной чаши ветвится река Катунь с притоками. Так сегодня выглядит эта страна -Беловодье, которое в незапамятные времена нашли здесь свободолюбивые и предприимчивые русские крестьяне. Называли их "вольными каменщиками" ("Камень" это горная часть Алтая), а еще "старообрядцами" и "кержаками" - от названия реки Керженец Нижегородской губернии, где был центр старообрядческого движения. Сами же они называли себя "стариковскими", то есть, людьми старой веры. А еще в Уймонской долине кержаков зовут "чистыми", "добрыми" людьми.
Приверженцев старой веры впервые стали преследовать в 1650-х годах, когда они отказались признать изменения церковных ритуалов, введенных патриархом Никоном. В последующее десятилетие тысячи староверов совершили самоубийства, предпочитая смерть необходимости исполнять новые обряды. Сильно уменьшились их ряды в результате репрессий, проводившихся коммунистами. Когда-то староверов насчитывалось в России 15 миллионов, сейчас их осталось не менее трех.
Почему именно эту долину облюбовали старообрядцы для проживания? 17 век подарил им эту заветную страну, куда они устремились, чтобы "начать по правде жить". Ведь именно в тот период Горный Алтай, после разгрома Джунгарии, оказался на нейтральной территории, между довольно нечеткими государственными границами России и Китая. И пошли сюда, на восток, "очарованные странники". В глухие ущелья, к истокам рек и горных озер пробирались они, ведомые легендой о Беловодье, свято веря, что появится сказочная страна неожиданно, прямо среди тайги... Сохранилось описание этого маршрута в одном из "путешественников" (путевых дневников): "На Беловодье надобно ехать до города Бийска и по Смоленской области до деревни Устюбы. Потом муть пройдет через горы каменные, снеговые. И тут есть деревня Уймон, есть и люди тут, которые поведут дальше...". Однако уставшие путники останавливались здесь, в долине Уймона, и по берегам Катуни появились новые острова "древнего благочестия" - деревни Гагарка, Тихонькая, Огневка, Горбуново, Зайчиха, Березовка...
Наш путь подошел к концу в одной из таких деревень Верхнем Уймоне. Просторная улица будто приглашала пройтись по селу. Дома здесь уже другие -крепкие, ухоженные, с палисадами, сытыми гусями и хулиганистыми козами (от последних еле спаслись в машине). Наша хозяйка - Раиса Павловна Кучуганова, преподаватель истории в местной школе, она же руководитель музея старообрядчества. Муж ее, Виктор, главный помощник и дома, и на работе. Приветливо и лучисто улыбаясь, хозяева приглашают нас к столу, ведь одна из важных народных мудростей в этом краю такова: "Придет странник в дом хлебом угости, хлеба нет квасом напои,кваса нет водой да приветь". Раиса Павловна кладезь мудрости, хочется ее слушать и слушать... Попутно разбираемся с названием долины: Уймон (или Оймон) что за слово такое?
- Единого мнения на этот счет до сих пор нет, -поясняет Раиса Павловна, -Обычно переводят как "шея коровы", но алтайские сказители и мудрецы переводят слово "Оймон" как "десять моих мудростей". В этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье. Если же взять словарь Даля, то слово "уймон" означает "пропасть", "пространство", "простор". "Уемистый" емкий, огромный, вместительный. А может, дикая, первозданная природа была так щедра к новым людям, пришедшим в долину, что сами они считали слово "уймон" однокоренным с русским "уйма" в том смысле, что в благодатной долине всего было вдоволь, в достатке, и они благодарили Бога, открывшего им эту "пустошь тишайшую". Раиса Павловна подводит нас к небольшому деревянному дому, который и является музеем старообрядческой культуры. Женщина с любовью оглядывает синеющие вдалеке горы:
- Горы наши всегда разные, они меняются в зависимости от погоды, времени года и суток. Кто хоть однажды здесь побывал, тянется сюда всей душой, к этой первозданной Красоте, которая дарит очистительную силу.
Не согласиться с этим, чувствуется, уже невозможно. От природы вокруг нас, от рассказа Раисы Павловны идут невидимые токи, и кажется, что наши души начинают "прикипать" к этой земле. Музей осматриваем с каким-то трепетным чувством все здесь наполнено любовью к прошлому, желанием сохранить лучшее. В музее 2 комнаты: из холодных сеней направо изба, налево горница. Такая изба называется "дом-связь". Это один из образцов строительного ремесла средневековой Руси: в долине староверы возводили дома, бытовавшие там, где они жили до раскола. Раиса Павловна подробно описала избу: полати, русская печь, полки с посудой, божница, сундук. Вдоль стен врубленные в них лавки. Справа передний угол, напротив печи куть (это место хозяйки). По центру грядка, то есть полка, где держали белье, опояски, рукавицы, шали. В горнице ткацкий станок в рабочем состоянии: дети местной школы умеют не нем работать! Рассказывает Раиса Павловна про очередной предмет, и он будто оживает в наших глазах до того мудро устроен был старый быт, что остается только сожалеть об утраченном. Вот, к примеру, традиция в кержацких семьях садиться и вставать на порог. По всем поверьям, порог считался святым местом в доме. На пороге лечили детей. Если поставить на порог грудного ребенка, заболевшего грыжей, "смерить" его и забить в косяк осиновый колышек, то считалось, как перерастет дитя этот колышек, грыжи у него не будет!
Интересен не только быт староверов, вдвойне интересны их традиции. До сих пор жители кержацких сел свято чтят и соблюдают те законы, которые более трехсот лет назад принесли с "Расеи" их далекие предки. Один из них почтительное отношение к старшим. "Если кто-то перечил родителям, того считали глуповатым, - рассказывает Раиса Павловна. Про мать, у которой выросла сварливая дочь, говорили: "Видно, мать свою лаяла вот и возвернулось". В семье даже к маленьким ласково обращались: Ваньша, Паньша, Стапанида... Слушаю Раису Павловну, любуясь ею. Ведь сотню раз рассказывала она эту сказку гостям, а все как в первый раз, мудрости стариковской радуется вместе со мной! И не могу понять своего состояния: с каждым сказанным ею словом, с каждой ее присказкой и прибауткой начинает нарастать в душе щемящее чувство горькой потери... Пытаюсь оттолкнуть это от себя, но не могу: к горлу подкатывает комок, в глазах пощипывает, и будто уже не Раиса Павловна рядом со мной, а моя мама старенькая, Василиса Никитична... Также умела она рассказывать сказки, а доброты ее хватало и на детей (их у нее было 18), и на внуков, и на нас, правнуков! Беру себя в руки, возвращаюсь в настоящее и вижу понимающие глаза Раисы Павловны:
- Знаешь, моя дорогая, тут всякое бывает с моими-то гостями. Некоторые наплачутся, другие в сон провалятся. Это надо. Это чистят себя люди. Живем-то как? Не по-людски живем... Долго стоим в тишине. Думаем каждый о своем. В моей душе все перевернулось: те жизненные ценности, которые были значимы для меня до этого дня - зарплата, квартира -вдруг сразу ушли куда-то вдаль, за те голубые вершины... Осталось только синее небо, теплое солнце, березки вдалеке, "журавель" во дворе, да горланящий петух на прясле. Ушла и непонятная тоска, стало легко и хорошо. Захотелось обнять и расцеловать Раису Павловну, но - постеснялась... Долго смотрела на нее в полной уверенности, что весной, как только на Алтае зацветет маральник, я снова сюда вернусь. Вернусь не одна, а с теми, кого люблю и кем дорожу. Кому хочу счастья. Уезжали из Верхнего Уймона в 6 часов вечера. За деревней остановились. Не остановиться было просто нельзя: четкая гряда Теректинского хребта на закате показалась сказочной, из-под нее будто лился розовый свет. Все замерло... Благословенный миг! Молитва полетит На крыльях напряженных токов И может быть, кого-то озарит, И кто-то вспомнит о мирах высоких...
В Верхнем Уймоне мы посетили еще 2 музея, связанные с пребыванием здесь в 1926 г. известного художника, философа, ученого Н.К.Рериха. Но мы расскажем о них в следующий раз.
С наилучшими пожеланиями к нашим читателям, Тамара Батуева. Altai-magazine.ru
Источник: http://Altai-magazine.ru