Сообщество путешественников
АВТОМОБИЛЕМ ПО ГОРНОМУ АЛТАЮ
 
Каталог статей

Меню сайта
Оцени фото!
Просим оценить!
Семи озер (долина)
Категория: Долины
Разместил: АЛебедев
Текущий рейтинг: 4.4
Наш опрос
Какой у Вас автомобиль?
Всего ответов: 560
Статистика

На сайте всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ЭТО ИНТЕРЕСНО
 
 
 
Облако тегов
Яндекс
Праздники
Праздники сегодня
Главная » Статьи » Активный туризм » Конный туризм

Использование лошадей под вьюком

     В таежных, горных и пустынных районах, где нельзя использовать автомобильный или другой вид транспорта, широко применяется перевозка различных грузов на спине вьючных животных или под вьюком. По сравнению с автомобильным или даже гужевым транспортом вьючный имеет в труднодоступных местностях громадное преимущество. Незаменима вьючная лошадь и при охоте на крупного зверя.
 
     Вьючная лошадь практически способна проходить там, где может пройти пешеход.
 
     Вьючные лошади, как правило, некрупные животные высотой в холке не более 150 см, с длинным туловищем, глубокой грудью, крепкими спиной и поясницей, на сухих ногах с хорошими твердыми копытами.
 
     Для использования вьючных животных с максимальной целесообразностью издавна применяются различные приспособления в виде вьючных седел. В простейшем виде это может быть просто мешок, перекинутый через спину лошади, в который загружаются сыпучие или мягкие грузы.
 
     В стандартный комплект вьючного снаряжения входят оголовье, вьючное седло, вьючные приспособления и принадлежности.
 
     Оголовье. Предназначено для управления лошадью во время движения и для привязывания на стоянках. Оно состоит из обыкновенной уздечки и недоуздка.
 
     Вьючное седло. Основной деталью вьючного седла является ленчик, который служит твердым каркасом для сбора и закрепления других деталей. Ленчик состоит из двух деревянных полок, скрепленных по концам двумя металлическими луками - передней узкой и задней более широкой. Полки с луками скрепляются шарнирным способом, что дает возможность уменьшить или увеличить развал полок в зависимости от особенностей спины и ребер лошади. На металлических луках имеются крючки для навешивания подвесных рам с грузами.
 
     Для смягчения давления вьюка на тело лошади в седле имеются большие подушки, набитые овечьей шерстью или конским волосом и покрытые сверху кожей или брезентом. Кроме того, под подушки подкладывают войлочный потник.
 
     К верхней части подушек пришиты кожаные карманы, куда вставляются концы деревянных палок ленчика при сборке седла. На внешней стороне подушки имеются различные приспособления для скрепления подушек и других частей седла.
 
     Для удержания седла с грузом на спине лошади при подъеме в гору служит нагрудная шлейка, при спуске с горы - задняя шлейка вместе с подхвостьем. На теле лошади седло крепится двумя подпругами, которые соединяются с нагрудной шлейкой подгрудными ремнями.
 
     Вьючные приспособления и принадлежности. Предназначены для укладки и перевозки на вьючном седле различных хозяйственных грузов. В перечень вьючных принадлежностей входят правая и левая подвесные рамы, дополнительная подпруга, брезент для прикрытия груза.
 
     При необходимости в качестве вьючного седла можно использовать обычное кавалерийское седло, внеся некоторые изменения в его конструкцию. Между передней и задней луками ленчика натягивают широкий сыромятный ремень. На потниковой крыжке необходимо нашить пряжки для прикрепления передней и задней шлеек. Для смягчения давления седла на спину лошади рекомендуется применять дополнительный потник.
 
     В качестве вьючных приспособлений на этом седле необходимо иметь войлочные подкладки под рамы, дополнительные подпруги, брезент и увязочные веревки.
 
     При навьючивании груза следует помнить, что нагрузка на правую и левую рамы должна быть совершенно одинаковой, а сам груз - прочно увязан веревками. Только после увязки груза приступают к седловке. Седло накладывают на спину лошади и закрепляют его подпругами. Передняя подпруга должна находиться от передних ног на расстоянии 10 см, а задняя - на расстоянии 20-25 см. После этого пристегивают сначала переднюю, а потом заднюю шлейки. Между шлейками и телом лошади должны свободно проходить три пальца. Правильность седловки необходимо проверить в движении и, если будут обнаружены какие-либо огрехи, исправить их.
 
     Нагрузка на лошадь при работе под вьюком определяют исходя из ее живой массы.
 
     Сложилось общепризнанное мнение, что лошадь способна переносить на спине груз, равный примерно одной трети своего веса, мул - половине, осел - двум третям. Однако эти средние ориентировочные данные нельзя считать постоянными и верными для всех условий работы и для всех типов вьючных животных. Вьючная лошадь может нести на спине груз, равный трети своего веса только на сравнительно равнинной местности и шагом. При изменении условий работы, т.е. при работе на крутых склонах, в высокогорных районах, при повышении темпов передвижения, грузоподъемность вьючных животных снижается.
 
     Зависимость между рабочей грузоподъемностью, скоростью движения и степенью крутизны пути легко можно найти в справочной литературе.
 
     Кроме веса, при навьючивании лошади необходимо учитывать объем тары, так как вьюк должен лежать на участке тела, ограниченном ребрами. Так, например, ширина вьюка с грузом не должна превышать 120 см, а длина жестких грузов, расположенных по бокам, должна быть ограничена спереди шеей, а сзади маклоками животного.
 
     Размещать груз во вьюке следует равномерно таким образом, чтобы 3/4 его находились по бокам и 1/4 на спине. Все грузы должны быть крепко закреплены, так как всякое его смещение сильно утомляет лошадь, а иногда и наносит ей травмы.
 
     Вьючные лошади в обязательном порядке должны быть кованными на все четыре ноги, причем передние ноги на подковы с шипами, а задние - без шипов.
 
     На привалах лошадям дают отдохнуть. При этом на коротких остановках (10-15 мин) лошадей обязательно расседлывают, при необходимости исправляют крепеж груза. На больших привалах, которые делаются не менее двух раз в сутки, лошадям необходимо предоставить полный отдых, накормить и напоить их.
 
Источник: Татьяна Тобольская, Журнал "Охота" 1998 - 2
 
 
Категория: Конный туризм | Добавил: galt (23.05.2010)
Просмотров: 1790 | Теги: Лошадь, навьючивание | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar
А вы знаете, что..
Раньше на перевале Чике-Таман при подъеме необходимо было преодолеть 24 зигзага (тракт в то время поднимался на перевал прямо по логу, протянувшемуся влево), а при спуске - 23 зигзага


Корзина
Ваша корзина пуста


Поиск


Форма входа
Логин:
Пароль:


Рассылки сайта
 


Сколько дней сайту


Алтай-Фото


Всего материалов:
Комментариев: 1866
Форум (темы/посты): 1620/19391
Фотографий: 6548
Дневников путешествий: 118
Новостей: 2597
Файлов: 242
Статей: 977
Directory: 7
Ad-board: 110
Игр: 213
FAQ: 14
Записей в Гостевой книге: 35


Реклама на сайте



Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru


Copyright Свитайло Е.Н. © 2009-2017. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна!
111222333