26 мая 2017 года исполнилось 95 лет с того дня, когда Чуйский тракт получил статус государственной дороги.
Заслуга развития дороги как торгового пути принадлежит бийским купцам-«чуйцам». Они своими силами пытались приспособить тракт для безопасной езды, финансируя устранение «гиблых мест»: расширение тропы, уборку камней и устройство деревянных настилов. Еще на рубеже XIX-XX веков это была вьючная тропа, колесным участок дороги от Бийска до Кош-Агача стал лишь в 1902 году, эту задачу выполнял горный инженер Биль. В разработку современного Чуйского тракта внес весомый вклад известный писатель Вячеслав Шишков. В 1914 году, будучи инженером ведомства путей сообщения, он возглавил экспедицию, в задачи которой входило изыскание лучшего и кратчайшего направления тракта. Была проделана огромная работа по трассировке и составлению карт, дальнейшие изыскания были прерваны войной.
В 1922 году Владимир Ленин принял делегацию Монгольской народной республики — первого государства, признавшего советскую власть. Было решено укрепить политические и хозяйственные связи. В результате активизировались работы на Чуйском тракте, который получил статус государственной дороги. С этого момента работа по ее реконструкции закипела. Было построено три парома через Катунь, проведены большие ремонтные работы на ЧикеТаманском перевале, возведен деревянный мост через реку Майму. В 1929-1930 годах начали строительство на всем протяжении правобережного направления. Работа на тракте не прекращалась даже в годы Великой Отечественной войны.
Современный Чуйский тракт — транспортная артерия, соединяющая три сибирских региона, Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай, и Западную Сибирь с Монголией и Китаем. Он берет начало в Новосибирске, протяженность составляет 963 км. В оперативном управлении ФКУ Упрдор «Алтай» 856 км — в Алтайском крае и Республике Алтай.
Стартом новейшей истории можно считать 2007 год. Тогда по заданию Росавтодора разработали проектную документацию на его реконструкцию. В Республике Алтай крупнейший объект — с 428 по 495 км. В его составе выделено 14 строительных пусковых комплексов, что позволяет выполнять работы на отдельных, независимых друг от друга участках. Реконструкция на шестом и седьмом, общей протяженностью 8,4 км, шла с 2011 по 2013 год. В 2016 году дорожники ввели в эксплуатацию первый пусковой комплекс — на въезде в Республику Алтай.
В Алтайском крае за эти годы был завершен один из значимых проектов, преобразивших тракт, — строительство обхода Бийска. Первая очередь введена в 1995 году, после чего реализацию объекта приостановили. Строительство возобновилось в 2012-м, а уже в 2013-м один из самых востребованных объектов — 20-километровый транзитный коридор — был открыт для автомобилистов. Это позволило снизить нагрузку на уличную дорожную сеть Бийска и улучшить экологическую обстановку в городе.
Существенно перераспределили нагрузку на трассу двухуровневые развязки у населенных пунктов Казачий, Новоалтайск, Бийск и на выезде к Заринску. С завершением реконструкции участка Чуйского тракта Белоярск — Новоалтайск было продолжено движение в сторону Новосибирска. В 2011 году введен 19-километровый участок дороги первой технической категории Белоярск — Цаплино. Большая стройка идет в Тальменском районе, с 150 по 158 км. Здесь будет возведен новый мост длиной 306 метров, а трассу расширят до четырех полос.
Чуйский тракт для двух регионов — основной туристический маршрут. Он знаменит своей историей, великими именами и упоминаниями в кино и литературе. Одна из красивейших дорог мира, по версии журнала National Geographic, уникальна еще и тем, что на протяжении небольшого расстояния проходит через четыре природные зоны — от лесостепи до каменистой пустыни. За несколько часов можно увидеть все природные объекты Алтая.
ФКУ Упрдор «Алтай» реализует программу по созданию особых культурных площадок — элементов туркластера «Алтай». Вдоль тракта устанавливают информационные стенды, сведения на которых расширяются по мере следования туристов. На них представлены факты на русском и английском языках об Алтайском крае, истории, современном состоянии и перспективах развития Чуйского тракта, об известных личностях, деятелях искусства и культуры. Красочные карты-схемы дороги с обозначением на них знаковых мест. По задумке авторов, гости региона, путешествуя по Чуйскому тракту и делая остановки на объектах дорожного сервиса, все глубже погружаются в историю дороги и расширяют познания об Алтае.
Источник: Сайт Алтайавтодор |