На базе питомника служебных собак в Барнауле при поддержке WWF ведется подготовка собаки-поисковика для поиска и идентификации экскрементов снежного барса для последующего анализа ДНК. Этот метод позволит уточнить численность ключевых группировок этого скрытного хищника в России, сообщила 10 ноября пресс-секретарь Алтае-Саянского проекта WWF России Татьяна Иваницкая. В дальнейшем при поддержке WWF обучение использованию собаки-поисковика во время учетов снежного барса пройдут сотрудники заповедников "Алтайский", "Убсунурская котловина" и "Саяно-Шушенский", расположенных в основных местах обитания ирбиса в Алтае-Саянском экорегионе.
Эрик и его воспитатель Екатерина Григорьева
"Из помета немецкой овчарки был отобран щенок по физическим данным подходящий к поисковой работе, а по темпераменту, - к характеру будущего хозяина - специалиста по снежному барсу, - рассказала руководитель проекта Екатерина Григорьева, эксперт в области дрессировки собак по обнаружению взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов. - Сейчас Эрику (Рику) всего три месяца, пока он проходит основы социализации в обществе, обучение важнейшим командам, а к маю будущего года пес должен уже владеть основами поиска следов жизнедеятельности ирбиса. Пока материалом для тренировок служит помет снежного барса, собранный в зоопарке, но вскоре будем использовать именно артефакты из дикой природы, так как питание диких ирбисов отличается от рациона животных, содержащихся в неволе".
Традиционные методы учета ирбиса, основанные на поиске и подсчете следов жизнедеятельности хищника, часто дают приблизительный результат и зависят от профессионализма исследователя и погодных условий. Метод анализа ДНК, полученной из экскрементов и шерсти животных, позволяет четко определить отдельных особей ирбиса и точно оценить численность и половозрастной состав отдельной группировки. В последнее время этот способ стал все чаще использоваться в мировой практике, как передовой метод учета таких скрытных видов животных, как снежный барс. Он не оказывает какого-либо неблагоприятного воздействия на снежного барса и позволяет за относительно короткий срок (2-3 недели) обследовать большую территорию (3-4 тыс. кв.км).
Следы снежного барса
Главной проблемой при поиске и сборе экскрементов ирбиса является трудность обнаружения образцов в условиях горной пересеченной местности и видовое определение образцов (даже подготовленный исследователь часто не может отличить помет ирбиса от помета других видов). Так, например, около 50% всех собранных образцов помета "снежного барса" оказываются лисьими, несмотря на то, что их собирали опытные зоологи.
Вот здесь-то неоценимую помощь исследователям оказывают специально обученные на поиск экскрементов собаки-ищейки. Пользуясь своим уникальным чутьем, собаки могут обнаружить в 10 раз больше экскрементов ирбиса или другого вида, чем человек, кроме того, собаки идентифицируют видовую принадлежность экскрементов практически со 100%-ной точностью.
В 2009-2010 году при поддержке WWF и проекта ПРООН/ГЭФ образцы экскрементов снежного барса для последующего анализа ДНК были собраны сотрудниками заповедника "Убсунурская котловина" на хребтах Сенгелен и Цаган-Шибету. Анализ собранных образцов специалистами Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцева РАН показал, что из 70 собранных проб, только 28 (40%) принадлежали ирбису. Использование обученной собаки поисковика позволило бы увеличить точность сборов до 90-95%. "Мониторинг численности и распределения ирбиса в регионе - важнейший инструмент оценки эффективности природоохранных мероприятий, направленных на сохранение этого редкого вид, - комментирует Михаил Пальцын, координатор проектов WWF в Алтае-Саянском экорегионе. - Современные методы учета численности, основанные на анализе ДНК и использовании обученных собак для поиска образцов, позволят сделать этот инструмент более точным в оценки изменений в ключевых группировках снежного барса в России".
В 60-е годы на плато Укок, 2500 метров над уровнем моря, пограничники соорудили укрепрайон: территориальный спор Китая и СССР в то время перерастал в конфликт. Камни для дотов брали с курганов, которых здесь множество