Сообщество путешественников
АВТОМОБИЛЕМ ПО ГОРНОМУ АЛТАЮ
 
Глеб Соколов. Восхождение на Актру - Форум

[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Глеб Соколов. Восхождение на Актру
НатаМДата: Вторник, 02.06.2015, 17:04 | Сообщение # 1
Ветеран путешествий
Группа: Заслуженные
Сообщений: 1404
Авто: TLC Prado 95, 5VZ 3.4
Награды: 6
Репутация: 3
Замечания: 0%  ±
Статус: Вне сайта (А разве вне сайта есть жизнь?)
Цитата
Глеба Соколова стоит искать или в горах, или дома в Новосибирске...


Н.А.  Дома- не знаю...
Его, если не в горах, можно найти или в Шерегеше, или у нас , на базе Ключи.
На лыжах, на горных...

Но сейчас по теме:

Из РИСК.ру.

Два первопрохода в Актру. Глеб Соколов


Фото из архива Глеба Соколова

Глеба Соколова стоит искать или в горах, или дома в Новосибирске. Но недавно я застала Глеба в офисе его многолетних партнеров - компании БАСК.
Такой возможностью надо было пользоваться и задать все вопросы, которые успею...

- О чем будем говорить?

Мы сходили два первопрохода на Алтае.


Кызылташ и новые линии. Фото из архива Глеба Соколова

- С этого места поподробнее!:)

Я считаю, что для россиян, особенно неевропейской части страны, наиболее доступны такие два крутые альплагеря как Ала-Арча и Актру. Там есть комбинированные классные маршруты. И если Ала-Арча уже для спортсменов от первого разряда и выше, то Актру – это место, где можно начинать осваивать комбинированные и ледовые маршруты. Великолепный район до второго разряда. Гор там много, а маршрутов пока мало, так что мы каждый раз, когда туда едем, стараемся сходить что-то новое и классифицировать, чтобы в лагере были хорошие, быстрые, доступные маршруты третьей, четвертой категории. В этом году мы сходили два первопрохода на Кызылташ. Это три часа от лагеря, по хорошему насту и даже меньше.
Чисто-ледовые маршруты. 3Б и 4А ориентировочно. Тройку мы сходили в мае, а четверку сейчас, в ноябре.

- А какое время там лучше всего подходит для ледовых восхождений?

Весна и осень. 3Б еще можно летом пройти, сверху ничего не должно валиться. А четверка летом будет камнеопасной. Так что ее ходить желательно осенью или весной, или зимой. Лед там крутой, настоящий. Как на маршруте Барбера в Ала-Арче, только покороче.

- В плане логистики район зимой легкодоступен?

Абсолютно доступен. Нужно добраться до Курая, поселка на Чуйском тракте. От Новосибирска это 15-18 часов на автобусе. На машине побыстрее. Машину можно оставить в поселке или на перевалке. Когда машин много, на перевалке они даже охраняются.
С местными договариваешься, и от Курая тебя забрасывают в лагерь. Транспорт от УАЗика до ЗИЛ-131. Лагерь – теплые домики, срубы или модули, с отоплением. Вода есть в ручье. Чистая, замечательная на вкус. А если ехать большими сборами, то лагерь может и питание обеспечить. Кормят там вполне нормально. Уж я поездил по альплагерям, я знаю разницу!


Фото из архива Глеба Соколова

- Было время Арктру был запущен и почти забыт. Сейчас интерес к нему возрождается.

Все просто – раньше другие районы были вполне доступны. Страна одна, билеты дешёвые… А сейчас для сибиряков это единственный российский лагерь с комбинированными маршрутами и нормальной логистикой.

- Насколько перспективен этот район?

Ну, как и говорил – район до второго разряда. Хотя есть и 5-ки и даже 6А. В перспективе есть две не пройденные 5Б, для осени-зимы-весны. Горы старые, порода слабая и серьёзные стенные маршруты летом не походишь. Большинство же простых маршрутов доступны круглогодично.

- Может оно и лучше, такие невысокие районы чаще посещают весной и осенью, так как летом все стараются попасть в большие горы.

Конечно. Для коротких учебных сборов в неудобное время – Актру идеальное место.

- А шестерку ходят?

Редко. Она сложная, напряженная, так что не всегда получается. Хотя некоторые приезжают, чтобы пройти именно ее.


Фото из архива Глеба Соколова

- А какова протяженность новых маршрутов?

Льда на 3Б пять веревок, а на 4А – шесть.
Описания маршрутов скоро будут.

- А кто ходил?

Тройку ходили двумя учебными отделениями. Первопроход – ну и что. Сходили быстро. Отделения хорошие были.
На четверку ходили вчетвером. Я с Олегом Макаровым – два инструктора и два участника спортивного совершенствования – Володя Шепелев и Андрей Рязанов.

- И тут мы плавно можем перейти на тему обучения в альпинизме, так часто обсуждаемую сейчас. Таскать или не таскать участников по перилам, брать или не брать участников на первопроходы, разрешать им или нет работать первыми…

На первопроходах не разрешаем. Во-первых, это долго. Во-вторых, пусть посмотрят немножко со стороны. Несмотря на то, что у них есть самостоятельные восхождения. Участки сложные там не очень длинные, но постоянно меняться – потеря времени. На первопроходе нужно работать побыстрее. А участники догонятся, не вижу в этом проблем. Тем более что и с перилами часто бывают нелады.

- Ну и психологическое давление на первопроходе все-таки несколько иное, нежели на хоженом маршруте.

Конечно. Когда идешь второй-третий раз все уже известно.


Фото из архива Глеба Соколова

- Дискуссия, которая идет, в том числе на Риске… о системе обучения в альпинизме.

Да полный закат… А клоуны в комментах тему забалтывают в основном. Ситник все логично изложил. А демагоги… ну пусть другую систему предложат. Получше.
Школа общеобразовательная вон тоже не нравилась многим, ну и сделали чёрте-что.
Советское образование со своим слабостями, ошибками было лучше того, что мы видим сейчас. Похожее и в альпинизме.

Сейчас нам дали третье место за Хан-Тенгри. Я 31-й раз на него сходил и получил третье место в высотном классе. Стыдно за Родину. Смешно и грешно. За 5А – третье место. Сто раз ХА! А раньше такая борьба была!


Канченджанга-2011. Фото из архива Глеба Соколова

- Может быть, в формате России коммерческий альпинизм на высоте победил спортивный, так что спортсмены переориентировались на менее захоженые, хоть и менее высокие горы? Плюс денежный аспект нельзя сбрасывать со счетов.

Настоящий высотный альпинизм, конечно же, для состоявшихся альпинистов. Он в стороне от коммерческого. От масс, бредущих на Ленина, Хан-Тенгри, Эверест… Просто наш спортивный высотный альпинизм не проиграл, а самоликвидировался.

Классные высотники – штучный товар. Со своим мировоззрением, гордостью, проблемами. В бывшем Союзе высотный альпинизм, не в обиду другим классам, был наиболее престижной дисциплиной, приковывающей всеобщее внимание. Эверест, Канченджанга, Чо-Ойю… Вся страна жила их проблемами, наблюдала, переживала…

Но высотный класс начинающийся Крымом и заканчивающийся Эверестом, как у нас было в один момент – просто гайдаровская перестройка, утрата направлений, мотиваций.

А безумные идеи, слава Богу не попавшие в класс первопроходов, а соответственно и частично в высотный, с каяками, велосипедами и прочей фигнёй… Вот и ходят нынешние высотники в стороне от официоза.

Правда, иногда участие в этом формате – вынужденная мера, когда за грошики надо отчитываться. Высокие горы требуют “высоких” денег. И не всегда можно съездить на высоту просто за свои.

- То есть кредит доверия был утрачен и не восстановлен?

Не восстановлен. И люди, которые ходят высокие горы, уже ходят для себя. Ну и для Родины.

- Но кроме желания участвовать в соревнованиях должны быть и реальные восхождения. Из последнего пройденного на высоте что можете отметить?

Я был в восторге от несовершенного восхождения корейцев на Лхоцзе. Классный маршрут, хорошая команда. В командном альпинизме сейчас осталось одна-две страны, корейцы да кусочек нас. А кто еще?
Когда-нибудь, возможно, такие проекты, можно будет делать в одиночку, вдвоем. Но когда это будет?...

- А поляки? Правда, они в последние годы многих потеряли.

Был, был великолепный польский альпинизм когда-то… Вспомните хотя бы зимний Эверест! Я снимаю шляпу перед теми людьми. А сейчас это уже другие восходители, индивидуалисты разъединённые и погубленные западной идеологией. И соответственно более слабые. Вот и гибнут…
Почему-то считается, что мы должны стать такими, жить их стандартами.
Возможно, прутиками проще управлять, чем веником.


Фото из архива Глеба Соколова

- Кстати, с корейцами что случилось?

Просто не сходили. Не сложилось. Устали. Поняли, что можно и не вернуться.
Можно только гадать.
Осенью лезть на такую стену, на мой взгляд, как-то не правильно. Надо весной. Тепло…

- А я смотрю, в последнее время многие начали смещать экспедиции на конец года.

И в результате на Манаслу сколько народа погибло осенью… Хотя это могло случиться и весной.

- Но какие-то логичные причины подвижек сроков должны быть?! Весной, может, кажется, что слишком много народу? Или осенью пермит дешевле?

На том леднике, где стояли корейцы, и весной никого нет. Ледник Центрального Лхоцзе отделен от Айленд-пика, где толпы ходят. А цена пермита… у корейцев есть деньги, экономить на этом они не станут. Повторюсь – можно только гадать.

- Механизм совершения ошибки через сдвиг нормы.

Горы – опасная штука.
И осенью гибнут, и весной. Вспомним шерпов на Эвересте. Сами виноваты. Мы сколько раз там были, но влево старались не уходить. Видно же, что Кхумбу слева гладкий, потому что ледник висящий падает в это часть ледопада. Там только в одном месте, надо ненадолго уйти влево. На чуть-чуть, при переходе с ледопада на сам ледник, примерно на 6100 м, так как по центру слишком широкие трещины.
Аварии через ошибки. Как и с пиком Ленина, в 90-м году. Ну, не ставится на 5300 м лагерь в сковородке.

На осыпи с другой стороны не очень удобно, да и места мало. А тут ровное поле. И потихоньку лагерь съезжал все дальше и дальше на это поле, пока все не обвалилось.
А сколько просто треккингистов в районе Аннапурны осенью погибло. Половину вроде пока даже и не нашли.

Альпинисты – такие же люди, как и все. И будут совершать ошибки, и будут повторять ошибки, и всё будет крутиться пока стоят горы.
Просто частота этих ошибок, я надеюсь, несколько уменьшится, поскольку информация теперь всегда под рукой. А умный человек, прежде чем идти куда-либо прочитает про особенности маршрута и сделает соответствующие выводы.

Но всё же мне кажется, что осенью нужно ходить классику.
Мы в 98-м поехали на Лхоцзе-Шар осенью. 1 ноября были на вершине. Жестко было. Очень жестко. Представляю каково было корейцам на стене Лхоцзе.

- Это ведь уже преддверие зимы.

У нас тогда был всего один день очень хорошей погоды. И нам повезло. Вершина в 18-45. А через 30 минут наступила ночь. Кончился кислород. И в палатку мы вернулись в 4 часа утра. Самая длинная ночь в моей жизни.
Весной всё по-другому.


Фото из архива Глеба Соколова

- Вы уже который год летний сезон проводите на высоте, в районе Хана и пика Победы. Нет ощущения, что один сезон похож на другой?

Место намоленное, туда приезжаешь как домой. Там почти семья, в которую то и дело вливаются новые члены: гиды, спортсмены. Там друзья. Там знакомые камни. Осень, зима и весна быстро проскакивают. И бац, уже опять на Южный. И пускай один сезон похож на другой. Мне нравится.
Для разнообразия можно и в другие места съездить…
А потом опять на Южный…

- Организация безопасности на семитысячниках и коммерциализация. Две темы, которые часто обсуждаются. А много ли спортсменов сейчас приезжают на Южный, чтобы пройти что-нибудь эдакое? Тех, кому важно не только что пройти, но и как?

Приезжают. Но вот на Победу, к примеру, вообще нет простых путей. Даже восхождение по классике на нее – нетривиальная вещь.

- Ну да, статистика говорит сама за себя.

В прошлом году никто не взошел, в этом сезоне три человека. А пытались многие. Люди ведь как – приезжают сходить на Хан, а потом пытаются на Победу. Стандартная схема.
Мы тоже так ходим. В этом году уже собрали рюкзаки, а ночью пошел снег. И в полном безветрии за 4 дня выпало до 3-4 метров. Ну и куда после этого? Только домой. Сезон закончился.
Я в похожей ситуации уже был в 1998-м. Хотел траверс сходить без ночёвки. На Важу поднялся. Снег, тепло, ветра нет, видимости никакой, куда идти непонятно. Походил-побродил по вершине и повернул назад. Вниз съезжал на пушистых лавинах, мелких досках. Успел…

Победа не простая гора, сложнее многих восьмитысячников. Простых путей нет. Классика длинна.
Её можно сравнить с капканом. Если ты на гребне, а погода испортилась, то можно закуковать на неделю-другую. Недостаточная акклиматизация, истощение, отсутствие продуктов и пр. частые причины аварий на её склонах.

Так было и на заре альпинизма, и 1984 году, и в 2010 году и, очевидно, в будущем.
Иногда люди там просто исчезают. И мы никогда не узнаем причины этих исчезновений.
С других гор, даже с Эвереста, с классики подготовленный человек спустится всегда.
С Победы – не факт, но у подготовленного шансов неоспоримо больше.
Поэтому еще я считаю настолько важным обучение. Скалы, скалы, лёд, лёд и ещё много, много снега. От простого к сложному. Мастерство сразу не приходит. А горы же каждый раз другие и учиться нужно до самых последний дней, чтобы не попадать в ситуации, к которым ты не готов.

- Зимний альпинизм…

Не! Зимой надо на лыжах кататься, в Шерегеше!

Интервью записала Елена Дмитренко

глеб соколовгорыалтайактрукызылташпервопрох




Сообщение отредактировал НатаМ - Вторник, 02.06.2015, 17:06
 
lostRIO42Дата: Суббота, 06.07.2019, 20:17 | Сообщение # 2
Кандидат в путешественники
Группа: Заблокированные
Сообщений: 3
Авто: Audi TT
Награды: 0
Репутация: 0
Замечания: 0%  ±
Статус: Вне сайта (А разве вне сайта есть жизнь?)
Супер!

Подпись носила рекламный характер. Заблокирована администратором сайта.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru


Copyright Свитайло Е.Н. © 2009-2024. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна!
111222333