Сообщество путешественников
АВТОМОБИЛЕМ ПО ГОРНОМУ АЛТАЮ
 
О сплавах в Горном Алтае - Форум

[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
О сплавах в Горном Алтае
galtДата: Среда, 10.06.2009, 09:52 | Сообщение # 1
Администратор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 5827
Авто: Pajero Sport TD + Chery Tiggo4
Награды: 19
Репутация: 9
Замечания:  ±
Статус: Вне сайта (А разве вне сайта есть жизнь?)
Журналист из Новосибирска Елена Климова в «Спорт-Экспрессе» написала статью о сплавах и рафтинге на реках Горного Алтая и работе главных людей в этих экспедициях – гидов-проводников, которые становятся в походе для туристов и мамой, и папой, и господом Богом. «Новости Горного Алтая» предлагают посетителям ознакомиться с этой увлекательной и познавательной статьей.

«А теперь оставьте все лишнее!». Мы замерли над распакованными сумками. Ну и что тут лишнее? Пожалуй, босоножки на платформе. И еще, наверное, фен. «Остальное складывайте в рюкзаки, и поехали!».

Честное слово, это картинка с натуры. Горный Алтай, лето, группа туристов перед выходом на маршрут. Собственно, туристами нас назвать можно было с большой натяжкой. Все мы купили путевки в турагентствах по месту жительства, экипировались по собственному разумению — каждый из нас рисовал в воображении собственные картины будущего путешествия. Как выяснилось, далекие от реальности.

Горный Алтай – край, словно оставшийся нетронутым с момента творения. Воду из ручьев и рек можно пить просто так, — подойди, наклонись, и пей. А дышать поначалу непривычно легко. Про птиц, горы и закаты с восходами я говорить не буду, все это легко увидеть на фото в интернете. Про то, что граница цивилизации с ее бесчисленными турбазами и кемпингами с каждым годом сдвигается все дальше от предгорий в области малодоступные – тоже (эта тема достойна отдельного разговора, а с нашим связана косвенно). Алтайскую природу используют сейчас торопливо, жадно и недальновидно. Реликтовые озера зацветают, реликтовые тополя вырубают…

Но покуда сохранились еще места, где чистота, красота и приключения – мы же все равно будем ездить туда, правда? И на две отпускные недели самыми важными людьми на свете станут для нас гиды-проводники. Они и приободрят, и помогут, и даже спасут, если что, не дай Бог. Мы же не герои, мы просто устали за год от смога, важных разговоров, проблем дома и на работе, мы просто хотим подышать, полюбоваться, глотнуть свободы… А гидам зачастую чуть больше двадцати.

…Хорошо помню, как в 2006-м река за несколько дней вздулась от проливных дождей (участники Кубка мира по рафтингу на пороге Ильгумень, проходившего в аккурат в это время, наверное, помнят, в какое чудовище превратилась тогда тихая зеленая Катунь). И если мы, пятеро перепуганных «чайников», не впали в панику, то только потому, что у наших гидов, Ивана и Николая, хватило такта убедить нас, что бояться не надо. А после достало опыта и умения аккуратно провести по порогам рафт и катамаран. И в течение всего похода доказывать делом, что они на маршруте — для заботы о нас. На то была туристическая фирма, где делали все для неопытных туристов: покупали снаряжение, красивые и прочные палатки, придумывали вкуснейшее меню, ценили своих гидов и никогда не экономили на страховке.

В те времена директором фирмы был Вячеслав Суслин, мастер спорта по водному туризму. «Мы постоянно теряем кучу денег на «лишней» страховке, — рассказывал он потом. — Хотя сколько народу отправляется по реке вообще без страховки! Объясняют, что у них гиды крутые. Я не могу представить, что будет делать этот «крутой парень», когда, к примеру, перевернется лодка, и пятерых человек река растащит далеко друг от друга… Ну да, если он крут, он зацепится, скорее всего, за рафт, взберется на него и начнет догонять тех, кто в воде. Но время будет упущено. Один гид не может обеспечить безопасность. Хотя первое, на чем можно сэкономить — убрать страховку. Но я этого никогда не делал и надеюсь, делать не буду».

Юрий Скородумов из Новосибирска – тоже мастер спорта. Он практически на свои деньги создал в городе школу рафтинга, и девичья команда «Белки» клуба «Юнион» не раз занимала призовые места на соревнованиях, в том числе и на Ильгумене на этапе Кубка мира в 2006-м.

У Скородумова есть свои туристические маршруты и школа гидов. Тоже, кстати бесплатная. Сам Скородумов учился в Непале в «Школе гидов белой воды» (White Water School). «Я вырос в лесу, ходил на охоту, — рассказывает Юрий. — Потом работал в экспедициях — сам для себя был и проводником, и гидом. Потом — перестройка и, хоть вешайся, работы нет. Я ушел работать в московское предприятие проводником – возил норвежцев на Таймыр на рыбалку. Понял, что нужно снаряжение. Открыл маленькую фирму, начал его шить. Отсюда все и началось. Потом я зимой работал в Непале, а летом — на Таймыре. В Непале попал в «Школу белой воды». И там увидел, что такое профессионалы. Зачаливается, к примеру, проводник, вытаскивает на берег ящик, открывает его – там пирожные! Украшает их сливками из баллончика, тут же кофе – и все это мгновенно подает. Я смотрел как завороженный. Ну, думаю, – сюрприз со сливками я точно на маршруте сделаю!

Если нет школы, и гид учится на своем опыте – это слишком долгий процесс. Я всегда спрашиваю, что должно быть у гида-проводника с собой? Отвечают: нож, спички, соль… На самом-то деле у проводника должна быть… веревочка! Просто полтора метра веревочки. В обязательном порядке. И когда приходят на реку, то, оказывается, без этой веревочки просто невозможно было обойтись.

Или, допустим, чистая майка с утра. Зачем, если гид все равно через час гидрокостюм надел — и поехал? Но за завтраком проводник должен быть в чистой майке и выглядеть свежо, когда бы накануне он не лег. У него должно быть хорошее настроение. И еще он обязан быть «бесполым». Почему? Ну вот, приезжают городские девочка с мальчиком отдохнуть. В походных условиях мальчик может выглядеть не слишком успешным. А гид тут рядом, все умеет, красавец-мужчина! И девочка начинает на него поглядывать, а с мальчиком у нее отношения портятся. Недопустимо! Из всех этих мелочей складывается и настроение коллектива, и формирование общей идеи: мы должны пройти маршрут! Это все и многое другое мы и рассказываем в нашей школе.

Ко мне приезжал президент Федерации рафтинга России. Посмотрел, как мы тренируемся, и сказал: «Хорошо, что Скородумов не тренирует спецназ в Америке!» Ребята сдают экзамены, приближенные к испытаниям для речных гидов-проводников международного класса. Такой гид должен уметь все – кататься на велосипеде, на лыжах — горных и на широких таежных, в горы ходить, автомобиль водить. В то же время — уметь шить, клеить, заниматься любым ремонтом, как ремонтом весел, так и ремонтом душ. И твердо знать, что на маршруте у всех – праздник, а у него – работа. То есть, гид должен быть психологически устойчивым и вообще не простым, оказывается, должен он быть человеком».

Детский лагерь «Академия Робинзонов» придумали и организовали Шульжики, дядя Толя и тетя Галя, так их зовут в лагере. Анатолий Шульжик – заслуженный путешественник России и знаменитый водник, у него, как и у всех наших героев, за плечами опыт прохождения рек предельной сложности. Лагерь «Академии» — палаточный, палатки и спальники Шульжики шьют зимой сами. Фасон палатки дядя Толя подсмотрел в Непале – она без молний и застежек, то есть максимально «детоустойчива».

«Академия» — лагерь не просто «оздоровительный», у него есть своя философия, основанная на общении с природой, дружбе и взаимовыручке взрослых и детей. Лагерь создан для шахтерских ребят (Шульжик в прошлом — горный инженер и до сих пор живет в Ленинске-Кузнецком). Хотя приезжают к нему на Алтай ребята из Новосибирска, Томска, Москвы и даже из Германии. Две московские семьи пять лет подряд отправляли своих сыновей к дяде Толе, да не на одну смену, а на все лето, хотя дорогие курорты им вполне по карману.

У дяди Толи — шесть катамаранов и еще одно непотопляемое «водное чудище» чуть ли не на сорок человек, которое он сам, кажется, и сконструировал. Сплав по Катуни – в нижней ее части, где пороги неопасные – главное событие каждой лагерной смены. Когда по реке идет флотилия под «робинзонским» флагом, а на флагманском судне стоит адмирал дядя Толя с рупором – это доложу я вам, достойное зрелище! Но если судов много, а дядя Толя один, то как же все происходит? Правильно, на маленьких катамаранах капитанские обязанности выполняют мальчишки. Те, кто постарше и ездят в лагерь уже не первый год, не боятся воды и ответственности (в рамках лагеря, конечно).

Дядя Толя еще два года назад сказал, что у него в лагере сложилась настоящая «школа капитанов». Капитанов не только на воде – самые трудные и даже непривлекательные дела в лагере выполняют именно они, часто вместе с командой. Прошлой осенью ребята уже ходили капитанским составом во главе с дядей Толей в инструкторский поход по речкам совсем серьезным – и справились! Образцовая школа гидов, она же школа жизни. Капитанов, впрочем, никто в гиды-проводники не готовит, хотя, может, кто-нибудь из них, когда-нибудь…

А что в реальности? В реальности туры, завязанные на активном отдыхе (если не обращать внимания на комфорт и безопасность туристов), могут приносить неплохие деньги. И все понимают, что надо спешить. Природная чистота Алтая не вечна. Печально?
Еще печальнее обстоят дела с маршрутами «на несколько часов». Людей, приехавших со всех концов России просто пожить на Алтае на турбазе во много раз больше, чем тех, кто рискнул отправиться в экстремальный тур. Им тоже нужны развлечения и острые впечатления. О, и тут спрос рождает невиданное предложение! Если верить всем, зазывающим туристов на «сплав с чемпионами» — чемпионами вполне можно заселить небольшой городок. И не важно уже, на каких «соревнованиях» потенциальные инструкторы стали «призерами», не важно, что они не слишком толково объясняют, что же ждет на реке тех, кто согласится. Не важно даже то, что иной раз такую стихийно собранную группу везут на пороги, которые в маршрутах проходят на третий-четвертый день: команда уже сработалась, узнала на опыте, как вести себя в момент опасности, да и просто научилась держать весло...

Эти пороги с диковинным названием Тельдек-Пень – самое красивое место на Средней Катуни: вулканическое ущелье, берега зажимают полноводную реку до двадцати пяти метров в ширину, и возмущенная вода крутит воронки – их много, и невозможно угадать, где появится следующая… Положим, туристы понятия не имеют, что именно за развлечения им предлагают. Но как решаются на подобное те, кто собирается их развлекать – вот что уму непостижимо! Видимо, прочно забыт случай трехлетней давности (тоже на Катуни, но уже в нижней, некатегорийной ее части). Тогда инструктор посадил в рафт детей больше положенного и двух сопровождающих – 18-летних медсестер. Девушкам не хватило спасательных жилетов. Перегруженный рафт перевернулся: вода в Катуни холодная, течение быстрое... Обе медсестры утонули. Протяженность сплава – час. Вообще-то он считается «детским».

Говорит Юрий Скородумов:
«Что сейчас происходит на Катуни? Ребята прикинули: «Рафт сейчас в аренду возьмем, по пятьсот за два часа с человека, посадим в рафт десять туристов… А можно и пятнадцать – получится очень хорошо!» Снаряжение у них самое дешевое, бросовое, деньги появляются – они их тратят обычно не на экипировку, а на праздники жизни.

Но всегда находятся люди, которым необходимо сплавиться именно сейчас — и не важно, в каких спасжилетах они пойдут, с какими веслами, и пьян ли гид, который сам сидит без жилета на корме... И ведь контролировать этот процесс со стороны никто не может – службы такой в России нет. Только те, кто садятся в лодку, могут спросить: «Эй, парень, а почему у нас жилеты без застежек и где наши каски?» Катунь сделали доступной рекой, пустив по ней коммерческие маршруты. А раньше сверху донизу Катунь пройти – это был подвиг!»

Что же получается? На форуме «Академии Робинзонов» мне ответили воспитатели — они же водники:
«Всегда существовали хорошие и плохие инструкторы, просто в связи с тем, что пассажиропоток увеличился, ситуация стала более рельефной. А сегодня сплавы стали приносить неплохие деньги и зарабатывать на этом начали все, кому не лень! Зачастую инструкторами работают вообще случайные люди даже без начальной подготовки. Руководители туристических баз не желают затрачивать средства на проведение инструкторских походов и подготовку персонала, экономят на зарплате и поэтому нанимают людей с «очень средним» образованием, без жизненного опыта, не способных оценивать риски.

Инструктор — это не просто грамотный турист, это еще и психолог и педагог, он должен за короткое время обучить людей основам сплава, сплотить команду, оценить то, на что эта команда способна и в связи с этим определить маршрут движения. Мы уже не говорим о краеведении и умении рассказывать байки — 18-летние «гопники из подворотни» для такого не годятся.

У системы подготовки кадров может быть только две схемы. Первая (нежелательная) — это когда придет «добрый дядя мент» и заставит всех инструкторов получать сертификат в специальном государственном сертификационном центре. И вторая (правильная), когда владельцы и шефы баз наберутся мозгов и начнут сами готовить работников, а не ждать, что они с неба упадут. Но для этого придется еще решить массу вопросов, которые решать некому и некогда. Все прекрасно понимают, что этот бизнес через несколько лет накроется медным тазом, поэтому нет смысла делать инвестиции в персонал. Нужна красивая обертка — все остальное не важно, публика и так хавает. Что самое интересное, это и причина, и следствие одновременно. Кадры не готовят, потому что все скоро кончится, а все скоро кончится, потому что всем надоест этот, с позволения сказать, сервис».

Продолжает Юрий Скородумов:
«Нам не хватает культуры и денег. Культуры гидов и культуры клиентов. Если людей предупреждаешь: возможно, вода будет высокая, и мы изменим маршрут, они говорят – не-а, мы тогда с той фирмой пойдем, которая ничего менять не будет! У нас вон водки два ящика, какая нам вода!

У «буржуев» три года – и экипировка меняется полностью. Мы же будем ходить с одним и тем же снаряжением, пока оно хоть как-то живо. Однажды турист мне сказал: «Вот этот салат стоит в Москве 200 долларов!» (Салат из фасоли очень сытный, для маршрута незаменим.) Но поднять цены на тур – скажем, сделать не десять, а двадцать тысяч рублей – не поедет народ. Вот, гиды мои упахиваются, и все по правилам… И тут они видят – подходит на стоянку другая группа. И те «гиды» своим туристам показывают: «Ну, короче, вон там — хотите ставьте палатки, хотите нет, сегодня дождя не будет… А за дровами — туда…» Обе-две команды смотрят друг на друга, и мои не понимают – что же это происходит?».

Горный Алтай – благословенная земля! И путешествовать по его горам и рекам – лучший способ почувствовать себя заново родившимся, сильным, свободным, счастливым. Кто пробовал – со мной согласятся. Ну а глубже радости, чем на сплаве, я вообще в своей жизни не переживала. Вода течет и уносит все лишнее – проясняется голова, успокаивается душа, и понимаешь, ты – часть того замысла, по которому воздвиглись эти горы и шумят эти реки… Если рискнете проверить на себе – постарайтесь, чтобы и у вас все было именно так. Выбирая фирму и маршрут, верьте своим глазам и «сарафанному радио». Других способов пока нет. Дай Бог, чтобы выбор сохранился.


АДМИН
 
speleodogДата: Четверг, 11.06.2009, 08:40 | Сообщение # 2
Главный путешественник
Группа: Заслуженные
Сообщений: 307
Авто: Нива 2121
Награды: 9
Репутация: 4
Замечания: 0%  ±
Статус: Вне сайта (А разве вне сайта есть жизнь?)
Написано интересно:) Все написаное правильно. И про чистую маечку и про "половую неопределенность" гида. НО! До тех пор, пока фирмы не смогут груглогодично и достойно содержать (платить зарплату, предоставлять соцпакет и пр.) гидов, хороший гид, скорее исключение, чем правило. Пока на реках два-три месяца в году работают шабашники. Люди без профессии, без нормальной работы. Эдакие бичи-романтики.
Успешный человек успешен всегда. И успешный человек, как правило имеет хорошую, интересную, хорошо оплачиваемую работу. Может такой человек все бросить и на лето поехать колымить (причем не зная заработает он денежку или только за "жрачку" трудиться будет)?
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru


Copyright Свитайло Е.Н. © 2009-2024. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна!
111222333