Часть вторая. Талдуринский ледник. Продолжение. (начало см. в отчетах "часть вторая.Талдуринский ледник. Начало." и "часть первая. Софийский ледник." )
День пятый, 20.07, Стоянка недалеко
от р. Джело – Талдуринский ледник-стоянка недалеко от р.Джело. 30 км
Наутро
выяснилось, что духи нас услышали. Погода была сыроватая, серая, но
без дождя. Пересохшие еще с Софийского ледника носы задышали, и как-то стало
все бодрее. Думали, гадали, как делать разведку, пешком или на одном авто, в
итоге, пришли к выводу, что смысла тратить время нет на дополнительные
разведывательные вылазки , собрались и поехали уже готовые к переправам и
болотам. Уровень воды упал значительно. Воздав благодарение духам,
разведали брод, в том месте , где бродили вчера, и перебродили без связки
переезжая с островка на островок на правый берег метров 300 учитывая зигзаги
Фото 1 , 3,
Сразу
практически от воды правого берега начинается резкий подъем, неприятный
довольно, с камнями, но не слишком крупными, дорога переходит в болотцо, вернее
в июле это выглядело как луг, затопленный водой из ручьев. В описании
сентября есть упоминание об этом месте как о «топком болоте». Так или
иначе, весь подъем занимает где-то около
1-1,5 км.
А самая крутая часть - метров 500. Неприятное место было одно, склизкая жижа в
конце крутого подъема.
Фото 4 ,5, 7, 9
УАЗ шел
первым, благо было за что залебедиться. Костя, по-хитрому проехал левее
по лугу, топкости не было, мокрые кочки вполне безопасны. Далее довольно
сухая дорога, с противными камнями. Еще через 500 метров зимовье N3 и через километр от него мост на левый берег. Его-то мы и ждали.
Фото 10,11,12,13
В описании
altairoads есть упоминание об этом мосте «Это единственный мостик
на всем пути, но когда я там был, он отдыхал - въезды и съезды были разобраны,
может быть, специально в качестве профилактики от таких праздношатающихся, как
мы. Пришлось перебраживать реку, но в этом месте она уже не разливается на
отдельные рукава, и поэтому представляет из себя не слабое препятствие даже в
сентябре. Крупные камни и ямы могут дать вам приют на много часов, а течение
способно помочь вам его обрести» Мы не знаем, зачем разбирали мост в
сентябре. Но сейчас, слава богу, он был цел. Если бы он не был цел, то бродить
в этом месте в июле, мягко говоря не реально, поскольку река здесь
представляет полноценную сплавную, и уже с категорией примерно первой ,
но, самое главное, с сильным течением.
За мостом,
выше по течению - красивый прорыв реки через скалы. Нам еще пока не виден был
ледник, но он вот-вот уже должен был показаться , зато слева над головой
возвышалась колоссальная горная стена, слегка изогнутая плавной дугой,
она увенчана висячим ледником, который, к сожалению, смотрит на другую сторону
хребта. Огибая склон, дорога вела нас дальше - здесь нам пришлось уйти
несколько вверх по склону – едем по мокрой местности, в каких-то отчетах
упоминается место, как очень топкое болото.
Фото 14,15
Мы нашли
лишь следы старой буксовки, видно, что в ход пускали доски и бревна. Но на
середину июля назвать это место болотом сложно. Проехали от моста еще 2
километра до очередного 4-ого зимовья и еще примерно 2 км до 5-ого зимовья.
6-е
последнее зимовье, где-то через километр, высоко на правом берегу, но до уровня
6 зимовья мы дошли уже пешком. Где-то после 5 ого зимовья
перед мореной - неприятное место, размытая склизкая дорога, но туда
прошли нормально, обратно сел Коррандо.
Фото 16 , 17
Оказалось, ручей, стекающий
на дорогу был запружен то ли камнем, то ли бревном. На обратном пути сдвинули,
вода ушла. К лучшему это или наоборот - не знаю. Если не ошибаюсь, где-то
скоро после моста, увидели ледник.
Фото 18
Серые
облака, суровые краски, оттенки. Ледник работал как магнит. Не было поросячьего
восторга, просто тянуло маниакально доехать или дойти и сесть там, где-то
рядом с ледником и сидеть бесконечно долго, не отрывая взгляда от него.
Выезд на морену открыл новую картину.
Фото 19, 20
Широкая
долина, рукава реки, берега, правый крутой и лесистый, левый пологий, с
ручьями, буйной растительность по берегам ручьев и аскетичными,
сдержанными красками хаки холмов и болотистой части. Некоторые
ручьи невероятного цвета, яркого цвета кирпича, такое я видела во
Вьетнаме. Видимо, из за какой то породы и настоя трав
Фото 2
Вдали все
это буйство упиралось в нагромождение камней курумника, мокрых, всех оттенков
серого в мареве ледниковых испарений, за ними внизу предполагалось
подножие ледника, подъем. В бинокль рассмотрели невероятной высоты торосы и
трещины в нижней части ледника. Его величество Талдуринский ледник поразил
своей гордой и спокойной тожественностью. Чем ближе подъезжали к леднику,
тем больше тянуло.
По морене
проехали примерно километра 2. УАЗ как-то лихо подъехал к очередному броду и
без разведки, сходу, пошел вброд. Рукав был не слишком широк, но как
оказалось глубок и поток, без особых валов, был силен. Мы только успели увидеть
как скрылась машина как нам показалось, едущим сзади поодаль , по крышу.
Залило в итоге, выше капота. Остановились. Все было , слава богу в порядке.
Мы остались на одном берегу с Коррандо, УАЗ на другом. Стало
понятно, что это последняя авто-точка нашего путешествия к леднику
.
Фото 13
Вторая
мысль - как обратно УАЗу переправиться? В общем, Костя встал со
страховочной стропой, закрепленной на Коррандо, на одном берегу ,
чтобы в случае чего, кинуться к переправляющемуся УАЗу и привязать
стропы, дабы не снесло и вытянуть потто, если что Но, слава богу, этого не
понадобилось. УАЗ вымылся по уши и перебрался обратно. Я даже не успела
снять на видео эту переправу, беспокоилась о другом и адреналину хапнули все .
Мы отметили финишную авто-точку и удачный сплав УАЗА тут же на капотах. Оценив
погодные условия, поняли , что ночевать в данном месте не стоит, похоже должен
был начаться дождь и неизвестно, как это повлияет на качество обратной дороги.
Но оставили за собой право совершить радиальный выход к леднику, настолько ,
насколько позволит время. А ситуация отмерила нам часа полтора.
Фото, 6, 8 , 12
К леднику
бежали практически бегом, переправляясь через броды ручьев, скача по кочкам
болот. Энергия от ледника сняла усталость, идти можно было долго, и если бы
позволяло время, дошли бы. До непосредственно ледника оставалось по моим
прикидкам километров 6. Пройти успели километра 4 максимум. Надо
было поворачивать назад.
Не то, что
уйти, отвернуться от картины ледника было крайне тяжело. И еще долго, идя
обратно, оглядывались на него, и еще долго оглядывались, когда ехали, пока
ледник не скрылся за поворотом. На обратном пути Коррандо засел брюхом в
глубокой грязи. УАЗ выдернул. Далее все было знакомо и быстро.
Переправились
обратно на правый берег через мост, потом на левый бродили реку. Никаких
особых уклонов и сползаний.
Время шло
к семи вечера. Решено было встать лагерем пока не начался дождь. Встали
примерно в том же месте , что и по дороге туда, но чуть поодаль на уютной
маленькой поляне в лесу. Спалось невероятно спокойно. Всю ночь, не переставая,
шел дождь.
День шестой, 21.07 Стоянка
недалеко от р.Джело – с.Кош-Агач – стоянка недалеко от с.Джазатор, 175 км
Наутро
долго не вставали. Дождь не собирался заканчиваться. Высушить тенты и палатки
возможности не было, но и пережидать непогоду не видели смысла. Тем более, что
такая погода могла затянуться надолго, и это «надолго» можно было коротать хотя
бы с гитарой и горячительным. Первого не было, второе закончилось. Тучи,
зацепившись за горы, ходили кругом, и выглядело это удивительно, как
будто какая-то невидимая центрифуга работала. Еще один день такого дождя
и на ближайший подъем можно было и не заехать. Тем не менее, настроение погода
не испортила.
Особенно
бодр был Каспер. Мы разрешили ему «почистить» котелок в этот день и он был
счастлив. Мокрые и грязные выехали поздно. Зато, не было пыли и не жарко было
под утро спать .
Без проблем переехали Джело и уже знакомым путем,
достаточно бодро двинулись по знакомой дороге. Джипов ни встретили ни одного ,
ни по дороге туда, ни по дороге обратно. Зато на подъезде к мосту через
р.Талдуру (который в 6 км
от Бельтира)….услышали свист….я искала в бинокль откуда же звуки, разглядели
шишигу, которая, застряла у самого берега (левого) при переправе с правого в
реке. Парень стоял на крыше, махал руками и свистел. Шишига была выше колес в
воде, и ее продолжало затягивать, берег там топкий. Подобрали парнишку, довезти до Бельтира. «Что
случилось?», «Та
шо? Утопли» - с характерными для
Украины интонациями в
словах сказал парнишка. Оказалось, альпинисты из Харькова пошли в сложный
маршрут на месяц. Это было начало их путешествия. Забронировали доставку через
тф. А водитель, почему то не знал!!!!! дороги и поскольку шишиге море по
колено, полез бродить без опаски с правого на левый берег, на несколько км выше
моста, хотя мост прочный и шишига прошла бы. В итоге вещи спасли, а провиант
залило, в том числе сублимированное мясо, рассчитанное на месяц.
Как они
бедные собирались дальше лазить по ледникам без мяса? В общем, отвезли его в
Бельтир, во двор, где велось строительство нового дома, и стоял трактор,
чтобы договорился о дергаче.
Нас
поджимало время, добрались до Кош-Агача, подкупили кое-чего, двинули в сторону
Джазатора.
Первую
большую часть путешествия с посещением Софийского и Талдуринского
ледников закончили. Начиналась вторая большая часть, ключевым
моментом которой был перевал в районе реки Аргут.
Продолжение следует, см часть третью
- Аргут, степь Самаха
|