Прошло уже более чем полгода , с того момента, как колёса нашего экипажа покинули территорию империи живущую 800 лет по своим, незыблемым законам! Бурные эмоции, оставшиеся от поездки утихли, уступив место спокойному размышлению, анализам и планам. И вот только теперь, исписав черновиками половину общей тетради, я надеюсь что смогу донести до читателя всю специфику поездки, по такому сложному, интересному краю.
Не ходите дети, в Монголию гулять!
А началось всё, как это обычно водится, задолго до самого путешествия, с разрозненных сведений о чудесной рыбалке, отсутствию туристов, обилия песчаных территорий, бескрайних степях и бесконечных поломках авто-мототехники. Безусловно вся эта информация была принята нами как прямой, или косвенный (это кому как) вызов для таких безбашенных путешественников, которыми мы собственно говоря и являемся. Сборы естественно были долгими и муторными. Особую невнятность вносила информация о требующихся документах для получения визы и пересечения границы. Для пущей верности, собрав все, какие только можно бумажки, "присев на дорожку", попрощавшись с родственниками и несостоявшимися, увы-увы, попутчиками, мы тронулись в дорогу.
Описывать дорогу по Российской территории не стану, асфальт в Хакасии и Тыве превосходен, особых происшествий небыло. Если не считать сдвинувшегося заднего моста. Произошло это на спуске с Куртушибинского хребта, в результате ослабленного крепления и езды "на тормозах", апогея это явление достигло на границе Тывы и Хакасии, у пограничного поста.
"Первая неприятность"
Быстро вернув мост на положенное ему по конструкции место, и подстраховав от дальнейших телодвижений 2-ух рублёвой монетой, потеряв на этом два часа, мы в темноте въехали в город Кызыл.
Найдя на следующий день консульство Монголии, и оставив документы на оформление, мы отправились на короткую экскурсию по городу.
"Кызыл, крутящийся барабан"
"Кызыл музей"
Получив через четыре часа визы, рванули в сторону Эрзина.
"Редкий указатель"
К сожалению, не успев до закрытия заставы, мы расположились у старого здания КПП на ночёвку. С утра пропустив перед собой пару машин для наглядности, и пообщавшись с тывинцами занимающихся по видимому каким-то бизнесом с монгольской стороной, наслушавшись от них предостережений и напутствий, мы оказались на монгольской земле.
"Следующие мы"
"Оставшиеся за спиной погранпереходы. Впереди Монголия"
И мистическим образом, буквально с первых метров движения по монгольской земле, начались сбываться все приписанные этой стране чудеса. Практически сразу мы заблудились, и выглядело это абсолютно глупо и естественно. Ну как скажите мне не заблудиться, когда от ваших колёс расходятся веером пять дорог, и причем разбегаются они в разном направлении, а карта и навигатор упорно твердят что дорога здесь одна?!
Пришлось применить военную тактику, и взять "языка". Монгольский "язык" довольно водя своим монгольским пальцем по пытающейся улететь с капота карте, уговаривал нас ехать совсем не туда, куда подсказывал сомневающийся разум русского человека и чудо техники под кодовой аббревиатурой GPS. Сомнения наши развеялись лишь после того, как убедились в исключительной дружелюбности и готовности помочь. На нашу просьбу указать местоположение источника питьевой воды, собравшиеся к тому времени вокруг нас служивые монголы дали нам понять что искать ничего не надо, и подогнали к нам УАЗик с бочкой воды. Хорошей воды. Вобщем дав себя уговорить, и решив что в принципе мы за экстримом и приехали, включили запись трэка, и поехали по указанной колее.
К чести отправивших нас монголов, надо признать, что дорога и впрямь оказалась короче и что самое главное красивее и интересней. Мы смогли увидеть лежащих на перевале три скалы в виде сказочных существ, олицетворявших собой трех духов, стерегущих эту землю. Назвали их Бабуля, Черепашка и Дракон. Попробуйте и вы их разглядеть.
"Стражи земли Монгольской"
Также нам пришлось преодолеть первый брод. Это была река Тэсийн-Гол.
"Первый брод"
Переезжая брод, стало понятно почему дорога ненаезжена, и не пользуется популярностью. Ведь переехать реку можно только в период малой воды, да и то, исключительно на джипе. Забегая вперед, скажу, что это был хоть и глубокий, но самый несложный из преодолённых нами бродов.
В первом-же посещённом городе Тэс, нас ожидала парочка событий, которые запомнятся мне на всю жизнь. Следуя хронологии, первым случилось то, чего я в обычной нашей цивилизованной жизни и представить не мог.
Остановившись на улочке этого славного городка, я имел неосторожность выйти из машины для более плотного общения с местным населением на предмет выяснения дороги к заправке. И абсолютно машинально не стал закрывать дверку, тем более что и стоял-то от неё в паре шагов. Этой моей оплошностью незамедлительно воспользовался один из местных хлопчиков. Запрыгнув за водительское место, он со всей серьёзностью и ответственностью момента, начал изображать из себя меня. Губами он подражал звуку ревущего двигателя, а руками он крутил баранку так, что я всерьёз начал переживать за психическое здоровье монгола.
Но ещё большую тревогу у меня вызывала отвисшая от изумления челюсть моего дорогого штурмана, и выражение крайней степени озабоченности дальнейшими действиями новоявленного водителя.
Вежливо ( ну ладно-ладно, признаюсь, не очень вежливо) попросив юношу покинуть занятое им не по праву место, я взгромоздясь за штурвал, сделал для себя необходимые выводы.
Второе событие не заставило себя долго ждать. Приехав на заправку, мы увидели то, о чём я уже был наслышан, но не видел до этой поры. Заправка с ручным приводом! И поскольку заправлялись мы "под завязку", то имели возможность понаблюдать быт кочевников приезжающих на заправку чтобы залить топлива в бензобак..... бензопилы!
"Первая заправка"
Дальнейшая наша дорога пролегала по накатанной колее, от городка к городку. Расстояния между которыми десятки и сотни километров. Северная часть Монголии, я считаю более богата на предмет разнообразия ландшафтов. Тут тебе и горы, и пустыни, и нескончаемо-бескрайние степи, где пасутся такие-же бескрайние стада коз и овец.
"Монголия живет овцами"
Дорога проходит именно по степям, и начинает пугать своей нескончаемостью, однообразием и ощущением полнейшего одиночества в океане колышущегося зноя.
"Дороги"
"И ещё дороги"
Но зато как все преображается при приближении к водоёмам. Обилие зелени и разнообразной живности радует глаз! Удивляет количество видов пернатых. Спокойно вышагивающие вдоль дороги журавли и аисты, в воде плавает множество уток. И конечно украшением любого озера являются белоснежные лебеди! Одним из мероприятий достойных описания, было посещение озера Баян-Нур, что недалеко от городка Дзун-Гоби. Гоби на монгольском языке означает - пустыня. И в самом деле, дорога к озеру лежит через пустыню. Десять километров песков и барханов.
"Барханы озера Баян-нур"
Смело можно отнести этот участок к категорийным. Проходим только на полноценных джипах. Озеро крохотное по монгольским меркам. Всего лишь десять километров в длину, и пять в ширину. Рыбалка как я и ожидал фантастическая. Вот только видовой состав однообразен. Присутствует только осман. Ловля началась с небольших экземплярчиков, но потом я разобрался со способом подачи и видом насадки и дело пошло.
"Первый османчик"
На озере кроме нас никого не было, только на противоположном берегу белела пара юрт. И всё. Ни души! Хотя когда в вечерней тишине расслышал звук мотора, понял что не избежать встречи с местным населением. Так оно и вышло. Проезжающие на Паджерике местные начальники, в количестве восьми человек, соблюдая законы принятые ещё в 1206 году, не проехали мимо и остановились для того чтобы поздороваться и убедиться что у нас всё в порядке. Изрядно правда при этом напугав нас своим абсолютно нетрезвым состоянием. После их отъезда, мы долго ещё со смехом вспоминали их погрузку в машину.
Следующей остановкой на пути был крупный город Улангом. В нём мы решили временно зарегистрироваться ( опираясь на полученную непроверенную информацию о необходимости данной процедуры). Переполошив местную полицию и администрацию города, выяснили наконец, что на самом деле в Монголии присутствует возможность временной регистрации людям работающим в стране более месяца, и находящимся в командировке.
Также посетили местный ресторан "CHINGGIS RESTAURANT", находящийся практически напротив полицейского участка. Вспомнился момент с мытьем рук перед едой. Поскольку с водой в городе, да и вообще в Монголии напряжённая ситуация, то посетителям предлагают влажные, горячие полотенца. Вот только думаю что отстирать это полотенце, после моих рук, воды уйдет больше чем я просто их помыл бы. :)
В Улангоме мы остановились в гостинице на окраине города, там была и стоянка, и "Ус-Чин"- душ по ихнему. Вот только название гостиницы не запомнили. К сожалению.
Из Улангома можно было ехать по северной, более короткой и простой дорогой, а можно южной дорогой. Но мы выбрали третье направление. Его я узрел на Генштабовских картах, в них путь лежал через горный массив, что сулило нам интересный и сложный маршрут. К сожалению маршрут оказался нам не по силам, попытавшись пробиться в горы с двух дорог, в конце-концов нашли дорогу не обозначенную на картах, но посильную нашему одинокому экипажу. Дорожка, если так можно её назвать, вилась по дну пересохшего ручья, лишь следы шин от предыдущего авто, давали надежду что дорога проезжабельна.
"В верх по руслу"
В результате всё закончилось наилучшим образом. В горах мы повстречали перуанских индейцев, едущих вниз на китайском мотоциклете, видели чёрных зайцев, и огромных сурков, размером с наше колесо. А также увидели чудное по красоте озеро, с белыми пляжами и зелёной водой. По озеру плавали стаи огарей, занесенные в Красную Книгу.
"Заповедное озеро"
Далее путь наш лежал через "Долину чудес". Название ей дали наши дальнобойщики. По ней проходят две дороги, одна прямая с мостом, другая каменистая с глубоким и быстрым бродом. Угадайте какую выбрали мы?
" Дорога Долины чудес"
" Здесь не перейти, не переехать"
Этот брод был самым сложным и опасным. Переехать поперек течения невозможно, пришлось искать другое место. Нашли его на повороте реки, где течение хоть и понесло машину, но инерции хватило, чтобы её вынесло к противоположному берегу. В этой-же долине растет единственное увиденное нами в Монголии дерево. Но зато какое! Под ним наверно сидел сам Чингис-Хан.
"Дерево Чингис-хана"
Озеро Ачит-Нур запомнилось большим количеством лебедей, и очередными плутаниями. Ибо можно было ехать "как все", а можно попробовать по "короткой дороге" через перевал с неблагозвучным для русского уха названием Хуйтэн-Хутэл.
Абсолютное бездорожье, высота перевала 2380м. Перед нами кто-то пытался проехать на недетского размера резине, и колеёй шире нашей сантиметров на тридцать. Ему тоже перевал не покорился. Пришлось выезжать на "Федералку", всем известную М-52.
Сколько радости мы испытали, ступив ногами на родную можно сказать дорогу.
"Родная М-52"
Проехав ущелье, в кромешной темноте остановились на берегу озера Дунд-Нур. И по поводу завершенного Монгольского этапа, на радостях выпили на двоих бутылку коньяку, закусывая тем что осталось из провианту, а именно сухариками.
На следующее утро одним махом проехали 60 км до границы с Россией. По пути видели много легковушек в наклейках и с багажом, груженые сверх всякой меры. Как после выяснил на транспортном контроле, это некая хитроумная организация чистит европейские автосвалки, организуя ежегодные студенческие ралли. Жалко студентов.
"Удачи вам ребята"
Границу преодолели без заминок, познакомились с австралийскими путешественниками. Они проехали к тому времени Корею, Якутск, Иркутск, Улан-Батор и намеревались доехать до Италии.
"Новые друзья из Австралии"
Вечером мы уже жарились в бане старого, доброго знакомого Виктора Романыча. Пили водку, ели пелядь, смотрели фотки на ноуте, и долго ещё не могли привыкнуть к кровати, одеялу и отсутствию завывающего монгольского ветра.
Путешественнику на заметку.
Виза
Сложностей с получением небыло. Всё быстро и без проблем. Возможно из за того что было официальное приглашение от турфирмы.
Деньги
Обмен производят прямо на границе. Работает филиальчик банка, либо служащий таможни поменяет, но по невыгодному курсу.
Бензин.
Есть в каждом городке, но только 80-ый. Цена 1350 тугриков. Советую считать внимательно, либо заправщики считать не умеют, либо пытаются по детски обмануть.
Автосервис
Как таковой отсутствует. Сварку найти можно. Брал с собой запчасти на все случаи. Подшипники ступиц, крестовины, генератор, стартер, трамблёр, свечи. Ремкомплект для ремонта колёс + камера. Хомуты, шланги, провода. Вобщем практически полная автономия.
Дороги
Дороги 90% дорог это гребёнка. Причём не в нашем понимании. Монгольская гребёнка это валики сантиметров 40 длиной и высотой сантиметров 5. Ехать медленно - скачешь, ехать быстро - опасно, переставляет и сносит на поворотах. Здесь каждый выбирает свою скорость и стиль. Остальные десять процентов делят между собой пыль и колеи.
"Пылюка везде и всюду"
" Колея не для пузотёров"
Карты
Были в бумажном и цифровом виде. Удачно отсканированные с одного из ресурсов, их понимали все без исключения монголы.
Люди
Абсолютно добродушные и любопытные. Постоянно приглашают на чай. Многое знают русский язык, особенно люди старшего поколения. При общении использовал разговорники и словарь. Рекомендую взять с собой такие полезные вещи как моток веревки, кусок брезента, камеру от УАЗика. Этим вещам в качестве оплаты или подарков монголы очень рады. Деньги там ещё не имеют такой ценности.
Здоровье
Об этом надо заботиться самому. Воду из ручьев и рек не пить!!! А пить будет хотеться, ибо сухой ветреный климат, мгновенно высушивает влагу из организма. В день у нас выходило по пять литров питьевой воды на человека. Отдельный разговор о гигиене. Кустиков и прочих укромных мест нету, все происходит на виду у всех. Стеснительным придется терпеть до подходящего места, или до темноты. Сами монголы этого обстоятельства нисколечко не стесняются, и делают все дела отойдя буквально на сто шагов.
Развлечения
С этим не густо. Рыбаки найдут где себя потешить. Фотографам раздолье. Можно попросить покататься на лошадях. Сплавщики тоже найдут где ягодицы намочить. Дискотек и баров вы не встретите.
В заключение остаётся добавить что Монголия является идеальной страной для путешествий. Только малозаселённость и отсутствие сервиса, заставляет подходить к организации путешествия со всей серьёзностью.
Поверьте, лёгкой прогулкой эта поездка вам не покажется. А меня уже снова тянет в Монголию....
Ведь там столько ещё интересного и непознанного....
"Горные вершины"
" Извилистые речки"
Благодарю всех людей кто оказал мне всевозможную поддержку при подготовке поездки.
Благодарю коллег взваливших на себя мою работу.
Благодарю своего верного штурмана за понимание и поддержание боевого духа в команде.
Отдельное спасибо компании "Легенд тур" и лично Евгению Кулакову за помощь в получении приглашения.
А также большое спасибо всем кто прочитал эту статью и тем кто оставит комментарий!
С уважением Рокки
"Монгольский маршрут"
"Итоговые цифры" |