В прошлом году, на новогодние праздники, мы пытались наскоком залезть на
Каракольские озера. Если бы мы были понастойчивей, попытка вполне могла бы быть успешной. Поэтому первой мыслью, конечно, было ехать до
Чемала и постараться забраться все-таки на
Караколы. Когда начали копать эту тему, стало выясняться, что снега в этом году существенно больше нормы и нас усиленно пугали, что проехать до озер невозможно, что по дороге застревают Уралы, "шишиги" и снегоходы. Скептически похихикав, стали подыскивать альтернативные варианты. В качестве рабочей идеи было закинута мысль скататься на
Телецкое, чтобы посмотреть на фестиваль снегоходчиков "Телецкое снежное ралли". Когда же стали подыскивать варианты проживания на
Телецком, она трансформировалась в идею проживания на удаленном (относительно) кордоне вдали от людей хотя бы пару деньков.
Итогом всей разведдеятельности стало бронирование на двое суток
турбазы "Пеликан", что в поселке Узнезя
Чемальского района и бронирование на двое суток усадьбы Какаиха, что находится в одноименном урочище на берегу
Телецкого озера в пяти километрах от поселка
Артыбаш. Координаты баз дам в конце повествования.
А так как основное, за чем мы ехали на Алтай, было желание выдохнуть из себя гарь большого города, покопаться в снегу, еще раз проверить внедорожные качества своих машин и просто отдохнуть, то именно эту часть поездки я и буду описывать, опуская скучные подробности передвижения из точки А в точку Б и прочие, не имеющие отношения к делу, обстоятельства.
20.02.09. Пятница. Ороктой.
Новосибирск - Бийск - Майма - Усть-Сема - Узнезя (т/б "Пеликан") - Ороктой - Узнезя.
Общий пробег 663 км.
Из Новосибирска мы с Вадимом (Костя должен был приехать на базу к вечеру) выехали в 5.42 утра, в 13.25 переезжали мост через
Катунь в районе Золотого ключика, что после
Манжерока. Собственно, переезжали
Катунь мы, чтобы добраться до горнолыжного спуска. Вадим решил проверить местную горку, а мы просто отдыхали от скучноватой дороги и чуть-чуть покатались по окрестностям.
Железный конь на водопое
Бодрый, но без бампера
Зимние горки
Проверка подбрюшья
Зимнме дорожки
Пейзажи закатунья
Отратраченная горка
Еще один, более пологий спуск
Потратив часика полтора на катание с горки и обозревание окрестностей, двинулись дальше. В 15.42 мы уже стояли у ворот
турбазы "Пеликан". Турбаза небольшая, уютная, благоустроенная. Разместились в номерах, сбросили часть "балласта". Только сидеть на месте было скучно и решено было отправиться в сторону Ороктойского перевала, пока позволяет световой день.
После
Чемала двигались небыстро. Отметили гораздо большее количество снега вокруг по сравнению с прошлым годом. В 17.40, уже практически на закате, переправились через Ороктойский мост.
Дорога вдоль Катуни
И Сюрф на ней
Долина реки
Прижимы и повороты
Ороктойский мост
Порог Тельдекпень
Катунь вниз от моста
Вадим на фоне
Двинулись было дальше, но тут же повстречали земляков - клуб "402км". Они как раз возвращались с разведки Ороктойского перевала. Получив у них кое-какие сведения и немного поболтав, двинулись дальше. Солнце к тому времени уже совсем село за гору и стремительно сгущалась темнота. Тем не менее, в самом начале седьмого (минут десять) мы благополучно миновали село Ороктой и подобрались к броду, о котором нас предупреждали "402-е". Сам брод оказался в общем-то несложным, сложноватым был подъем сразу после брода. Окончательно стемнело, но чтобы уж не совсем зазря ехать в такую даль, Вадим перебрался на другой берег и немного побуксовал на склоне. Выяснил, что подняться в принципе можно, но машину постоянно сносит с колеи в сугробы и она начинает рыть снег.
Тирку стаскивает вниз на подъеме
Немного другие параметры съемки
После разведки Вадим вернулся на этот берег и мы еще немного проехали до второго брода, чтобы посмотреть и его. Проехали мимо, стали искать место для разворота. Я попробовал развернуться прямо на тропе, нахрапом, причем не включая межмостовую блокировку. За что и поплатился - легкий зад моментально зарылся в пушистом снегу и машина только свистела резиной, даже не пытаясь двигаться. Зацепили стропу за идущего сзади Тирку и в один прием поставили машину на тропу. Вадим нашел присыпанное ответвление с дорожки и развернулся сам.
Сел
Чуть-чуть диагонального вывешивания и привет
Стропа за нос - и машина на дороге
Туда мы не попали
18.37. Мы развернулись и двинули обратно на базу. Нас ожидал плов и встреча с догоняющим экипажем Акцента. Поэтому уже в 20.18 машины въезжали во двор "
Пеликана".
21.02.09. Суббота. Караколы.
Узнезя (т/б "Пеликан") - Элекмонар - устье р.Тура - Узнезя
Общий пробег 99 км.
Утром ранний подъем, короткие сборы, дорога ... Вообще, когда мы еще только собирались, практически до последнего дня перед поездкой, к нам собирался присоединиться еще один экипаж на подготовеннной машине с крепкими ребятами. С такой группой поддержки шансы, безусловно, повышались и потому мы планировали начать покорение
Каракол прямо с утра. Но у экипажа поменялись планы, а мы не стали менять свои и в 8.37 уже выводили машины из ворот. Надо отметить, что температура ночью была крепко за 20, но и бензин, и дизель не подвели своих владельцев.
Задача на сегодня была сверхпростой - забраться как можно дальше в направлении
Каракольских озер и зашашлычится там, по возможности с расчетом вернуться на базу до 20.00 (время заказанной бани). Поначалу правда, еще только отъехав от "
Пеликана", в эфире звучали шутки, что мы либо без затруднений заедем на озера, либо застрянем сразу за околицей Элекмонара. Правда, в этом случае рассматривался запасной вариант отправиться продолжать покорять Ороктой.
На самом деле не оправдались как лучшие, так и худшие предположения. Дорога за Элекмонаром была, и была она относительно проезжей, во всяком случае следы колес на ней присутствовали, а кое-где даже попадались стоящие рядом с дорогой "пузотерки". Оказывается, что местные не боятся лазить на Королах по таким зимним колеям. С другой стороны - машина легкая, и три здоровых мужика могут вынести ее на руках. Но снега было очень много, явно больше, чем в прошлом году и чем дальше в сторону
Каракол, тем больше было снега.
А еще за Элекмонаром была красота!
Море снега и неплохая дорога
Заснеженные склоны
Заснеженные деревья
Солце и снег
А еще за Элекмонаром нас удивили градусники наших машин. На обоих внедорожниках цифровые термометры упали до предельной величины, которой их научили японцы (у меня минус 30, у Вадима минус 29) и на ней зафиксировались. При этом, выходя из машины, такая температура вовсе не ощущалась. Светило яркое солнце, блестел и искрился снег, и в пуховике было явно жарковато.
Колея оказалась натоптанная, катилось по ней легко. Километров 18-20 в час получалось, за исключением мостов, коих на данном направлении, как известно, достаточно много.
Примерно без десяти десять, видимо заболтавшись и в полной эйфории от окружающей действительности, мы проскочили поворот в районе устья речки Каракол и благополучно отправились в сторону урочища Ингурек к одноименной ферме. Нас это не сильно смущало, так как красота вокруг была просто неописуемая. Взяли мелкий бродик, миновали мостик с развилкой, повстречали двух местных на тракторе, немного повозились вокруг двух покосившихся избушек, вернулись к мостику и двинулись было дальше, но тут пришло осознание, что давненько пропали знакомые ориентиры вокруг ...
Крироватый мостик
Мелкий бродик
Местные на тракторе
Зимовье
Охотничьи лыжи на зимовье
Развилка и мостик через Элекмонар
Сейчас уйдем дальше на Ингурек
Периодически встречаются кони
Ошибку осознали, возвращаемся обратно
А это уже Каракол
Народ за съемкой
Слоненок в зимнем лесу
В общем, развернулись, благо, что ушли от развилки недалеко. На развилке встретили местных на двух машинах, они приезжали за сеном, которое огромным стогом лежало на прицепе, зачем-то брошенном прямо у дороги. На всякий случай уточнили направление и отправились восточнее вдоль чернеющей в снегах речки Каракол. Спокойно проехали мимо приюта, в котором в прошлом году спрашивали дорогу. Речку возле приюта переехали спокойно, по льду, крепкий он в этом году. Не удержались, опять встали на фотосессию. Отснимались, двинулись дальше и вот, наконец, выбрались к нескольким строениям, возле которых стояла "шишка" и мужики рубили дрова. Однако на подъезде ко всему этому находился небольшой такой бродик ...
Перед бродом
Видимо, кто-то уже пытался его завалить
Причем я четко вспомнил этот брод по прошлому году. Тогда мы не задумываясь и не вылезая из машины, прошли его ходом. В этом году брод представлял собой небольшую "ванну" размерами в ширину примерно с базу машины, в которой текла речушка (судя по карте, это был Огой). Справа по ходу движения над черной водой нависала крепкая (можно было ходить) ледяная перемычка. Дальше - снова открытое течение. Вышли, покумекали. Чувствуя сзади надежный тыл в виде Тирыча, рискнул аккуратно влезть в воду. И сразу уперся перемычкой рамы в противоположный берег. Костя взялся отколоть от бережка некоторое количество льда, пытаясь его сгладить. За этим занятием нас и застали подошедшие от "шишки" мужики.
Попытка аккуратного штурма
Вот и местные подтянулись
Мы начинаем создавать пробку
Вылез обратно
Наши попытки подровнять берега общим мнением были признаны бесперспективными, а так как "шишка" уже собиралась обратно с полным кузовом отличных поленьев, то мы решили предоставить ей оперативный простор. К этому моменту сзади уже подошел УАЗик-таблетка (как позже выяснилось, с туристами) и ситуация стала напоминать Красный проспект в час пик. В общем, чтобы не создавать пробку, мы с Вадимом загнали машины поглубже в снег и стали наблюдать за прохождением тяжелой техники.
Шишка прошла
Передний мост
Задний мост
Легко и непринужденно
"Шишка" прошла спокойно, лишь разок взрыкнув двигателем. Правда, проезжая брод, она окончательно доломала закраины и теперь "ванна" стала больше походить на "бассейн" с вертикальными стенками. Хорошо, что проезжая, она не пошла по перемычке, и та осталась цела. После "шишки" брод отправился покорять УАЗик, правда, попросив водителя 66-го не уезжать для подстраховки. А подстраховка оказалась нужна ...
А ведь почти выскочил
Пробуем вытолкать его назад
Чуя засаду, я пошел снимать сэнд-треки
Помощь в виде 66 с механической лебедкой
УАзик попытался бодро проскочить брод. Взбрыкнув, выбрался было даже передними колесами на другой берег, но его быстро стащило влево и поставило по диагонали. Попытка выйти враскачку не удалась. Передние колеса свистели по снегу, задние миксировали воду. Три человеческие силы помочь не смогли. Тогда водитель УАЗика призвал на помощь "старшего брата". "Шестьдесят шестой" тяжело развернулся в снегу и подошел на расстояние нескольких метров, размотав свою механическую лебедку. Я же, глядя на все это, пошел-таки снимать сэнд-треки с крыши - не зря же они с нами катаются уже не в первый раз :)
УАЗик был выдернут, потом состоялась еще одна, такая же бесполезная попытка пройти брод, и его выдернули во второй раз. Поняв бесплодность попыток, туристы, пассажиры УАЗика, стали перетаскивать через брод рюкзаки, лыжи и прочие вещи. УАЗик, свистя и вереща, развернулся и ушел вслед за 66-ым обратно, а мы стали разворачивать свою переправу через речку.
Ждем своей очереди
Укладываем сэнд-треки
Первый пошел
Проводка второго
Собственно, еще в ходе моего первого "заезда" в брод стало понятно, что у машины не хватает углов съезда и въезда в первую очередь. Соответственно, нужно было уменьшить необходимые углы до приемлемого значения. А это можно сделать, подложив что-либо в нижней точке ямы или брода. А у нас "как раз с собой было". Уложили пару сэнд-треков на края "ванны" с перехлестом в нижней части для прохода левой части машины. С правой же стороны надеялись на ту самую ледовую перемычку. Ее грузоподъемности как раз хватило. Аккуратно "продернули" обе машины через брод и, сложив слегка обледенелые треки в машину к Вадиму (лень было крепить на крышу, да еще и возвращаться же надо будет), отправились дальше. На все-про все, вместе с ожиданием прохода "шишки" и попыток УАЗика у нас ушло времени примерно минут 40.
Правда, после брода мы продвинулись не очень далеко. Проехали что-то вроде двора с несколькими домами и поначалу бодро отправились по не очень свежим "шишиговским" колеям. Но было видно, что снега в этом году действительно много. Какое-то время удавалось двигаться в режиме "маятника", без перегазовки и пробуксовки двигаясь пока колеса не начнут срываться в букс, откатываясь назад и снова пробивая себе дорогу. Но после прохождения Сюрфа колея "утюжилась" и верхний слой снега уплотнялся, что мешало более низкому Тирке срезать его бампером. Когда он пару раз забуксовал и для вызволения пришлось применять лопаты, была подана команда "обед".
Несвежие колеи от шестьдесят шестого
Встал еще раз
Раскопки
А вокруг красота
Начинаем подготовку площадки под обед
Счастье физического труда
Совместно продвигаем Тирку к месту обеда
Зимняя сказка и бездорожная реальность
Площадку расчистили, Тирку совместными усилиями доставили к месту обеда. Пока Лина с Костей готовили шашлык, я все-таки собрался попробовать цепи, что взял на время у знакомого. Для начала решил одеть их на передние колеса. Способ для одевания выбрал накатыванием. Для этого пришлось вычистить вперед машины колею почти до земли на расстояние пары метров. Обуть цепочки получилось не с первого раза. После одевания и двух-трех подтягиваний вроде бы добился нужного результата. Прокатился немного вперед по колее - едет. Причем просто едет без намека на пробуксовку. Потом посадил Вадима за руль для разнообразия мнений. Он тоже уехал вперед на некоторое расстояние, но буксанул, когда машина сошла с колеи. При самом начале пробуксовки я услышал громкий удар, похожий на металлический. Вадим вернулся обратно и мы обнаружили, что лопнуло по сварке одно из звеньев поперечной составляющей цепи. Конечно, у меня в запасе были еще две цепи и вполне можно было обуться повторно, но во-первых уже подоспел шашлык, а во-вторых сыграла роль обычная осторожность. Вперед лезть - нереально, так как Тирку придется постоянно копать, да и возможности более высокого Сюрфа явно уже на пределе. А назавтра нам предстоит "обязательная программа" - надо пройти до базы 1,5 км (как мы тогда думали) по снегу "где Уралы застревают". Посему машину "разули" и сгрузили цепи обратно в багажник.
Процесс зашашлычивания
Процесс обувания
И с другой стороны
Обутое колесо
Вадим
Катя
Лина
Костя
Зашашлычились, попили чайку, запечатлелись (люблю крупноплановые портретные фотки), прибрались, погрузили вещи в машины и началась обратная дорога. Расчищенную под мангал и обед полянку использовали как площадку для разворота. Тирка поелозил и за несколько раз развернулся на обратные рельсы. Я же почему-то отнесся к процедуре легкомысленно и результат не заставил себя ждать - понеслась!
Сначала меня забросило не в ту колею, пытаясь выбраться на путь праведный, Сюрф раскопал весь снег до земли, но не смог сдвинуться с места - мелконарезанная Хаккапеллита с таким же удовольствием фрезеровала замлю, как и снег и машина опускалась все ниже. Подкопали, подтолкнули, выдернули. Вроде бы пошли вперед, Тирка впереди, но недолго. Неудачно зацепив край колеи, из нее вываливается Тирка. Копаем, но тут глубже, да и сидит он хорошо. Пытаемся снять его тросом за Сюрфа. Сдвигаю его назад буквально на полметра - метр и закапываюсь сам. Отцепляем стропу, берем лопаты. Хорошенько подкопав, ставим Тирку на землю и он, наконец, попадает в колею. Теперь очередь за мной. Тоже немного разбрасываем вокруг "белую грязь" и я тоже становлюсь на рельсы. Это все на каких-то ста метрах, причем уже пройденных в одну сторону!
Стрелки не перевели
Назад пошел
Выбрался!
Сидим еще
По пороги и чуть выше
Лопата - лучший друг джипера
Новый, модный дизайн колесных дисков
А на улице минус 30
Только выбравшись к броду через речушку, почуствовали, что вырвались. Безусловно, это была больше забава, но забава с серьезными корнями. Скорее, тренировка. А натренированные - мы сила! Вот и сейчас, добравшись до брода - перемахнули его в два приема, без вопросов. Оставшаяся дорога до Элекмонара с точки зрения проходимости для нас была уже не страшна, а только интересна. Снимали.
До Элекмонара добрались в половине шестого, а на базе были в половине седьмого. По дороге заскочили посмотреть на
турбазу "Благодать", что на Куюме. Оценили.
На подходе к броду
Каракол. Название оправдано
Проход
Окружающая действительность
Коники
Красный и неухоженный
Подготовка ужина
Его зовут Белый
А вечером была баня, как и положено с паром, с пивком и прыжками в сугроб. День удался!
22.02.09. Воскресенье. Телецкое.
Узнезя (т/б "Пеликан") - Усть-Сема - Майма - Горно-Алтайск - Чоя - Верх-Бийск - Усть-Пыжа - Артыбаш - усадьба "Какаиха"
Общий пробег 250 км.
Подъем в восемь, полдевятого народ уже в кухне - термоса и завтрак. Еще через полчаса вещи собраны, машины загружены и бьют копытом. Сделали несколько снимков базы на память, попрощались с хозяевами и "Алга, комсомол!"
Снег сравнял дома с землей
Снег на далеких вершинах
Снег на дороге почищен
Снег украшает телеграфные столбы
Снег намело под капот Акценту, ехавшему последним
Снег слепит глаза
Снег грозится сорваться с ближайших вершин
Снег скрывает машины по пояс
В 14.26 мы уже стояли за мостом через
Бию в
Артыбаше и ждали представителей турфирмы, через которую бронировали жилье. Попутно закупались минералкой и хлебом в магазинчике напротив. Через двадцать минут приехала девочка из турфирмы и очень большой мужчина, хозяин усадьбы. Познакомились. Изложили свои планы - добраться до заимки, пусть и потратив на это остаток дня. На это тут же получили приговор "вы там не проедете, я пробовал на Урале, не прошел, вернулся обратно, сейчас вызовем снегоход, он всех отвезет". С одной стороны опасались банального желания побольше подзаработать на туристах (снегоход-то небесплатный), с другой - было острое желание серьезно порубиться в снегу и пройти именно до базы. Спросили, сколько от последнего проезжего места до усадьбы, хозяин ответил, что километра полтора. Мы были непреклонны - будем рубиться, полтора километра готовы перекидать лопатами (благо, их много). Сошлись на том, что подъедем и увидим ...
Поехали. Добрались до конца поселка, обогнули турбазу, полезли в горку. Ведущая нас девятка с хозяином буксанула на подъеме и, пока мы втаскивали ее наверх, нас обогнал снегоход с самодельными санками. Судя по внешнему виду - Буран. Как оказалось, здесь это имя нарицательное. Подъехали к одному из домов, где оставили Костиного Акцента и перебросили все их вещи нам в машину. Потом, неугомонные, поехали по дороге еще километра полтора, где тот же хозяин показал нам свороток с чищенной дороги на колею от тяжелой техники, посреди которой шла протоптанная снегоходом тропинка - "буранка", как ее тут называют. Внешний вид своротка не впечатлил :)
На этом перекрестке, под сильным давлением хозяина, решили, что девченок с вещами на базу отвезет снегоходчик, а мы попробуем тут чего-либо добиться. Собрали самое необходимое (попутно, конечно, кое-чего забыв) и снегоход убыл. Хозяин же, зовут которого, как оказалось, Борисом, остался с нами, ибо, как он сказал, он должен тут присмотреть.
Пока мы лопатами разбивали и расширяли свороток с основной дорожки, Борис рассказал, что последний раз он ездил здесь после Нового года. На Урале он проезжал до базы и все было в порядке. Но потом неделю валил снег и дорогой он долгое время не пользовался. Когда же после снегопадов попробовал проехать, то смог пройти только метров триста-четыреста, застрял, кое-как выбрался и задним ходом вернулся обратно. С тех пор прошло больше двух недель и никто тут не ездил, а снег шел еще не раз.
К концу расчистки на мобильник отзвонилась Катя и сообщила, что ехать не стоит, так как дорога до базы существенно длиннее , чем ожидавшиеся полтора километра и что дороги нет совсем, только тропинка от Бурана. Оптимизма сообщение, конечно, не добавило, но отступать, не проверив все на своей шкуре, мы не привыкли.
В Артыбаше за мостом
Помогаем
Заснеженное Телецкое
На развилке
Дорожки тут не широки
Ураловская колея