Сообщество путешественников
АВТОМОБИЛЕМ ПО ГОРНОМУ АЛТАЮ
 
Дневники путешествий

Меню сайта
Оцени фото!
Просим оценить!
Ховд (город)
Категория: Города
Разместил: АЛебедев
Текущий рейтинг: 3.5
Наш опрос
Какой район РА Вам больше нравится природой?
Всего ответов: 479
Статистика

На сайте всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
ЭТО ИНТЕРЕСНО
 
 
 
Облако тегов
Яндекс
Праздники
Праздники сегодня
Главная » 2009 » Апрель » 7 » Алтай 2007. Повторение пройденного. 8 – 15 сентября 2007 года (Часть 4)
Алтай 2007. Повторение пройденного. 8 – 15 сентября 2007 года (Часть 4)
05:38
Продолжение. Начало в части 1, части 2 и части 3
---------------------------------------------------------
 

После первой удачной, было еще несколько неудачных попыток. Опять останавливались, опять блесну на воду, но никаких успехов. Зато отстановившись в очередной раз для попыток заброса, недалеко уже от устья Башкауса, встретили местного рыболова. Его снасти просто поражали своей простотой: чуть больше метра палка, которую сложно назвать удилищем; катушка с намотанной на нее леской толщиной в миллиметр, если не больше; на конце свисает медная блесна, размером больше суповой ложки. Мы конечно с нескрываемым изумлением разглядывали его снасти, а он дивился на наши. Разговорились. Выяснилось, что он пришел рыбачить тайменя, а для тех экземпляров, что он ловит - его снасти самое то. Показал, как забрасывает. Впечатлило. Скорее похоже на заброс гранаты. Однако в том месте, что мы остановились, по его словам тайменя нет, есть только хариус. И правда, на поверхности воды то тут, то там, расходились круги от всплесков крупной рыбы. Алтаец посетовал, что не взял с собой удочку на хариуса и сказал, что на мой спин вполне можно ловить, надо только использовать мушку. Мушек у меня не было. Он вызвался даже связать мушку, но недоставало мелких снастей - грузиков, крючков, поплавка, ниток для мушки. В общем, от идеи пришлось отказаться. Рыбак посоветовал ехать на место слияния Башкауса и Чулышмана, там по его словам можно было и тайменя попробовать поймать. Поехали.

 

Свернув с дороги влево, через некоторые буераки добрались до берега Башкауса. Потом пешком до устья, то есть места, где одна быстрая и горная река впадала в другую, не менее быструю и горную. Место, конечно, было своеобразное, но у меня при его осмотре не сложилось ощущения рыбного места. Река там достаточно мелкая и дно ее сплошь устлано булыжниками и галькой, течение быстрое и ровное, никаких водоворотов или затишков, где могла бы стоять рыба. Тогда я подумал, что может быть чего-то просто не знаю и попробовал покидать блесну на течении. Даже тяжелую Blue Fox #5 течение сносило как пушинку. Несколько забросов закончилось ничем, но потом где-то посередине реки блесна вдруг встала. Поначалу решил, что это зацеп, но при удерживаемой ручке катушке и затянутом фрикционе плетеную леску стягивало с катушки вопреки тормозу. Звон лески на ветру, удилище колесом, напряжение мышц руки ... Пришлось удерживать согнутое удилище довольно долго, прежде чем леска с легким щелчком ослабла. Не успел расстроиться, что оборвал леску и потерял блесну, как по усилию на катушке понял, что блесна пока еще жива. Так повторилось еще пару раз, пока наконец ослабленная предыдущими "зацепами" леска не сдалась. Обрыв - и БлюФокс ушел на дно Чулышмана. Видимо не осознав полностью проишедшее, вяжу другую блесну. Несколько забросов и эта вертушка повторила судьбу предыдущей. Но непохожий на обычный "мертвый" зацеп, здешний живой, стягивающий леску с катушки, заставил меня оставить в реке и третью вертушку. Рука, удерживающая спин, устала, да и потерянные блесны подпортили настроение. В общем, рыбалку в этом месте прекратили.

Башкаус
 
А там, справа, приходит Чулышман
 
Дальше они уходят вместе
 
Очень бурный поток
 
Удача здесь не улыбнулась
 
А на берегу остались только эти пирамиды из камней
 

Двинули дальше. Дальше по курсу у нас было деревня Коо, которую в этот раз мы проехали почти без задержек. Была одна маленькая. На улице, неподалеку от церкви, стоял УАЗик, возле которого тусовались несколько алтайских пареньков, лет примерно по 20-25. Мы почти уже проехали, когда вдруг сидевший на водительском месте УАЗика паренек закричал, замахал руками и бросился к машине. Не особо собираясь устраивать гонки по незнакомой деревне, я тормознул. Правда, все двери тут же защелкнул центральным замком и приоткрыл стекло. Дальше произошел короткий диалог, суть которого можно было свести в одну мысль "дай денег". Хотя возможно поначалу он просил бензин, я уже и не припомню. На что ему было отвечено, что база на озере очень дорогая и все деньги мы потратили там. Какой-то не особо злобный попался алтаец, согласился с доводами и мы поехали дальше. В обшем неприятно, но ничего более.

 

После Коо были уже знакомые броды, на этот раз мы их засняли на видео. Его и выкладываю здесь в виде .mov файлов.

Первый брод - 10,96Mb

Второй брод - 7,87Mb

 

Если хотите составить для себя впечатление о высоте воды в сентябре 2007, скачайте. Качество достойное, звук есть.

 

Дальше мы попилили уже без особенных инцидентов. Однажды над нами даже летал вертолет, возможно пожарной охраны. Мы опять фотографировали водопады и снова останавливались удить рыбу. Было даже одно приличное местечко, где у меня случилось две приличных поклевки, фактически одна за другой. Почему сходила рыба, я как-то не очень понял. То ли крючки притупились, то ли рыба была совсем другая. А она и правда была другая, хотя бы по весу - несколько легче утреннего ленка и гораздо его активнее. То есть реализовывалась поклевка, я пытался выводить, рыба начинала фактически танцевать на крючке и легко сходила. Обидно, конечно, но ничего не поделаешь. Да и день уже и так был удачным, хотя бы из-за утреннего улова. Вообще же могу сказать, что с той поры фактически заболел Чулышманом. С моей точки зрения рыбалка на спиннинг и должна быть именно такой и именно на такой реке. Было бы побольше времени и чуть получше подготовка ... Надеюсь, мы сюда еще вернемся.

 

Почти уже под самым перевалом, где-то в районе Эзена, навстречу попался джип, вроде бы Митцу Л200 с кузовком, весь подготовленный с лебедками и шноркелем, на приличной резине и с московскими номерами. Ребята, что в нем сидели, почему-то представились кемеровчанами (?) и расспросили о том, что за дорога впереди, как рыбачилось и вообще обо всем понемногу. Задали много вопросов, ничего не говорили о себе, сказали спасибо и поехали дальше. Почему-то стало густновато ... Не знаю, почему ...

 

Кстати, неделя катилась к концу и в долине явно стало больше народу, причем и на легковушках тоже. Кроме них мы встретили пару "шишиг" с туристами, которых возили видимо до озера и обратно, а также несколько УАЗиков. У нас же на сегодня было приготовлено еще и основное блюдо - подъем на перевал, ведущий вниз. Подъехав к перевалу примерно часам к 17, даже не особенно останавливались, как я помню. Так, чуток притормозили. Просмотрели серпантин перевала, насколько было доступно взгляду и подались вверх. Самую большую проблему доставила, конечно, самая нижняя прямая. Там и дорога наиболее разбитая, и запас тяги надо иметь приличный. Опять же не догадался уйти на пониженную, а просто шел "на четырех костях", не блокируя центрального дифа. Насколько я помню, даже на "двойку" не переключился, не говоря уже об "L", хотя это явно прибавило бы оборотов двигателю, а значит и подняло бы момент. Но ничего, Бог миловал, выбрались и так. В паре мест, правда, машина буксанула и даже пыталась рыскнуть в сторону обрыва, но все обошлось. Однако и дорога вверх не убедила меня, что на обычной легковой машине здесь можно подниматься своими силами, тем более на переднем приводе. И пусть меня критикуют те, кто прошел перевал (если, конечно, прошел), но я останусь при своем мнении.

 

Дальнейшая дорога никакого труда не составляла, надо только было не слишком задерживаться в пути, так как начинало вечереть, а путь по местным дорожкам короче не стал. Уже здесь стало понятно, что ехать сегодня надо до Узун-Келя, либо до какого-то другого подобного места. И здесь экипаж еще пытался соблазнить меня на то, чтобы свернуть в сторону Уч-Келя. Однако когда добрались до своротка и пытались сунуться по протоптанной колее, энтузиазм как-то быстро угас и все сошлись на том, чтобы возвращаться на ставшую уже практически родной базу. Вот несколько фотографий с обратной дороги.

На обратном пути
 
Пещера
 
Мы снова на развилке
 

Добравшись до базы, были встречены хозяйкой, которая отвела нам отапливаемый домик с протопленной печкой. Вадим вторично порадовал нас пловом собственного приготовления и, завернувшись в спальники, мы благополучно уснули. На завтра был назначен бросок к Северо-Чуйскому хребту.

 

14.09.07. Пятница. Точка возврата. Непокоренная Актру.

Узун-Кель - Акташ - Курай - р.Актуру - Курай - Акташ - Иня - пер.Семинский

 

Сегодня пятница и завтра к вечеру мы уже планировали быть дома, в Новосибирске. Но сегодня у нас был еще один полноценный день и мы постарались уложить в него максимально много. По старым идеям, по рассказам бывалых, перед поездкой я набросал примерный маршрут к альплагерю "Актру", который находится на одноименной речке в предгорьях Северо-Чуйского хребта. Кстати, на картах 60-70 годов и речка, и вершина, и ледник, из которого вытекает речка, именуются Актуру. Но в более поздних данных это название укоротили на одну букву "у" и в основном пишут Актру. Маршрут был несложен и включал в себя пару десятков путевых точек, "наколотых" в Озике. Основные пункты маршрута: Курай; его вторая часть (находится чуть южнее); переправа через реку Чуя; геодезический знак на возвышении в Курайской степи; переправа через речку Тюте; перевалка или нижняя база; непосредственно сам альплагерь. Прекрасно понимая, что середина сентября это уже далеко не разгар туристического сезона, мы не особенно надеялись на попутчиков или на наличие людей в нижнем лагере. Однако судьба распорядилась по-иному и мы не добрались даже до перевалки. Но и того, что мы увидели и ощутили, вполне хватило, чтобы появилось желание вернуться туда еще раз. Однако не будем забегать вперед ...

 

Поднялись часов в восемь, к девяти были уже готовы двигаться. Пара фотографий на прощание - и "алга, комсомол!".

Ветка кедра
 
Процесс упаковки
 

Потом была знакомая дорога до Акташа и заправка на АЗС при въезде. Видимо, очередь на АЗС становится явлением обыденным. Вот и в это раз мы простояли некоторое время, чтобы дождаться своей очереди и рассасывания бардака. А бардак образовался вследствии того, что водитель длиннющего бензовоза долго маневрировал, чтобы заправить своего монстра. Мы то думали, что он бензин в топливные баки выливает, а он наоборот заправлялся.

Вот бы иметь такой бак
 

Около десяти утра мы были заправлены и готовы к путешествию в страну высоких гор. В принципе, до Курая мы уже катались в прошлом году, но в этом погода была явно лучше. А раз лучше погода, то больше вероятности увидать горы еще задолго до подъезда к ним. Но поначалу свернули в долину Чуи, чтобы вблизи рассмотреть некое гидротехническое сооружение, которое недальновидные люди пытались сделать Чуйской ГЭС.

Скелет Чуйской ГЭС
 
На дне нерожденного водохранилища
 
Облепиха
 
Всего этого может не быть
 

Достаточно забраться на само сооружение, чтобы понять насколько маломощным оно могло бы быть, но и насколько разрушительными могли бы быть последствия такой постройки. При затоплении под воду уйдет огромное пространство долины реки Чуи и здесь и выше по течению. К тому же характер горных рек непредсказуем и страшно представить последствия в случае прорыва плотины. В общем, в настоящее время сооружение заброшено и это к лучшему. Все осмотрели, облазили, отсняли и двинули дальше. Вскоре Чуйский тракт уходит влево от реки и здесь надо иметь некоторое везение, чтобы погода способствовала. Нам везло, и в просветах облаков, все-таки прикрывающих вершины, мы смогли увидеть белкИ Северо-Чуйского хребта.

СЧХ на подъезде к Кураю
 
БелкИ
 

Собственно именно к ним мы и стремились, но ландшафт здесь не позволяет ехать прямыми путями. Объехали небольшую горку слева и добрались до села Курай. Фактически сразу после въезда есть поворот направо ведущий во вторую часть Курая. Никаких сложностей с определением направления нет. Надо доехать до второй части деревни и повернуть налево. В принципе все колеи, что уводят туда, в конечном счете сойдутся у одной точки - возле моста через Чую. Мост деревянный, в одну колею, но абсолютно необходимый, ибо Чую там вброд не переедешь. Как только перехали мост, сразу превратились в богатырей, стоящих на перепутье. Правда, дорог уходило не три, а наверное целых тридцать три. Их можно сгруппировать в два основных направления. Одно забирает сразу резко влево и ведет, видимо, не совсем туда, куда нам надо. Второе объединяется по центру и прихватывает правые колеи, которые в зоне видимости начинают понемногу забирать к центру. В конечном счете из всего многообразия мы выбрали, как показалось, наиболее наезженную колею и поехали по ней. Она оказалась немного правее осевого направления моста и привела к возвышению, на котором установлен геодезический знак. Что уж там он означает - неизвестно, но ориентиром служит достаточным. Объезжать горку со знаком скорее всего нужно слева, мы же обошли ее справа, но потом сделали круг, так как поехав по колее попали в тупик. Точнее, издалека это было похоже на брод, но с несимпатичными берегами. Поставили точку на карте, чтобы была возможность вернуться и стали искать объезд. В результате целиком объехали горку со знаком и по накатанной дорожке добрались до места, более подходящего для переправы.

Каменная баба возле моста через Чую
 
Направления во все стороны
 
Горка с геодезическим знаком
 
Горы на расстоянии вытянутой руки
 
Видны ледники
 
Сначала жердью
 
... потом ногами
 
Дальше бродов не предвиделось
 

Сначала большая лужа с топкими берегами, потом небольшой поток с каменистым галечным дном. Что из этого было речкой Тюте, а что Чичке - так и осталось неизвестным. Показания GPS не совсем точно совпадали с обозначениями карты, да и за двадцать с лишним лет русло речек вполне могло измениться. После бродов вполне сносная дорога вывела нас к вершине Актуру (если верить карте) и к небольшому мостику через канал. Вот уж совсем удивительно было здесь увидеть рукотворное сооружение такого рода. Но это было только начало. Помня описание Кости Гоппе, мы попробовали свернуть налево, наверх в гору через лиственничный лес, но отказались и вернулись. Дорога была усыпана крупными камнями и после небольшой разведки мы не увидели просвета. Вернулись на основную колею, поехали дальше. Буквально через полкилометра дорога вновь сделала попытку взобраться в горку. И снова такая же дорога и те же камни. Безусловно, проехать было можно и в первом, и во втором случае. Но хотелось быть убежденным в правильности направления, а как раз этого то и не было. Мы не знали точных координат перевалки и альплагеря и имеющиеся под руками описания были скудноваты.

 

Разведав и второй поворот налево, вернулись на основную дорогу и пробравшись дальше, вскоре уперлись в речку. Судя по всему это и была Актру (Актуру). Белая вода, координаты, выданные GPS-приемником, все говорило именно об этом. Немного побегали вокруг, пытаясь сообразить, как перебраться на другой берег (здесь поток был существенно быстрее и из-за мутной воды не было видно глубины). Чуть выше по течению увидели что-то типа плотины (везло нам в этот день на всякие плотины, дамбы, ГЭСы). Это и оказалась плотина с системой перепуска воды в отводной канал. Как мы увидели позже, возвращаясь, именно этот канал мы и переезжали совсем недавно и именно этот канал служил основным руслом для системы оросительных арыков. Пользуются ли этой плотиной в настоящее время - сказать сложно. Но в принципе она не разрушена, в отличие от стоявшего совсем рядом деревянного моста. От моста осталась лишь груда разбросанных бревен, да измочаленные рекой опоры, заваленные булыжником.

Горы
 
Горы
 
Горы
 
Актру
 
Система задвижек - вот и вся плотина
 
С высоты плотины
 
СЧХ
 
Остатки моста
 

По плотине мы перебрались на другую сторону мутного, белого потока и немного исследовали ближайшую местность. Ясно видны были колеи от машин, правда вот уводили они не совсем в ту сторону, в которую бы надо было двигаться, едь мы на перевалку. По результатам осмотора решили, что:

- переправиться через Актуру можно, но лучше если бы машин было две (вторая работает страховкой для первой, потом наоборот);

- переправившись, мы вряд ли приблизимся к перевалке;

- чтобы добраться до перевалки, надо уходить в лес на один из тех двух поворотов влево и в гору;

- направление в принципе интересное, но для полноценного изучения окружающей нас красоты мало времени;

- время обеда (как раз около часа), а значит пора разводить костер и готовить;

- видимо, на этом надо ставить точку в поступательной части нашего путешествия и начинать возвращение;

- хорошо бы выбраться сегодня достаточно далеко в сторону Горно-Алтайска и заночевать на подступах к нему, чтобы завтра забрать Тирку со стоянки и потихоньку-полегоньку вернуться до вечера в Новосибирск;

- надо обязательно вернуться сюда еще раз!

 

Пока разводился костер и готовился царский обед из трех блюд, немного пощелкали фотоаппаратом. Великолепные виды на предгорья Северо-Чуйского хребта, осеннее разноцветие, солнечная, сухая и теплая погода создали хорошее, хотя и немного грустное настроение. Возвращаться не хотелось ...

В разведку
 
На том берегу
 
Елочка
 
На берегу Актру
 
Река расшвыряла остатки моста
 
Проедем или нет?
 
Река и горы
 
Горы и река
 
Не хочется обратно
 

И тем не менее надо двигаться назад. Собрались, прибрались, уложили шмурдяк в машине для длительного путешествия. Двинули. По дороге обратно, уже после мостика через канал тормознули рассмотреть три могилки, стоящие чуть в стороне от дороги и огороженные высоким заборчиком. Оказалось, здесь похоронены мать, отец и дочь. Последний из них умер не так давно, примерно в 70-х. Пока читали надписи на надгробьях, в зоне видимости показалась машина. Конечно, это оказалась обычная девятка с алтайскими номерами :) (Конечно - это уже моя присказка, потому что оказалось, что люди ездят везде и на всем, абсолютно невзирая на проходимость машин и их состояние. Видимо, у меня другое отношение к транспортному средству.) Девятка пыталась взобраться на небольшой холмик, но почему-то заглохла и скатилась вниз. Из машины вышел мужчина и, открыв капот, стал возиться с мотором. Подъезжая к ним, я тормознул и спросил - не надо ли помочь. Мужчина отказался. Зато разговорились. Оказалось, что они с женой едут как раз на перевалку, чтобы потом подняться до альплагеря. Были они там уже не в первый раз и с готовностью предложили показать дорогу. Однако мы уже решили, что возвращаемся. К тому же над хребтом стали понемногу собираться тучи и даже кое-где посверкивали молнии. Еще раз убедились, что их слова совпадают с нашим представлением о местонахождении перевалки. Еще раз переспросили, не надо ли помочь. Распрощались и двинули в Курайскую степь. Примерно полчетвертого, уже без остановок прошли броды и около четырех перебрались по мосту через Чую. Обратно на трассу стали выбираться не через Курай, а просто по степи к виднеющимся вдалеке горам. По нашему пониманию, вдоль них и проходила трасса М52. Дороги в степи относительно ровные, но надо смотреть в оба. На колее попался один серьезный булыжник и, будучи проигнорирован, не преминул порвать защиту под коробкой. Я, конечно, расстроился. Но делать нечего - теперь уже медленнее поехали дальше и выбрались и на асфальт.

 

Дорога к дому всегда кажется короче и быстрее, но мы сейчас находились более чем в 800 км от Новосиба, а это целый день пути. Поэтому план-максимум на сегодня поставили менее амбициозный - добраться хотя бы до Усть-Семы, плюс по дороге попробовать купить мед, плюс надо было найти где-то воду, так как наша 20-ти литровая канистра подходила к концу. Конечно, любой скажет, что воду на Алтае надо брать из горных рек. Но как то спокойнее кипятить воду из собственного водопроводного крана :)

 

16.36 - миновали Акташ. 17.46 - проезжали Иню. Хорошо, что плотность машин на трассе была не слишком велика и можно было держать достаточно приличную скорость. 18.13 - Купчегень. Вроде бы здесь я уступил Вадиму на время руль и уселся слева на пассажирском сидении. Но меня хватило ненадолго - стал дергаться :) 18.20 - начали забираться на Чике-Таман. Где-то около Хабаровки, после перевала пошел дождь. Когда подъезжали к Онгудаю дождь усилился. 18.50 - выбрались из Онгудая, а я пересел обратно за руль. 19.10 - прошли поворот на Теньгу. В 19.23 проскочили Зайсанскую Елань (вот название то!) и начали понемногу взбираться на Семинский перевал. Если честно - к тому моменту уже серьезно устали и хотелось только упасть на кровать и уснуть. Вся надежда была на Семинский перевал, потому что искать посреди ночи в темноте ночлег в Усть-Семе совсем уже не хотелось, а ставить под дождем палатку казалось чем-то нереальным. В 19.37 проехали стеллу на вершине Семинского и осторожно начали спускаться. Справа засветилась вывеска придорожной гостиницы "Золотой Кедр". Притормозили. После короткой разведки боем Вадим принес новости, что ночевать можно, что цены божеские (300 рублей с носа), что в гостинице тепло, светло и есть вода, возможно даже горячая. Раздумывали недолго - остаемся!

 

Машину на задний двор гостиницы, кое-какие вещи с собой и селиться. Достался номер на четыре кровати, одна пустовала. В гостинице народу судя по всему было немного и никто не докучал. Горячей воды вечером не оказалось, зато батареи в комнате серьезно грели и вообще было тепло и уютно. Посидели, немного посмотрели единственный канал на телевизоре и отправились на боковую. Уже лежа в кровати, с мобильника читал bash.org.ru и оттуда узнал, что наши, оказывается, должны играть с Англией в футбол и еще что президент принял отставку правительства :)

 

Спокойной ночи!

 

15.09.07. Суббота. Дорога домой.

пер.Семинский - Горно-Алтайск - Сростки - Бийск - Тальменка – Новосибирск

 

Утро встретило нас горячей водой в умывальнике (один на этаж + два приличных туалета) и снегом на улице. Все-таки Семинский, как и в прошлом году преподносил свои погодные сюрпризы. Несмотря на это, мы были на ногах уже в семь утра, а полвосьмого уже загрузились в машину и двинули ... в обратную сторону :) Дело в том, что еще вчера вечером порешили, что неплохо бы пошукать в местном кедрраче шишку. А по дороге на юг, еще в начале путешествия, даже наметили несколько точек, в которых можно было бы свернуть с трассы и попытать счастья в вопросе сбора кедровых орехов. Но Семинский не пожелал делиться своими богатствами. То ли уже раньше поделился с другими и ничего не осталось, то ли специально подбросил нам промозглую, сырую погоду и набросал снежка на траву, чтобы мы поискали и не нашли. Так и вышло - несколько мелких экземпляров не в счет.

Снежок на траве
 
 
Снежок с неба
 
Попробуй найди
 
КОНЕЦ 4-Й ЧАСТИ
 
Окончание в 5-й части
 
Категория: Автопутешествия | Просмотров: 4372 | Добавил: galt | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 1
avatar
1
Уч-Кель как турбаза не существует. А дорожка там аховая. Обрыв и чернозем.
avatar
А вы знаете, что..
Казахи — народ тюркского происхождения, относится к Туранской расе (также известна под названиями Южно-Сибирская, Тураноидная, Туранско-Тюркский антропологический тип), считающейся переходной


Поиск


Форма входа
Логин:
Пароль:


Рассылки сайта
 


Календарь
«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930


Сколько дней сайту


Алтай-Фото


Всего материалов:
Комментариев: 1893
Форум (темы/посты): 1656/20179
Фотографий: 6630
Дневников путешествий: 119
Новостей: 3218
Файлов: 242
Статей: 977
Directory: 7
Ad-board: 110
Игр: 213
FAQ: 14
Записей в Гостевой книге: 9622
Tестов: 1


Реклама на сайте



Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru


Copyright Свитайло Е.Н. © 2009-2024. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна!
111222333