Главная » 2009»Апрель»7 » Алтай 2007. Повторение пройденного. 8 – 15 сентября 2007 года (Часть 1)
Алтай 2007. Повторение пройденного. 8 – 15 сентября 2007 года (Часть 1)
14:49
... Впереди я увидел большую россыпь камней, притормозил и сказал: "Держитесь крепче".
Машина затряслась и запрыгала. Горбоносый ушиб нос о ствол ружья. Мотор взревывал, камни били в днище. "Бедная машина", -- сказал горбоносый ...
Аркадий и Борис Стругацкие
"Понедельник начинается в субботу."
Осенняя поездка прошлого года была весьма насыщенной на новые места и свежие впечатления, однако гражданский транспорт и погода не дали насладиться всеми красотами соответствующих направлений. А потому и цели поездки были выполнены, но как бы не до конца. Зато в нынешнем году удалось достичь всех прошлогодних целей, а также заложить хороший задел на будущее. Но обо всем по порядку ...
В первоначальных планах на этот год на осень у нас был запланирован нормальный двухнедельный отпуск и хорошая, большая компания. Отпуск сначала был перенесен на неделю, потом на вторую, потом был сокращен в два раза по времени всего до одной недели. При этом соответственно сокращалось и количество предполагаемых маршрутных точек. Компания сначала уменьшилась на треть, потом от нее откололся один из трех активных участников. В результате, в дорогу пасмурным утром 8 сентября отправились всего трое - Вадим, он же Bagum, я и жена Катя аж на целых двух машинах - наш Слоненок и Ниссан Терраник Вадима.
Toyota Hilux Surf
Nissan Terrano
Подготовка к поездке была достаточно стандартна, если не считать того факта, что вплоть до 7 сентября был неясен окончательный состав и по людям, и по машинам. Это вносило определенный бардак в настроение и, соответственно, в подготовку. Вроде бы все делалось, но как-то невпопад и невзначай. Однако собрано в конечном счете было все, что необходимо. Список снаряги стандартный и я его не привожу (выложу как-нибудь на отдельной странице, готовым к распечатке и буду только при необходимости его дополнять). Отдельно отметить стоит только три пункта:
- багажный бокс MontBlanc RBX4500 + крепления с поперечинами (дугами) Thule. Оказался очень вместительным, абсолютно не мешающим передвижению по хорошим дорогам, внушающим некоторые опасения на крутых склонах из-за повышенного центра тяжести. Примерно плюс литр - полтора расхода на 100 км. Реально освобождал багажник для ночевки от основной массы вещей;
- компактные радиостанции LPD Voxtel MR500. Давно уже была мысль попробовать что-то подобное во время очередной поездки. В этот раз получилось - Вадим постарался и нашел пару экземпляров;
- спиннинг Sabaneev X-270 с катушкой Banax Si-750 и минимальным набором блесен/виброхвостов/твистеров и т.д. "Заразили" меня спиннинговой ловлей мои коллеги по работе и к моменту поездки я уже около месяца - полутора активно "полосовал" доступные мне водоемы. Правда, в большинстве случаев безрезультатно ;) Но в этот раз мне повезло!
Кое-что из приведенного набора появилось в разделе снаряжение. Что-то появится позже, что-то не появится никогда, но будут представлены аналоги.
Так как первоначальный план предполагал двухнедельное пребывание на Алтае и к тому же неделю мы с женой собирались провести вдвоем, а на второй неделе к нам должны были присоединиться остальные участники, то и маршрутные точки были условно поделены на две группы. Первая - для себя. Хотелось побывать в тех местах, где мы еще не были. Немного прогуляться пешком, немного помедитировать. Посмотреть Белуху, потрогать руками ледники Северо-Чуйского хребта, побывать в альплагере Актру. Вторая - для компании, и здесь было не грех прокатиться по прошлогодним местам, только более углубленно, добраться до южного берега Телецкого, пройти вверх по Кумиру и даже немного присмотреться к плато Укок. Правда, я лично был за то, чтобы по Укоку прокатиться не краешком, а полноценно, но компаньоны были против ;)
В результате же после почти полного рассеивания компании я решил, что маршрут в данном случае соблюдать не надо, а надо лишь пройти прошлогодние места и не греть особо голову покорением нового. События самой поездки только укрепили меня в этой мысли, а потому, дорогие читатели, не ждите в этом отчете особых откровений.
Итак, утром 8 сентября, забрав со стоянки машину (а стояла она там потому, что с установленным боксом она не входит в гараж), получили от Вадима рацию и краткую инструкцию по ее использованию, выдвинулись в направлении Советского шоссе и Бердска. Поначалу накрапывал мелкий дождичек, но ближе к Обскому морю погода понемногу прояснялась. За город выбрались быстро, несмотря на субботу. Бердск, Искитим и далее по списку. В машине все более-менее устроилось, на коленях у Катерины уже привычно поселился ноут с Озиком. Помигивая синим огоньком связи с Bluetooth, возле ручки АКПП пристроился GPS приемник. Трек начал рисовать свою красную линию. Практически домашняя идиллия :) Короткие переговоры по рациям - комментарии пути, уточнения. Слышимость нормальная, дальность действия, видимо, ограничивается только прямой видимостью. Однако недолго продолжалось счастье - сели аккумуляторы в рации, что была в нашей машине. Хотя вчера их заряжали по полной, но видимо тяжелое строительное прошлое дало о себе знать. У Вадима рация в порядке. Решаем, что на ближайшей остановке попробуем пересадить в рацию аккумуляторы из Вадимовского фотоаппарата - там такие же АА.
Первая остановка была запланирована в Тальменке. Приехали. За бортом, кстати, достаточно холодно. Мы привычно набрали пирожков под кофеек из термоса. Вадим же пирожки не оценил, сказал, что в Сростках пирожки вкуснее ;) Ну что ж, Сростки, так Сростки. Это будет следующая остановка. Пока же поменяли аккумуляторы в рации, снова получили связь. Решили, что в Бийске постараемся купить аккумуляторов и поставить их на зарядку.
А теперь немного разбавим лирику сухими цифрами. Стартовали со стоянки мы около 7 часов утра, примерно в 7.35 проскочили Бердск (т.е. фактически выехали из города), в 8.24 прошли Черепановский пост, в 8.55 были уже в Тальменке. Там короткий 20-ти минутный перерыв на перекус и дальше. В 10.10 пройден поворот на Бийск с Барнаульской объездной. В 11.06 проехали мимо Троицкого, держа среднюю скорость около 100 км/ч - нам торопиться некуда, мы в отпуске, да и машины у нас солидные. Вадим притормозил по дороге залить солярки, мы же двигались на своем. 11.50 - Бийск. По дороге на выезд в сторону Горно-Алтайска я знаю один компьютерный магазинчик, в котором наверняка можно приобрести аккумуляторы - зарулили к нему. Купили. Хотели купить еще и зарядник от прикуривателя для аккумуляторов - не вышло, дорого. Поставили на зярядку аккумуляторы, используя штатное 100-вольтовое питание в Сюрфе. Бук переехал на питание от батарейки. Пытались также найти Вадиму присадку для солярки, но видимо в этих краях присадка - вещь абсолютно ненужная. Не нашли.
По сути, если ехать после Бийска в сторону Горно-Алтайска, то как бы сам Горный Алтай начинается еще не скоро - примерно в районе Суртайки, когда на левом, противоположном берегу Катуни можно увидеть гору Бабырган. Но для нас в этот раз Алтай начался в Сростках, там мы забежали на гору Пикет, на которой установлен памятник Василию Макаровичу Шукшину. А раз гора - значит, Горный Алтай уже начался! После горы неплохо пошли и пирожки на местном базаре, который "заточен" практически в основном под мед. Меда там много, он разный и в принципе по нормальным ценам.
Вид с горы Пикет на Катунь
Памятник Шукшину
Местная живность
Строящаяся церковь в Сростках
Дальше идут места разведанные давно и пройденные неоднократно и мной, и Вадимом. Примерно в 14.00 вкатились в Майму, но наш маршрут лежит дальше, дальше к перевалам. Вадим периодически отстает, ныряет то вправо, то влево, в поисках присадки, но все безуспешно. Поехали дальше. Дубровка, Рыбалка, Соузга, Манжерок ... названия звучат для меня как песня, как сигнал к отпуску, как утренний горн. Только тут начинаешь понимать, что ты таки вырвался из ежедневной суеты, из постоянных задач и проблем.
Усть-Сема - конечный пункт для любителей спокойного отдыха на трассе М52. Дальше они едут только на Чемал (или в Чемал). А мы повернули направо, по мосту через Катунь. Следующий поворотный пукт - село Черга. Именно в нем нам нужно уйти с трассы и хорошего асфальта на некатанную ранее дорожку. Но сначала на заправку. В бак влезло 56 литров 96-го, от дома прошли 511 км. Итого расход составил 11 л/100 км, что я считаю очень неплохо на загруженной машине подобного класса, да еще и с боксом на крыше.
Чергу прошли полчетвертого. Поначалу дорога представляла из себя очень неплохой асфальт и мы даже порадовались, что оно так и будет до самого Усть-Кана. Однако, очень скоро строящаяся асфальтовая полоса закончилась и безжалостный знак "Объезд" сбросил нас на щебенку, потом на гравий. Видимо стротельство дороги со стороны Черги началось не так давно и строится дорога участками, но сразу до асфальта с ограждениями, знаками и прочим. Ну что ж, щебенка так щебенка, гравий, так гравий. Нас этим уже не испугаешь после дороги за Верх-Биском и кусков трассы М53. Тем более, что в целом удавалось держать по дороге около 50 км/ч и была она не очень тряской. Примерно за 20 минут мы долетели до перевала Верх-Кукуя - первого на нашем маршруте 2007 года. Перевал небольшой, всего 1250 метров, но дизелек Терраника начинал активно перегреваться, если пытаться преодолеть перевал на хорошей скорости. А потому мы перезжали перевал медленно и с достоинством.
Обычная щебенка
Между Чергой и Кукуем
Окончание деревни Верх-Кукуя
Перевал Верх-Кукуя
Здесь совсем другие названия - Барагаш, Шаргайта, Бешозек, речка Шиверта. И совсем скоро нас ждал еще один перевал - Чакырский. До него добрались уже часам к пяти. Этот перевал был немного повыше - 1455 метров. При спуске с него в сторону Усть-Кана открылся отличный вид - залитая солнечным светом осенняя долина.
Вид с перевала Чакырский
Долина реки Чакыр
Совсем рядышком оказалась дорога, ведущая из Ябогана в Усть-Кан. А там прямой отличный асфальт прямо до самого районного центра. А по сторонам самая настоящая высокогорная степь, как я ее себе представляю.
Высокогорная степь между Ябоганом и Усть-Каном
И горы вокруг
Какие краски!
Забавный частокол
До Усть-Кана оставались считанные километры и мы преодолели их достаточно быстро - примерно за полчаса, и к полшестому были уже на выезде в сторону Усть-Кумир. Дорожка здесь по-прежнему гравийная и очень пыльная. Потому Вадим отстал, чтобы не глотать пыль, а мы быстренько дотряслись до знакомого поворота перед мостом через Кумир. Первое, что бросилось в глаза, Кумир в это время был очень мелок, примерно вдвое мельче чем в прошлом году. Дорога вдоль реки также оказалась сухой и мы даже удивились, а чего это мы так испугались в прошлом году :) Разведанное в прошлом году местечко было уже занято и мы проехались чуть дальше. В 18.35 подходящее место было найдено и после аккуратного заезда с цеплянием порогами мы стали устраиваться на первую ночевку.
Дорога вдоль Кумира
Спуск к реке
Предзакатные краски
Обустройство ночлега
На ужин было запланировано мясо
А рядом шумел Кумир
На сегодня активная часть маршрута была закончена и оставалось только приготовить ужин (мясо для шашлыка мы довезли), принять по 100 грамм и банке пива и устроится на ночевку. У нас, и у Вадима место ночевки было запланировано в машинах. И в принципе, мы там достаточно комфортно разместились. Пара туристических ковриков вниз на разложенное заднее сидение, поверх них спальники - и все, ночлег готов. Шмурдяк частично убрали в бокс, чтобы не мешал. Некритичные шмотки забросили под машину. Подготовив таким образом лагерь к ночевке, устроились спать.
Первый бросок сделан, мы достигли цели. Для окончания представляю всех участников экспедиции.
Тирка и Слоник
Вадим в шоке
Катя
Ваш покорный слуга
09.09.07. Воскресенье. Конец дороги.
Кумир
Утро было ознаменовано прекрасной погодой и омрачнено обнаруженными неполадками в Вадимовом Ниссане. У него еще вчера стала понемногу подтекать помпа. Предпосылки к тому проявились и раньше, но была надежда на лучшее. Она не оправдалась. С утра мы еще раз убедились, что помпа действительно подтекает. Чтобы не портить себе отдых, приняли решение, что в понедельник возвращаемся в Горно-Алтайск, пытаемся найти помпу и отремонтировать машину. Если это не удается, то ставим машину на платную стоянку и далее двигаемся на одной. А сегодня у нас дневка.
Умывание в ледяной воде Кумира, приготовление короткого и емкого завтрака - и вот мы уже готовы к активным действиям. Для начала мы с Вадимом попробовали поднятся на ближайшую горку, оставив Катю в лагере. К сожалению, не стали брать с собой GPS-навигатор, чтобы определить истинную высоту этой горки. Однако то, что снизу казалось достаточно легкодоступным, на деле оказалось не таким уж простым.
Поначалу пытались найти подходящий склон, чтобы по нему забраться наверх. Потом вроде бы подобрав нужную траекторию, полезли наверх. Однако повсеместно растущие густые и колючие кусты затрудняли движение. Кроме того, склон оказался круче, чем ожидали и местами активно сыпучим. Дополнительно стала мешать теплая одежка, которую мы одели поутру, когда солнце еще не окончательно вылезло из-за ближней горки. Однако сейчас, когда весь распадок, по которому течет Кумир, был уже залит солнечным светом, температура стала быстро подниматься. Периодически останавливаясь, чтобы запечатлеть очередной пройденный этап, мы понемногу двигались к намеченной цели.
Остатки ночных облачков
Дорога вдоль Кумира с высоты
Место стоянки с высоты
Мы почти на вершине
Уже когда прилично поднялись, вспомнили, что забыли взять рацию. Можно было протестить дальность и качество связи в условиях реального склона. Связывались посредством голоса, но возможности были явно ограничены :) Пришлось обозначится, помахав руками и на этом сеанс связи прекратить.
Тяжело дается подъем с непривычки
Шикарная перспектива
В общем, примерно через час с момента начала подъема мы оказались близко к вершине. Во всяком случае достаточно близко, чтобы понять, что за гребнем скрывается крутой обрыв, за которым открываются шикарные виды на соседние вершины. И несть им числа ... Словами не передать всей красоты, попробуйте посмотреть фотографии.
Противоположный склон ущелья Кумира
Пасека на другом берегу
Местная живность
И местная растительность (бадан - прим. администратора)
Дальние вершины
Просто красота
Ущелье за вершиной
Мы сделали это!
Буйство красок
В процессе спуска
Вадим
Далекие манящие склоны
Обратный путь занял существенно меньше времени. Во-первых, мы нашли пусть плохонькую, но тропу, которая довела нас примерно до середины склона. Во-вторых, вниз оно всегда легче. А в-третьих, когда закончилась тропка мы позволили себе просто ломиться по кустам, цепляя на себя уйму колючек и всякого мусора. Дотопав до стоянки первым делом сняли верхнюю одежку и повесили на просушку. Нижнюю же можно было просто выжимать. Хорошо, что погода соответствовала и вещи удалось быстренько просушить.
Малось перекусив, разбрелись по интересам. Вадим устроился почитать и подремать, Катерина отправилась ловить кадры вдоль Кумира, я же собрал спин и отправился искать рыбацкого счастья.
Низкая вода
Дорога дальше
Камни наружу
Кристальная чистота
Сливчик
А вот рыбы здесь нет
Помахав спином прямо посреди переката и потеряв одну блесну, я решил, что надо искать другое место. И главное сразу была какая-то непонятность - как здесь ловить то, посреди камней? :) Двинулись дальше. За перекатом неподалеку обнаружился вполне приличный (перспективный с моей точки зрения) заливчик-плесик. Перспективный-то он перспективный, но видимо местной рыбе я не смог подать свои приманки должным образом, что впоследствии косвенно подтвердилось.
Заливчик после порожка
Омуточек, глубина примерно метра два или два с половиной
Слив-водопадик
И опять спокойно
Попробовал половить и здесь. Кидал много, но безуспешно. Опять посеял блесну в глухом зацепе. Подошел Вадим. Оказалось, что пока я тут развлекался, Катя успела сделать круг, все зафотографировать и вернуться в лагерь с охапкой дров. Вадим же прошел немного дальше и тут же позвал меня. Сказал, что там рыба! Я конечно тут же смотал удочки (т.е. спин) и прибежал посмотреть. Оказалось, что и правда после огромного камня, составлявшего часть порога, есть небольшая ямка, в которой стоит рыба и выхватывает с поверхности воды сносимых по течению насекомых. В основном, конечно, мелочь, но был среди них и достойный экземпляр размером с пару моих ладоней. Попробовал бросать здесь, фактически на виду и под носом у рыбы, благо отлично видно и рыбу, и приманку. Но заинтересовались они блесенками лишь однажды, даже попытавшись укусить. Однако быстро разобрались и перестали обращать внимание. Особого выбора приманок у меня не было - лишь вращающиеся блесны с опушкой и без. Мух с собой не было. Опробовав все возможные варианты, я погрустил и пошел в лагерь. Хариус, а это скорее всего был он, так и остался непойманным.
Кстати, на другом берегу ловил рыбу местный, видимо на какое-то подобие мух с поплавком, периодически бросая выше себя по течению булыжники. Видимо пытался выгнать рыбу на более-менее чистую воду, чтобы там ее поймать. При мне вытащил только одну, достаточно неплохую по размеру. Но похоже, что у него особого клева тоже не было, так как он достаточно быстро собрался и ушел.
Еще одним делом на сегодня была поездка до конца дороги, попутно с нахождением Девичьих плесов, так и не найденных в прошлом году. Отправились уже ближе к вечеру, вдвоем с Катей. Вадим же остался ждать нас в лагере.
Предвечерний Кумир
Дорога до конца
Плесы нашлись достаточно скоро. Сначала обратили внимание на водопадик на другой стороне ущелья, который с высоты метров в шесть соскакивал в Кумир. Отправились фотографировать его. Заодно обнаружили и плесы. Правда, в такую низкую воду они не представляют особо величественного зрелища. И уж конечно, с такой глубиной возникает сомнение в правдивости легенды. Однако место безусловно красиво и необычно в любое время. Смотрите и вы.
Заинтересовавший нас водопадик
Вот они - Девичьи плесы
Тишина и спокойствие
На плесы со скал
Полюбовавшись на все это великолепие и снизу, и сверху, пришли к выводу, что в низкую воду их вид значительно отличается от вида в полноводное время. Скорее всего, всех этих белых (а может быть голубых?) скал практически не видать. Отсняли порядка 30 кадров этого замечательного места и с сожалением отправились дальше. А я с двойным сожалением, так как считал что там вполне можно помакать блесны, но времени на это просто не было.
Итак, отметившись на одном промежуточном пункте, оставалось добраться только до второго и последнего на этой дорожке. Этим пунктом должен был служить мост, после которого, по описаниям очевидцев, проезжей дороги нет совсем. Только конные и пешеходные тропы.
Дорога то отходила от реки, то приближалась вплотную, пересекала ручейки, вливающиеся в Кумир по мосткам или вброд. Попалась также интересная табличка возле единственного своротка, уходящего в гору. Она гласила - "Осиновка". Хотя в прошлом году нам называли деревню Березовка. Может переименовали?
Мостик через ручей
Вброд, рядом остатки моста
Так, понемногу добрались мы до того самого прижима, который с трудом дался нашим предшественникам.
Прижим
С обратной стороны
Честно сказать, проезд выглядел очень непрезентабельно. Крутая скала, почти вплотную к реке. Небольшую низинку в этом месте засыпали камнями, видимо, искуственно. Поворот налево, за угол, почти на 90 градусов. Сразу после поворота крутой подъем. Поначалу даже почти развернулись. Подумали, почитали написанное предыдущими путешественниками (ноут рулит, ибо в нем все это есть). И решили, что можно и скататься, ибо оставалось до моста немного и что потом корить себя за малодушие, за то что не добрался до поставленной цели. В общем, раз решились, значит поехали.
Прижимчик проходили в режиме "штурман снаружи". Аккуратно добрались до подложенных досок, обогнули скалу, поднялись наверх. Дорожка после прижима, честно говоря, не радует. Местами узко, местами просто большие валуны. Даже с приличным клиренсом Слоника и то можно сесть защитой на камень. Приходилось их предельно осторожно обруливать. Достаточно скоро дорогу перекрыл забор с закрытыми воротами. Видимо, чтобы скотина не расходилась дальше положенного. Пришлось ворота открыть, проехать и закрыть за собой. После ворот же начиналось просто каменное поле. В смысле поле (неширокое) с торчащими в произвольном порядке крупными камнями. Сначала сбегали на разведку пешком. Примерно метров через 200 на реке стал виден конечный пункт нашего путешествия - мост. Кое-какая колея по берегу все-таки шла, поэтому я решился доехать до моста, а не дойти пешком.
Переваливаясь по камням, подпрыгивая и перелезая через них, добрались до более-менее ровного места, а там и мост недалеко. Одно только "но". Мы подобрались к мосту как бы сверху, то есть видели его и фотографировали воочию, но наехать колесом на доски моста не смогли. Но это было уже непринципиально. Конец дороги был найден. Она просто рассыпалась у нас под колесами на две-три практически незаметных колеи (и явно не от легковой машины). Времени был уже восьмой час. До сумерков оставалось совсем немного времени, а потому пара фотографий на память об этом месте - и в обратную дорогу.
Мы добрались до него
Обратная дорога всегда проще, так как уже не является незнакомой. Есть время оглянуться по сторонам, остановиться и запечатлеть что-то на память. Зато описывать словами уже практически нечего.
22 февраля 2003 года на подъезде к селу Манжерок (Республика Алтай) произошла автомобильная авария, в которой погиб мэр города Барнаул Владимир Баварин и была травмирована его жена