Часть 1 здесь: http://galt.ucoz.ru/blog/2009-03-09-22 В начале 80-х годов 18 века инженер Козьма Фролов создает на Змеиногорском руднике сложную систему гидротехнических устройств, действием которых откачивалась вода из глубоких горизонтов рудника и был механизирован подъем руды из шахт. На речке Змеевке выше рудника в скальных берегах была построена плотина высотой 18 метров и образован обширный пруд. Штольня длиной 750 метров подводила воду к рудоподъемным машинам. Колесо машины Екатерининской шахты, имевшее диаметр 17 метров, приводила в движение насосы, откачивавшие воду с глубоких (до 213 м) горизонтов. От них вода шла под землей к 16-метровому колесу Вознесенской шахты и откуда самотеком уходила к устью Змеевки по Крестительской штольне, начинавшейся в руднике на глубине 40 метров. Штольня действует до сих пор В настоящее время сохранился каменный свод над Громадным Екатерининским колесом Работы в руднике неоднократно прекращались и начинались вновь, вплоть до советских послевоенных времен, когда были добраны остатки руды и переработаны отвалы. Гора Змеиная превратилась в анти-гору, в яму. Нижние этажи, расположенные ныне под дном карьера, большей частью залиты водой и завалены щебнем Однако не исключено, что остались там и крупные, недоступные нам пустоты. Более полное описание истории Змеиногорска приведено в Приложении 1. Тяжелейшая и опасная работа в подземных выработках отражалась в народном сознании демонизацией штолен и шахт. Спрятанные под горой богатства казались вотчиной подземного змея, в рудных местностях были распространены легенды о гигантском полозе, хозяине здешних гор. Христианством фигура Змея была однозначно связана с Дьяволом. Во «Властелине колец» Толкина рассказано о Мории — подгорном царстве гномов. Добывая серебряную руду, гномы-рудокопы докопались в итоги до корней гор и разбудили дремлющий там подземный ужас — огненного духа. В мифологии алтайцев он зовется Эрликом, у казахов Западной Сибири — подземным змеем Аждархой, который живет в пещерах и сторожит сокровища, порой одаривая ими людей. Змей Аврага Могой у монгольских народов заключен в подземной крепости богатырем, завалившим пещеру скалой. В конце времен и мира он должен освободиться. Гномы у Толкина бежали от разбуженного ими духа, бросив свои рудники. На Алтае то же самое рассказывали о чуди. Такие легенды всегда рожаются там, где есть заброшенные выработки, уже недоступные людям подземные пустоты. Черепановский рудник, названный змеиногорскими краеведами «подземным городом», разрабатывался на протяжении столетия и освободил под землей протяженнейшие объемы. В наше время они почти недоступны. Часть штолен завалена, часть подверглась затоплению, когда прекратилась откачка воды. Через ствол пятидесятиметровой отвесной шахты можно спуститься к уровню подземных вод и, двигаясь вдоль нее, попасть в дальние рудничные лабиринты Оставленные старые шахты, как и природные карстовые пропасти, порождают самые странные суеверия. Отвесное жерло, ведущее в бездну, воспринимается как Вавилонская башня наоборот, как вывернутое наизнанку строение. Вот фрагмент из исторического романа «Бом-бом» петербургского писателя Павла Крусанова: «На Дальнем Востоке, неся лишенную всякой романтики службу, он услышал от староверцев легенду о семи башнях сатаны, число которых соразмерно числу главных ангелов, сошедших с неба на землю, чтобы возлечь с дочерьми человеческими, а сынам человеческим открыть то, что было скрыто, и соблазнить их на грехи: одна из башен находилась в Туркестане, две — в России (здесь, в Сибири, и где-то на западе, за Уралом), а местонахождение остальных четырех было кержакам неизвестно. По словам староверцев, за башнями исправно надзирали бродячие колдуны, демонопоклонники, которых кержаки называли убырками — по наущению лукавого убырки в свой срок насылали через эти пасти преисподней на белый свет черные беды. Не раз видели люди за последние годы в Даурии, Кяхте и даже под Томском тех самых убырок, сходившихся к сибирской башне, чтобы излить из адского пекла в мир раздор, войну и крамолу». Однако же естественные пещеры, в отличие от шахт и рудников, воспринимались и как созданные Богом убежища, недаром в этих природой устроенных кельях часто находили приют святые отшельники. В старообрядческих текстах, служивших своеобразными путеводителями в поисках Беловодья, настойчиво встречается реминисценция из «Откровения Иоанна» — популярный у бегунов образ жены, спасавшейся от змия в пустыне в расселинах земных: «...изыдите из среды сих нечестивых человеки и не прикасайтеся им, змия, гонящегося за женою: невозможно ему постигнути скрывшейся жены в расселены земныя. ...За женою испусти змий воду и поможе жене землие разсестесь и земля пожре воду...». Один из входов в подземную страну был прокопан из штолен Лазурского рудника, куда мы и отправились из Змеиногорска. Путь пролегал по заросшим таежным дорогам к отвалам старого прииска Продолжение смотрите здесь: http://galt.ucoz.ru/blog/2009-03-09-24 Треки отдельных участков маршрута выложены здесь Трек SheRud.plt –линия пути из Змеиногорска до заброшенных рудников в Черепаново. http://galt.ucoz.ru/load/6-1-0-26 Трек Chineta.plt –линия пути от Чинеты до места нашего лагеря у северных склонов горы Небо, чуть не доезжая Устья Прямухи. http://galt.ucoz.ru/load/6-1-0-27 Трек Piht.plt линия пути от Лазурки до приисков на склоне горы Пихтовая (затопленная штольня) http://galt.ucoz.ru/load/6-1-0-28 |