Сообщество путешественников
АВТОМОБИЛЕМ ПО ГОРНОМУ АЛТАЮ
 
Дневники путешествий

Меню сайта
Оцени фото!
Просим оценить!
Чейбекколь (озеро)
Категория: Озёра
Разместил: vic2000
Текущий рейтинг: 3.8
Наш опрос
Объединение Алтайского края и Республики Алтай даст положительный эффект для развития туризма в ГА?
Всего ответов: 308
Статистика

На сайте всего: 40
Гостей: 40
Пользователей: 0
ЭТО ИНТЕРЕСНО
 
 
 
Облако тегов
Яндекс
Праздники
Праздники сегодня
Главная » 2009 » Март » 5 » Путешествие на край земли. Укок 2008. 24 – 31 августа 2008 года (Часть 4)
Путешествие на край земли. Укок 2008. 24 – 31 августа 2008 года (Часть 4)
19:51
Окончание. Начало в части 1, части 2 и части 3.
------------------------------------------------------------
 
 

29.08.08. Пятница. Под знаком брода

Стоянка на реке Джазатор - поселок Джазатор (Беляши) - мост через Аргут –

 степь Самаха - стоянка в устье реки Коксу.

 

Собственно за вчерашний день мы по очереди сходили ногами до предполагаемого места переправы через Джазатор и убедились воочию, что он совсем неглубок. Нам действительно повезло с погодой, дождей не было уже длительное время и Джазатор, как и многие другие реки Алтая, находился в наиболее мелком состоянии. Вчера я в забродниках почти перешел его в поисках наиболее рыбного места, помешало только сильное течение, норовящее сбить с ног. Машина же находится в другой весовой категории и потому на ней переправиться должно было быть легче.

 

Сегодняшний день опять был ходовым, к тому же мы вчера отдохнули и потому встали рано, позавтракали, прибрали лагерь, упаковали машины и отправились в путь в районе девяти утра. Сначала спустились немного вниз по течению с целью найти место, которое на некоторых картах обозначено как брод, но если он там и был, то был давно и весь берег там уже зарос кустарником. Поэтому вернулись обратно до разведанного вчера места. Договорились с Вадимом, что будем снимать по очереди прохождение каждой машины, наметили ориентиры и, помолясь, двинулись. Сначала прошел я как более высокий, прошел абсолютно без проблем. Затем так же без проблем прошел и Вадим. Вода, конечно, была выше порогов, но на капот не захлестывала и даже невысокой Тирке едва закрыла бампер в самом глубоком месте. Но данная переправа, а особенно ее значимость в намеченном маршруте (с последствиями в случае непрохождения брода), лишний раз убедительно показала, что на экспедиционной машине в обязательном порядке должен присутствовать шноркель и должна быть проведена гидроподготовка. Видимо, пришла пора задуматься и над этим вопросом.

 

На противоположном, правом берегу Джазатора нас ожидала дорога. И пусть это была пыльная, ниже среднего качества щебенка, но на ней присутствовали в качестве признаков цивилизации верстовые столбы и вела она из одного населенного пункта в другой. Мы направились влево, вниз по течению Джазатора в одноименный поселок, который на картах еще почему то называется сочным словом "Беляши". Действительно ли там готовят беляши, мы так и не узнали до настоящего момента.

 

День был прекрасный, солнечный и на горизонте, где-то за селением Джазатор в синем небе светились белоснежные пики Катунского хребта. Машин навстречу было немного, но те, что были, внушали уважение.
 

Перед самим поселком наш путь был прегражден шлагбаумом и нарядом пограничников из одного мужчины алтайской наружности и одной женщины из разряда "коня на скаку". Пограничники ничему не удивлялись, спокойно переписали нас в свои гроссбухи и отпустили с миром. Пытались узнать у них насчет заправки в Джазаторе - выяснили, что заправка есть, но там только 80-й бензин. Буквально через километр после погранпоста мы наблюдали и саму заправку - торчащая из земли труба с прикрученным шлангом и отдельно стоящий счетчик плюс куча желающих заправится вокруг. Все желающие - это УАЗики и пара мотоциклов. Сам поселок немаленький, в нем много свежих построек, есть магазины, погранотряд, администрация, начальная школа. В магазины мы в этот раз не попали, а мимо всего остального аккуратно проехали. Надо отметить особо, что за поселком, на возвышении стоит башня сотовой связи и есть МТС. Этим обстоятельством мы воспользовались, чтобы сообщить родным, что у нас все в порядке.

 

Выходящая из села дорога тут же распадается на множество причудливо переплетающихся дорожек и колей, среди которых трудно определить главную. Но на самом деле это не так важно, потому что все они в результате сходятся в одну. Эта одна немного петляет между деревьями, а затем круто поворачивает в сторону реки (теперь это уже Аргут после того, как в Джазатор влилась Ак-Алаха), где по неширокому деревянному мосту перебегает на ее левый берег. Примерно в месте этого поворота от дороги наблюдалось ответвление, двигаясь по которому, можно оставаться на правом берегу Аргута и добраться до устья Карагема. Но пока мы двинули через мостик в степь с протяжным названием Самаха.

 

Переехав мостик, справа открылись столь перспективные (как мне казалось) для рыбалки виды, что я не утерпел и тормознул всех, чтобы в очередной раз помочить снасти. Вадим в этот раз распаковывать свой спин не стал, и я кидал в гордом одиночестве. Кидал, правда, безрезультатно, как впрочем и во все остальные дни этой поездки в целом.
 

За время моих тщетных попыток мимо нас проехало несколько УАЗиков с алтайскими семьями, которые направлялись в степь. Уже потом мы сообразили и увидели воочию, что в степи находится множество летников/зимников и большая часть из них используется и поныне.

 
 
 

Времени было всего лишь около часа дня и потому мы пустились дальше, надеясь за сегодняшний день проехать если не всю степь вдоль и поперек, то хотя бы бОльшую ее часть. Буквально через пару километров от места рыбалки машины наши взяли небольшой подъемчик и мы действительно выехали на большое открытое пространство. Это и была Самаха.

 

Мы не планировали далеко удаляться от Аргута и потому в основном шли вдоль него, не упуская из виду полку дороги, вьющуюся по склонам гор правого берега реки. Этот вид, конечно, уже не мог нас напугать, но после дневки и передвижения хоть и по плохим, но дорогам, энтузиазм покорения бездорожья как-то подутих.

 

Через какое-то время мы сделали попытку спуститься к реке, но крутизна спуска нам не понравилась и мы вернулись обратно на плоскость, решив двигаться к месту впадения в Аргут реки Коксу, полагая, что там есть и место для стоянки и, возможно, даже брод через Аргут. Собственно туда мы и добрались примерно минут через тридцать. Поначалу спуск вниз, к реке нам не очень понравился. Подумав, мы нагрузились всякими нужными и не очень вещами и отправились вниз по относительно неплохой, но крутой дороге. Где шагом, где перебежками добрались до самого низа и даже перебродили пешком небольшую протоку - видимо, один из рукавчиков реки КоксУ (которую не надо путать с рекой КОкса, что находится совсем в другом месте). Нам открылось широкое каменное основное русло реки, по которому она разливается весной. Сейчас же водой был наполнен лишь основной канал, да несколько гораздо более мелких рукавчиков. Немного подумав, решили, что машинам наверху делать нечего, а тут мы скорее всего найдем место для стоянки. Торопиться нам некуда, да и уголок этот вполне подходит для таких эстетов окружающей действительности, как мы. Пешком давно не ходили, да еще вверх. Потому подъем оказался для нас непростым. Но мы все-же добрались до машин и по очереди спустились вниз, пройдя ходом первый рукав и остановив машины перед основным руслом. Немного побродили, пофотографировали. Конечно, можно было найти местечко и тут, но уж больно много следов от предыдущих стоянок оставалось на камнях. Удивительно и неприятно. Удивительно - ведь сюда приедет далеко не каждый, это не Бугринская роща и даже не Караканский бор. Неприятно - ибо количество мусора немногим отличалось от количества в вышеуказанных местах. Неужели тут мусорят местные? Конечно, разлившаяся река весной утащит вниз по течению большинство мусора, но боюсь что не все …

 
 
 
 
 
 

В общем думали-то мы немного … собрались на "посмотреть", прикинули траекторию движения (не все было прозрачно сразу) и - рванули на тот берег. Нам сегодня уже все по плечу ;) Как обычно, отсняли друг друга на переправе. Коксу оказалась немного своенравнее Джазатора - и глубина чуток побольше и существенно шире, и норов покруче. Во всяком случае, меня на самой середине струи даже немного "подвинуло". Но прошли, конечно, обе машины и прошли без потерь.

 
Видео: Прохождение брода - 5,7 Мб
 

После брода поднялись на взгорок и проехали еще пару километров вдоль Аргута. Сначала наткнулись на какое-то зимовье, по виду не брошенное. Объехав его, углубились в заросли, немного поскакали по кочкам и, увидав впереди поднимающийся столбик серого дыма, решили повернуть обратно. Встречаться пусть и с мирными заготовщиками сена нам не хотелось. Вернувшись прямо к стрелке Аргута и Коксу, обнаружили уютное местечко в стороне от наезженной колеи. Судя по остаткам жизнедеятельности, стоянка тут тоже использовалась людьми неоднократно. Но в отличии от правого берега Коксу, тут мусору было поменьше.

 

Поставили машины, прибрались вокруг. Разобрали машины, придумали, что приготовить на ужин. Опять же потренировались в забрасывании разнообразных рыболовных снастей и опять же безрезультатно. В целом, устроили себе полуднёвку и полностью воспользовались этим для расслабления организмов и умов.

 
 
 
 
 
 

30.08.08. Суббота. Дорога обратно или рыбалка для новичков

Стоянка в устье реки Коксу - поселок Джазатор - озеро Караколь-Нур –

 стоянка на реке Джазатор.

 

Еще вчера решили, что за сегодняшний день наша забота - добраться до верховьев реки Джазатор, не стараясь особенно добраться до развилки Кош-Агач - Аргамджи - Джазатор. Параллельно движению (так как предполагаемое расстояние должно было составить всего около сотни километров) для удовлетворения моего рыболовного зуда предполагалось ловить рыбу во всех водоемах, которые попадаются на пути. В качестве примерной точки, где можно будет заночевать, назначили озеро Караколь-Нур, что находится слегка в стороне от дороги на Кош-Агач. К тому же на карте имелась прерывистая линия, ведущая до озера, и это придавало уверенности.

 

Двинулись мы в путь около девяти утра, что для отдыхающих как бы и нормально. Лагерь свернули быстро, после себя убрались. Буквально только выбравшись на дорогу, опять пересекли вброд Коксу, повторно запечатлев себя на фоне водной стихии. Степь пересекли также без задержек и, буквально за каких-то тридцать-сорок минут, добрались до моста через Аргут.

 

Далее дорога довела нас до поселка и первое, что мы сделали - отметились в погранотряде об отбытии. Отметка - это когда у тебя забирают все паспорта и отправляются куда-то вглубь пограничного строения, а перед тобой закрывают ворота. Отдают паспорта только минут через 15 и при этом на твоем пропуске ничего не добавляется. В общем - странная процедура. Пока ждали, набрали в пятилитровки воды из местного колодца. Вторым делом мы отправились в местный магазин прикупить минералки, кое-каких продуктов и несколько банок пива. Судя по пыли на минералке, можно было подумать, что она лежит в магазине не первый год, так как не пользуется спросом. А может быть просто общая запыленность атмосферы дает о себе знать.

 

Наконец, набрав воды и закупившись продуктами, мы прошли пограничный пост на выезде из Джазатора (нас опять куда-то записали) и отъехав метров на двести, я не выдержал и отправился в первую рыболовную разведку. Местечко было явно перспективное, но поймать я ничего не смог. То ли местная рыба привыкла к другой приманке, то ли я просто не умел ее ловить. Надо признать, что в рыбной ловле в горных быстрых реках я и правда являюсь новичком. Пожалуй, единственным позитивным опытом подобной ловли можно считать поимку одной рыбы в Чулышмане во время поездки в прошлом году.

 

Утомлять вас перечислением всех мест остановки и описанием всех попыток поймать хоть что-то, я безусловно не буду. Скажу лишь, что уже примерно к часу мне и самому надоели бесплодные попытки. Усугублялось это буквально издевательским обстоятельством, что во время перемещений между местами ловли мы заметили остановившийся на обочине рядом с рекой грузовик и шофера, ловившего рыбу буквально с подножки машины.

 

Ограничусь лишь некоторыми фотографиями и комментариями к ним, комментирующими нашу дорогу в верховья реки Джазатор, по направлению к цивилизации.

 
 
 

Как бы там ни было, но около часу дня все эти тщетные попытки надоели даже мне и я отказался от дальнейших остановок. К тому же попутчики мои явно устали от праздного ожидания, да и чем дальше, тем мельче становилась речка. Поехали практически без остановок. Попытались найти брод через Джазатор в сторону перевала Аккол. Брод нашли, но где-то не совсем там, где ожидали - чуть выше места впадения речки Мунгайты. А там где ожидали - в устье Жумалы - явно выраженного брода на нашлось. Зато по дороге встречалось множество вертикально стоящих камней и остатков древних курганов. Такое ощущение, что хоронили тут в древности на каждом шагу. А еще через некоторое время и расстояние Джазатор распался на множество мелких в эту пору рукавов и фактически перестал существовать. Мы притормозили, чтобы сфотографировать сие природное явление и решили, что раз уж тут до озера Караколь-Нур по карте совсем рукой подать, то попробуем-ка мы добраться до него и устроить себе ночевку на его берегах. 

 
 
 

До озера, точнее до указанного на карте своротка до него, действительно было совсем недалеко. Точно в назначенном месте оказался поворот направо и старая, но угадывающаяся колея сначала перескочила русло совсем уж маловодного тут Джазатора, а затем прихотливо начала взбираться на находящуюся рядом с дорогой гору. Мы поначалу бодро отправились по колее, но преодолев примерно с половину подъема оказались перед серьезным препятствием - сильный боковой уклон вкупе с качественным подъемом в гору. Уж не знаю, как тут шныряют местные УАЗики (а они тут наверняка изредка шныряют), но мы не отважились на дальнейшее восхождение. Отправив вперед пешую разведку, выяснили, что дорога, видимо из-за заболоченности находящейся рядом ложбины, лезет круто вверх, а затем уходит за ближайший слева холм, за которым уже и находится озеро. Добраться до него в этот раз нам оказалось не судьба и мы, с трудом развернув машины на узкой тропинке, спустились вниз. 

 

Вперед ехать не было смысла, потому что растительности впереди было еще меньше и место для стоянки подобрать было бы еще труднее. Вернулись немного назад. И, хотя и не с первого раза, нашли углубление, невидимое с дороги и чуть-чуть прикрытое от ветра. Площадка оказалась узкой, и даже поставить машины рядом не получилось. Пришлось каждую поставить на свой уступчик, а костер и место для ужина устраивать возле заднего борта нашего Слоника. Приготовили ужин, приняли по бутылочке "Ворсина" и отправились на боковую.

 

31.08.08. Воскресенье.

Возвращение в цивилизацию или до границы и обратно

Стоянка на реке Джазатор - застава Тархатинская - Кош-Агач - Ташанта - Кош-Агач –

Курай - Акташ - безымянная турбаза рядом с т/б "Узун-Кель".

 

День сегодняшний для нас должен был стать днем возвращения в цивилизацию и плавным переходом от путешествия экстремального к путешествию отдыхающему. В целом так и получилось. Пробуждение часиков в восемь, завтрак, утренние гигиенические процедуры, сборы и в путь. Ну и конечно несколько фотографий лагеря на память.

 

Тридцать минут заняла дорога до развилки "Джазатор - Аргамджи", только мы теперь подъехали к ней с другой, еще неезженной нами стороны. По дороге запечатлели место нашей вчерашней попытки к озеру Караколь-Нур. Снизу смотрится ничего, не страшно. Погода как будто почуствовала, что нам уже не нужна особо ее подддержка и начала хмуриться и накрапывать дождиком. Еще час пятнадцать (с остановками и фотографированиями) и мы добрались до погранзаставы "Тархатинская". На этот раз нас встречали аж два вооруженных пограничника в жилетах с автоматами. Но процедура выпуска была не сложнее процедуры впуска и вот мы уже выбрались с территории Зоны покоя Укок.

 

До свидания, Укок! Надеюсь, мы еще вернемся!

 
 
 
 
 

Дорога от заставы до Кош-Агача ничем не примечательна, конечно, если ехать по ней не в первый раз. Примерно к 12 были в Кош-Агаче. Затарились в магазине водой и кое-какими продуктами и отправились в Ташанту, ставить "галочку". Дорога туда отличная, асфальтовая, ровненькая. Только тут, на хорошем асфальте я понял, что мне в общем-то не хватает этих каменистых дорог, этого постоянного верчения баранки, этого постоянного ожидания чуда, которое должно открыться за очередной вершиной ...

 

Ну что - не страшно, надо посмотреть что там в Ташанте. Описывать особо нечего, поэтому - фотографии.

 
 
 
 
 
 
 

Сгоняв в Ташанту, мы уже практически без остановок отправились в Акташ, только заправились горючим в Кош-Агаче на обратной дороге. Сразу после Кош-Агача были остановлены сотрудниками ГИБДД, видимо так, для интереса. Придрались, правда, что у Вадима нет брызговиков сзади. Пришлось им рассказать, какие страшные камни на Укоке - отпустили. Уже в районе Курая нагнала нас гроза и приличный дождь сопровождал нас всю дорогу до Акташа. В Акташе заехали в кафе, около которого стояли, пытаясь понять что со Слоненком, всего-то шесть дней назад. В кафешке только заказали кой-какую еду - тряхнуло, да прилично. Оказалось, что в последнее время у них тут частенько бывают такие вот мини-землетрясения, балла по три, по четыре. Толчки не возобновлялись и мы закончили трапезу.

 

Заскочив в магазинчик за пивом, чтобы отметить успешное окончание основной части отпуска, отправились на знакомую уже турбазу Узун-Кель. По дороге предвкушали баню и спокойный ужин. Однако на базе хозяев не оказалось. Не дождавшись их, решили попробовать счастья на другой базе, что находится по другую сторону дороги. База оказалась свежеобразованной, с хозяином в виде отставного военного. Вся база в соответствующем духе и наполовину из разнообразного военного имущества. Хозяин пообещал натопить баню и рыбалку на озере, в котором по его словам разводится форель. Мы, конечно, клюнули и на то, и на другое. Но в результате мы не получили ни бани (просто не нагревалась, а хозяин особенного рвения не проявлял), ни рыбы. Форель он при нас, правда, поймал в сети, но всего пару экземпляров. А на спин я не поймал ничего, хотя честно оббежал почти полозера по топким берегам. Кстати, половина базы находится на топком месте, а баня на самом берегу озера и даже вроде бы в засушливое время под ногами при хождении постоянно выступала вода. В общем, все по поговоркам - "от добра добра не ищут" и "старый друг лучше новых двух". С этим ощущением мы и заснули.

 

Как и обещал, оставшиеся три дня нашего отпуска описывать не буду. Вкратце скажу только, что мы скатались в долину Чулышмана, правда, в этот раз мы не поехали до Телецкого (Вадим поехал), а ограничились устьем Чульчи. Ехали фактически еще раз посмотреть на Кату-Ярык и половить рыбу в Чулышмане. На Кату-Ярык посмотрели, рыбы не поймали. Зато познакомились с хорошим человеком - Алексеем Макаровым, руководителем проекта Дороги Урала. С ним нас еще обязательно сведет судьба. Забравшись на Кату-Ярык, спустились к безымянному озеру (рядом с озером Уч-Кёль), тоже пытались ловить рыбу. А еще на обратном пути мы прошли перевал Чике-Таман по старой дороге, давно хотелось. Оказалась вполне проезжабельно. А вам я представляю кое-какие фотографии с подписями, снятые в течение этих трех дней. Смотрите!

 
 
 
 
 
 
 
 

Вот так мы всего лишь одной ногой ступили на священную землю древнего плоскогорья Укок. Эта затерянный уголок понравился мне больше, чем все что я видел на Алтае. А столько там осталось не понятого и не познанного ...

 

P.S. Общая протяженность маршрута "от дома до дома" по моим подсчетам составила 2689 км. По подсчетам, потому что сбрасывал компьютер на машине и одометр слетал.

 

P.P.S. Кроме второго бака стало отчетливо видна необходимость изготовления спальника и установки шноркеля.

 

P.P.P.S. В отчете использованы фотографии, сделанные всеми участниками путешествия.

 

P.P.P.P.S. К концу путешествия машина полностью очухалась и стала вести себя как раньше. Видимо все-таки дело было в принятой "дозе" "паленого" бензина.

 

А на Укок уже хочется вернуться ...
 
Желающие могут получить треки, отправив запрос по электронной почте на адрес db1972@mail.ru. Зарегистрированные пользователи сайта могут запросить треки через личное сообщение пользователю WildDim.
 
Конец дневника.
 
Автор: WildDim.
Сайт автора: http://www.wilddim.ru  
 
Категория: Автопутешествия | Просмотров: 6481 | Добавил: galt | Рейтинг: 5.0/12 |
Всего комментариев: 6
avatar
1
"Проехал" вместе с вами. Места знакомые, кроме Укока, поэтому читал и смотрел с огромным интересом и удовольствием, там где еще не был. Отличный отчет! Описания лаконичны, но содержательны и представляешь всю прелесть дороги и всего путешествия. Очень информативна фотогалерея. Спасибо!
Новых маршрутов вам и новых отчетов для нас!
avatar
2
Отличное описание! Превосходный язык. Путешествие - это не перечень километровых столбов, а некоторое событие отстранения. Изумительные фотографии. Получил большое удовольствие от чтения. Успехов во всем!
avatar
3
Отличный рассказ. Даст бог этим летом опять на алтай. А вам удачи и новых путешествий smile
avatar
4
30.07.2009 Слов нет, одни эмоции! Я вам завидую! Фотки классные, описание путешествия тоже. Еще пишите tongue
avatar
5
Спасибо огромное за отчёт ! Очень уж впечатляет, в этом году постараюсь сьездить в эти места!

Удачи Вам, и ещё раз спасибо! bye
avatar
6
Отличный отчёт! Жаль что с рыбалкой не получилось!
avatar
А вы знаете, что..
В настоящее время извлеченные из Пазырыкских курганов ценности хранятся в Эрмитаже в отделе первобытной культуры. Они представлены в семи залах, посвященных искусству и культуре Сибири. Отдельные находки можно также увидеть в краеведческих музеях Бийска и Горно-Алтайска


Поиск


Форма входа


Рассылки сайта
 


Календарь
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031


Сколько дней сайту


Алтай-Фото


Всего материалов:
Комментариев: 1893
Форум (темы/посты): 1663/20198
Фотографий: 6649
Дневников путешествий: 119
Новостей: 3237
Файлов: 242
Статей: 983
Directory: 7
Ad-board: 110
Игр: 213
FAQ: 14
Записей в Гостевой книге: 10980
Tестов: 1


Реклама на сайте



Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru


Copyright Свитайло Е.Н. © 2009-2024. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна!
111222333