Водопад на речке Чекиш, или Че Чкыш – в разных местах написано по-разному (один наш знакомый, рассказывая про этот водопад, забыл как он называется и в запамятстве назвал его Чих-Пых – теперь между собой мы его так и называем). Кроме водопада, там еще ущелье Каменный мешок и обзорная смотровая площадка. Ну что, надо идти. Ставим машину, достаем дождевики, такое ощущение, что дождь стал немного меньше, и в путь. Поднимаемся в ущелье, между двух, очень крутых склонов. И тут случилось чудо – видимо погода решила вознаградить нас за нашу решимость не сдаваться, и дождь прекратился! Стало проглядывать солнце – ну жизнь-то налаживается! Ободренные мы возобновили подъем, вверх, правее, левее, дороги в долине уже не видно. Вперед! В конце концов, дошли до водопада. Честно говоря, я ожидал чего-то большего. Единственный водопад в Новосибирской области и то больше впечатления производит. Ну ладно, так, значит так. Идем дальше, в ущелье. Минут через пятнадцать входим в этот «Каменный мешок» - действительно, узкий вход, со всех сторон скалы и горы, посередине – огромная зеленая поляна. Красиво! Фотосессия, и назад, на площадку обзорную. По пути на нее пришлось сбивать росу с кустов, выше, чем по пояс. В итоге, на площадку мы выбрались до пояса мокрые, вплоть до того, что я потом выжимал носки. Но это абсолютная фигня по сравнению с тем, что мы увидели. Высота над долиной – метров пятьсот. Все, как на ладони. Обрыв – прямо из под ног вниз – супер! Решили, что только из-за этого вида стоило поехать. И это не смотря на все остальное! Немного отдохнули, и двинули вниз. После увиденного, наша решимость возросла, и мы, ободренные хорошей погодой, приняли решение однозначно доехать до Куюса, а там, возможно и до второго водопада. На все осмотры здесь мы потратили час сорок минут. 14:00, и мы двигаем дальше.
Доехали до Еланды. Туристов практически нет, в основном проездом. На улице – алтайцы. Остановились, спросили, где у них здесь аптека – ответ порадовал. Да вон там она, но сейчас закрыта – в отпуске. Зашли в обычный магазин – ценники относительно Чемала умножены на 1,5. В общем, ничего интересного. В Еланде закончился асфальт и началась грунтовка. В принципе, неплохая, но местами - чисто мелкая стиральная доска, иногда приходилось тормозить, из-за боязни, что машина развалится.
За Еландой остановились на красивых порогах пофотографироваться, и после остановки увидели интересную пещеру в скале – не просто пещеру, а вход у нее как бы специально сделан. Очень похоже на фильм «Властелин колец», когда они в подземелье гномов спускались – «Скажи по-эльфийски слово друг, дверь откроется»…. Как позже оказалось, на этом месте пытались построить Катунскую ГЭС, и эту пещеру (шурф) прорыли гидростроители. Залезть в нее порешили на обратном пути. Едем дальше. Долина Катуни становится периодически широкой, периодически сужается, но не смотря на некую «похожесть» пейзажей, долина везде по-своему красива и своеобразна.
Видим, что на дороге впереди несколько машин припаркованы у обочины. Что это они? Э, да вон пещера наверху! Точно, и нам туда тоже надо! Ну что, полезли. Вход в пещеру достаточно узкий, но оттуда веет холодом. Брррр. Не очень я люблю подземную жизнь. Да и фонарика с собой нет, поэтому не полезем внутрь. Пофотографировали себя и окрестности, и спускаемся, надо ехать дальше, времени уже 15:00. Кстати, опять надо отметить нахоженность места – одна из пещер превращена в сортир – цивилизация, блин.
Буквально через полкилометра, между дорогой и высокими отвесными скалами увидели палатку и большую вывеску – путешествие в древность. Останавливаться не стали, но предположили, что предприимчивые местные берут с желающих руб по 50, показывают наскальные рисунки и рассказывают легенды. Ну а мы едем вперед. Через двадцать минут мы увидели интересный мост через Катунь, и решили остановиться, посмотреть на него. И совершенно не зря! Потому как оказалось, что именно здесь как раз и находятся знаменитые Тельдекпенские пороги – мы были сражены ими наповал. Если учесть еще мрачную погоду и моросящий дождь, то вид, открывшийся нам поистине можно считать инопланетным. Описать невозможно, так не бывает…. Посмотрите фоты. Марс – однозначно.
Дальше дорога становится постепенно хуже, но проезжаема нормально. Степь становится все шире, окружающие горы – немного другими, и более высокими, а возле дороги тут и там скачут суслики, причем постоянно перебегают дорогу. У одного суслика норка оказалась как раз посреди дороги, он в нее быстренько запрыгнул, а мы перед нм остановились. Он морду высунул – и смотрит на нас – типа кто это туто?? Посмотрели друг на друга, поулыбались, да поехали дальше. Долина очень красивая, сочетание хмурого неба и яркой зелени впечатляет. Наверное, даже и хорошо, что погода – не ярко солнечная, есть очевидная красота в хмурых горах. Местами, где к Катуни есть съезды, и есть хоть какая-то древесная растительность, встречаются группы туристов, по 3-4 машино-палатки. Начинают появляться так называемые бомы – на Дальнем Востоке их называют прижимами, это когда справа отвесный обрыв до реки, а слева отвесная скала. По дороге до Куюса несколько мест, где двум машинам не разъехаться, а в одном месте ширина дороги между скалой и обрывом вообще не более двух метров. Это место по дороге в Куюс обозначено знаком «прочие опасности», а на обратном пути перед ним вообще висит знак «движение запрещено». Вот молодцы – типа приехали к нам в Куюс, тут и оставайтесь!
16:00. А Куюса-то нет! По ГПС навигатору мы уже в него въехали и едем посреди деревни, ан нету?! Все оказалось просто – деревушка находится как бы «на плато» небольшом, и ее просто не видно, но дорога резко берет влево и мы въезжая в горку, оказываемся как раз в середине деревни. Кстати, на алтайском я зыке деревня называется «Куу», причем У с двумя точками сверху, как Ё. Спросили у местных, как доехать до водопада. Перед нами проскочил Патрол с новосибирскими номерами, поехал в сторону, куда нам указали путь, ну, наверное, тоже на водопад поехал, решили мы и двинули за ним.
Кстати, действительно, многие уже замечали, что чем дальше от мест «благоустроенного» туризма, тем машин с новосибирскими номерами все больше и больше. За Еландой 80% всех машин, которые нам повстречались – с регионом 54.
Дорога становится еще хуже, по карте это вообще тропа, местами торчат здоровые камни, и если честно, на обычной легковушке я бы сюда не сунулся, наверное. В паре мест цепанулся задним мостом за камни. Но, как мы увидим в будущем, нет предела человеческой жажде приключений.
Сначала после Куюса небольшая степь, которая довольно быстро сужается, и дорога превращается в один длинный прижим, на котором не разъехаться двум машинам и не развернуться. Ехать становится жутковато – дорогу я не знаю, и не знаю, что там впереди. Это как всегда, туда ехать боязно, потому что не знаешь дорогу, а обратно уже едешь, как у себя дома. Видим, что внизу, у Катуни стоит группка туристов. Спрашиваю у них – верно едем к водопаду? Да, верно! А долго? Километров пять! А развернуться там есть где? Ну как тебе сказать… Эта информация меня не порадовала совсем. На самом деле меня успокоили, что скоро бом закончится и будет степь, в конце которой и развернуться можно и машину оставить, и дойти до водопада метров 500. Ну, тогда вперед. Действительно, скоро бом закончился, и началась очередная степь.
Высящиеся по бокам и впереди вверх по течению Катуни горы и сочетание их разных цветовых оттенков, выглянувшее солнце сквозь тучи, яркие, чистые цвета всего вокруг плавно и непреклонно, привели меня, и не только меня, к ощущению нереальности происходящего. Как будто мы попали в какую-то нереально красивую сказку. Нет, друзья мои, курил я только сигареты, и пил только вчера и только пиво. Но иначе невозможно описать ощущения – какая-то нереальность, полная оторванность от настоящего. Вроде как ну не может так быть на самом деле! Это какая-то пере-фотошопенная нереальная картинка-фото-обоя. Ан нет, вот тебе, пожалуйста, все на самом деле! Укусите меня кто-нибудь, я не верю! Я не верю, что это по-настоящему!... Мне чертовски жаль людей, которые сейчас в городе, в пыльных пробках, в душных офисах. Я не понимаю тех, кто летает за тридевять земель ради того, чтобы поплескаться в бассейне и полежать на пляже под зонтиком…. Когда можно по-настоящему увидеть все эти нереальные красоты, которые, оказывается, совсем рядом… (Браво, Илья (прим. администратора)).
16:40. Доехали до заброшенного зимовья. Навстречу на лошадях едут два алтайца – отец и сын, чего-то везут в баулах. Здороваемся, спрашиваю у них – далеко мост? Нет, метров 500. А развернуться там есть где? За мостом есть, а перед ним – нигде нет. Спасибо, удачи! Они поехали дальше. Мы решили машину оставить здесь, и пройти пешком. Сейчас я уже думаю, что зря – пока ходили, сильно дергался – все ли в порядке с машиной, места диковатые, да и проехать, и развернуться совершенно спокойно можно было, но это уже сейчас, когда я точно знаю, что там за дорога. А мы идем пешком. Действительно двум машинам тесно, но все в прямой видимости, и наконец-то выходим к цели нашего «Куюсского рывка».
Водопад на речке Бельтертуюк. Это я сейчас уже знаю, как она называется, а тогда водопад был безымянным. Он длинный, узкий, и вода подает не отвесно вниз, а порогами. Красиво. Мостик деревянный, и как раз под ним и протекает вода с водопада. В скале как бы проем шириной метра два, и в него красиво видно сам водопадик. Перейдя через мост, можно подняться на верх водопада, в принципе, там даже следы протектора Ольга нашла, и меня сразу стали посещать «нехорошие» мысли – а вот если бы туда наверх, да на машине бы?... Ольга все поняла и отрезвляюще посмотрела на меня. Этого было достаточно. Опять же, сейчас уже жаль, что не забрались туда на самую верхотуру пешком хотя бы. Наверняка там есть что посмотреть… Но я пошел проверять, что там дальше с дорогой. А ничего. Сразу за мостом небольшой круг, так называемый «разворотный», и дальше идет только тропа, причем метрах в двухстах, как мне показалось, ее перекрывает каменная осыпь, так что на машинах туда точно не проехать. По карте есть тропа, она идет дальше вверх по Катуни. На водопаде оказалось довольно много (человек 15) туристов, несколько приехали сами, а некоторых привез уазик, оказывается, возят с «цивилизованных баз» сюда туристов. А по пути сюда мы думали, что здесь никого не будет! А проезжали даже короллы разные, мне бы жалко машину было. Ну, мы бросили по камню в пирамиду наверху водопада (похоже традиция такая на Алтае), и пошли назад, к машине.
17:15. Садимся в машину. Надо сказать, что к этому моменту, от всего, увиденного за сегодня, мы уже испытываем легкую головокружительную эйфорию. Неспроста говорится - как мало человеку нужно для счастья! Девчонки распаковали тетрапак винца, и обратная дорога началась. Как обычно, обратная дорога всегда быстрее, и с легкостью проскочив все бомы, мы смело пылим по грунтовке. Следом за нами от водопада отъехал «хорек» с омскими номерами, обогнал нас и едет чуть впереди. Ольга пошутила, что теперь он разгоняет всех сусликов по дороге, и мы их не увидим. Я предположил, что может быть у местных сусликов есть еще один прикол, призванный показать их крутость перед другими сусликами – проскочить не перед машиной – так каждый дурак сможет, а проскочить между машинами. Посмеялись. И что бы вы подумали? Ну, точно! Пара сусликов умудрилась проскочить между нами! Вот мы ржали, весело и беззаботно. Доехав до моста на тельдекпенских порогах, мы решаем проехать по мосту туда-обратно, ради прикола. Переехав назад, видим омский «хорек», стоящий перед мостом. Остановились рядом, открыли форточки – они нам – вы ради прикола по мосту проехали? Ну да! Ну, мы тогда тоже ради прикола прокатимся! Хорошие парни, веселые.
Кстати, это я узнал уже потом, что, переехав по этому мосту, уйдя влево вдоль Катуни и потом свернув направо, в горы, можно доехать до поселка Ороктой – там много наскальных рисунков и добывают мрамор, разных видов, очень качественный. Именно этим мрамором мостили многие станции московского метро. Ну а мы едем дальше, в Чемал, нас там уже ждут. Окна открыты, теплый ветер гуляет по салону, вечереет, девчонки потягивают вино, счастливые улыбки на лицах, жизнь удалась!
18:45. Доехали до шурфа перед Еландой, или Ерундой, как после посещения тамошнего магазина поселок обозвала Ольга. Ну что, полезем вверх. Забрались, пошли внутрь. Холодно. Мрачно как-то. Прошли метров 30. Ну его нафиг, я не хочу туда… А говорят, что очень длинный этот шурф. Ладно, посмотрели. Возвращаемся в машину и после Еланды выскакиваем на асфальт. Остановились еще только раз - сфотографировать смотровую площадку снизу, площадку, на которую мы сегодня забирались в начале дня. Как это было давно! А дальше – уже скоро Чемал, людей и машин становится больше, и в 19:30 мы перед воротами в наше жилище. За воротами слышен смех – уже идет празднование дня рождения Лены! Ну что, загоняем машину во двор, и, полные впечатлений (впечатлений оказалось так много, что даже закончилась карта памяти в фотоаппарате, пришлось сливать фоты на КПК), уставшие, счастливые и довольные, присоединяемся к празднику!
Время поездки – восемь часов, путь – 163 километра. Отдельно хочу поставить мега-зачОт Оксане за ее решение поехать и «абсолютно правильное» поведение на протяжении не только этой поездки, но и вообще всех наших перемещений на машине. Оксана, молодец! Правильный попутчик!
Воскресенье.
Чемал
Отпраздновали день рождения Лены хорошо, погода смилостивилась над нами, и дождя не было, сидели допоздна, так что проснулись часов в 10 только. Решили перед отъездом прогуляться на козью тропу и на остров Патмос, что посреди Катуни, и на нем православный храм. Довольно быстро дошли до тропы, смотрим на Катунь, высоко! Но, если честно, после вчерашних впечатлений, как это говорится, уже «не вставляет». По тропе дошли до ГЭС, ну, там уже полная «цивилизация», сплошные ларьки с «пожрать» и «попить», делать там нечего. Туристы вытоптали напрочь чудесную зеленую поляну, на которой мы фотографировались 4 года назад, дерево с красивыми корнями оказалось все забросано «туристским» мусором. Нда… Но, слияние Чемала и Катуни как было красивым, так и осталось, слава богу. Пошли назад, до острова. Пришли, а чтобы на него попасть, нужно пройти по подвесному мостику. Желающих так много, что стоять в очереди пришлось бы минут 30. Ну, не судьба, значит, пофотографировали и пошли уже домой, готовиться к отъезду.
Чемал – Новосибирск
Собственно, выехали мы только в 13:20, и поскольку хотели приехать домой не поздно ночью, то решили на обратном пути не заезжать на Бирюзовую Катунь, не идти на Камышлинский водопад. Но, остановок тем не менее, было довольно много.
Остановились у Аржан-Суу, купить фигни какой-нибудь сувенирной. Я присмотрел бандану и атлас горного Алтая, Ольга нашла себе чудо-бубен, а Оксана купила диск группы Алтай-кай, и пол-дороги назад мы слушали алтайские песни, есть в этом что-то!
Свернули на озеро Манжерок. Доехали до него, посмотрели. Делать там точно нечего. Ну просто вот вообще нечего.
Вскорости нам пришла в голову мысль, что надо бы купить медовухи – попробовать. Стали высматривать по дороге, долго не могли найти, нашли только в Усть-Семе. 1,5 литра 250 рублей. За попробовать недешево, но ладно. Надо заметить, что напиток весьма на любителя.
Там же, в Усть-Семе, встретили две новосибирские машины, возвращающиеся из экспедиции Монголия-2007. Потом Ольга захотела купить медовые соты, и мы несколько раз останавливались и медовщиков, чтобы их купить. Но – не было, и лишь на четвертую остановку нам повезло.
Опять же, после Бийска к нам пришла в голову мысль – а почему бы не прикупить грибов-лисичков? Благо периодически вдоль дороги стояли машины, с которых их и продавали. Сказано – сделано, и перед Бийском мы осчастливили себя двумя ведерками лисичек.
В остальном, дорога была обычная, движение до Барнаула очень плотное – все возвращаются с отдыха, Барнаул проехали в 19:20. После Барнаула движение стало посвободнее, и мы довольно быстро доехали до Новосибирской области. Дорога тут стала хуже, и скорость пришлось снизить. В Бердск въехали, уже стало темнеть, но мы уже почти дома! И, в 21:40 мы остановили машину в месте нашего старта. Немедленно заказали такси для Оксаны – ей еще в город ехать, и через десять минут распрощались.
Хорошая поездка
Общий пробег – 1250 км. Расход составил 10,5 литров / сотня.
Это мой первый выезд на Алтай в качестве водителя. Ожидал худшего. Главное – разбить весь путь на участки, длиной по 70-120 км, и ехать как бы от точки к точке, так гораздо проще проделать весь путь. Древний «принцип веника».
Смотрю на атлас Алтая….. а чего смотреть, ехать надо!
|