Едем двумя машинами по 5 человек в каждой (MitsubishiPajeroSportсо мной за рулем и HondaHR-Vcred-ship (в миру Игорь Загайнов). Ехать по трассе от Шипуново до Барнаула, а потом по М-52 до базы не хотелось. Трасса изъезжена нами, впечатлений от дороги никаких. Решили мы пойти прямой дорогой. Итак, плановый маршрут: Шипуново – Алейск – Усть-Чарышская Пристань (не заезжая) – Елбанка – Коловый Мыс – Нижнеозерное – Коробейниково – Краснодарское – Петропавловка – Камышенка – Березово – Лютаево – Первомайский – Медведевка – Солонешное – Искра – Топольное – Тог-Алтай – Черный Ануй – Турата – Мариинск – Ильинка – Кукуя – Улус-Черга – Черга – Камлак – Усть-Сема – ТБ «Троя».
Путешествие до базы обещало быть интересным. Из нас никто ранее таким маршрутом не ездил.
ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ
Итак, в 4 часа утра 30 мая мы рванули. До Алейска по федералке дошли за 40 минут, дальше до Усть-Чарышской Пристани асфальтово-бетонная дорога, но заметно худшего качества. Ехали со скоростью около 90 км/ч. Не доезжая нескольких километров до Усть-Чарышской Пристани на развилке остановились. Светало. Впереди Усть-Чарышская Пристань в сине-бело-оранжевом ореоле – солнце казалось ночевало там и теперь неохотно вылазит из своей постельки. Покурили. Нам направо.
Свернули, едем дальше. Асфальт кончился почти сразу за поворотом. Пошла гравийка. «Не фонтан», но ехать можно, идем со скоростью 50-60, индогда до 80 км/час. Проходим села одно за другим. В Краснодарском дорога кончилась. Кое-как нашли переправу через речку Озерная. Дальше пошли по полевым дорогам. Сразу скажу: карта врет, по картам там – дорога с покрытием. На самом деле дороги, как таковой, вообще нет. Это накатанная грузовиками и тракторами полевка. Ранее Краснодарского по дороге будут два села – справа Коробейниково, слева Нижнеозерное. Поворачивайте на Нижнеозерное, проедите по селу (у местных спросите, если что) и выедите на такую же земляную дорогу, но значительно лучшего качества, местами по ней можно до 100 км/ч гнать (при условии, что она сухая).
Выехали на асфальт. Хорошо!!! Дальше Петропавловское и так далее. Асфальт кончается и постепенно начинаются горы. Становиться интересней. Переваливаем через отрог Ануйского хребта. Опять пошел асфальт. Останавливаемся позавтракать.
Позавтракав, продолжаем наш путь. Проходим Солонешное. Асфальт кончается, причем «навсегда». Теперь мы на него попадем только на Чергинском тракте. Перед границей с Республикой Алтай маленькая речушка (скорее ручей) Шинок. Если пойти по ней вверх по течению, то через 5 км будет каскад Шинокских водопадов. Если есть время, желание и силы,сходите, не пожалеете. У нас же времени было в обрез. Идем дальше.
ДОРОГА ТУРАТА - МАРИИНСК
Разогнались так, что проскочили село Турата. За селом я опомнился. Возвращаемся в село. Спрашиваем местных женщин: «Где дорога на Ильинку?» Онис недоумением смотрят на нас и говорят, что ехать нужно через Усть-Кан. Теперь мы в недоумении. А где же обещанная картой дорога с покрытием на Мариинск и Ильинку? Выяснилось, что дорога есть, но по ней ездят только на тракторах и на конях. Вот тебе на!!! Но местные не унимаются: «Прошли сильные дожди и неизвестно можно ли там вообще проехать хоть чем-нибудь». Но нас не сломишь! Пошли на Мариинск. Скажу сразу: покрытия там никакого не было, если не считать торчащие из земли камни. Теперь покрытие явно есть, ибо вскоре некоторые из нас покрыли эту дорогу матом.
В целом можно считать, что дорога вполне пригодна для путешествий на любой машине, кроме роадстеров и легковушек с низкими бамперами. Дорожного просвета в 20 см вполне хватит. Но при одном условии – дорога должна быть сухой. В дожди туда соваться можно только на серьезном внедорожнике с лебедкой, да и после дождей ехать на чем-нибудь другом, как играть в лотерею: шансов проехать немного, но они есть, и чем подготовленней автомобиль, тем их больше.
Дорога проходит поперек Ануйского хребта. До перевала возле высоты 1419 дорога вполне хорошая. Мы остановились, покурили, поснимали на фото и видео.
Через несколько минут были на седловине перевала. Открылись интересные виды.
Самое неприятное нас ждало впереди. Нужно понять: мы не собирались испытывать ни себя, ни автомобили. Цель нашего путешествия – добраться на базу «Троя» до 12 часов дня. Когда мы начали спускаться с перевала, то, наконец, стало ясно о чем говорили местные. По краям дороги шли сильные промоины, глубина которых доходила до метра, а в промоинах журчали потоки с гор, вымывая с каждым часом все больше и больше грунта. Сползя в такую промоину можно было запросто перевернуться на бок. Но если даже этого и не произошло бы, то выбраться из промоины самостоятельно без дополнительных приспособлений практически невозможно. Едем осторожно. Между промоинами метра 2,5-3. Нормально. И вдруг, промоины начинают сужаться. Останавливаемся. Проехать можно, но колеса будут проходить по самым краям промоин. Рискнули. Осторожно, аккуратно, метр за метром прошли опасную часть метров 15-20. На душе стало спокойней. Но неизвестно, что еще впереди.
Бог нас миловал, впереди вполне сносная дорога по сравнению с предыдущей. Едем. В лужах камни скрыты водой. Я один раз поймал камень защитой днища. Километров 15-20 в час наша скорость. Через десяток – другой километров подъезжаем к селу Мариинск. Дорога закрыта воротами. Замка на воротах не было, открыли их, проехали, закрыли.
Решили у местных спросить какова дорога дальше. Подъехали к крайнему дому. Постучали. Вышел алтаец годов сорока. На вопрос какова дальше дорога, он спросил удивленно, откуда мы едем. Услышав ответ, он округлил глаза и сказал, что там дороги вообще нет, откуда мы приехали. Он никак не хотел верить, что мы приехали с запада, думал, что мы врем. Его в полном смысле слова заклинило, он вошел в какой-то ступор. Вижу толку от него не будет. В конце концов я ему сказал, что мы экстремалы, что мы вообще по дорогам не ездим. Тогда он как-то стал что-то понимать. Дорога, по его словам, дальше нормальная. И мы в этом сами убедились.
Двинули дальше. Дальше покрытие дороги было из мелкого гравия. Дорога вполне хорошая. Red-shipобещал, как выедем на асфальт, то остановится и будет его целовать. Однако, скоро и асфальт пошел, но он почему-то целовать его не стал.
Добрались мы до базы не к 12 часам, как планировали, а к 15. Но весь вечер за столиком возле нашего коттеджа под шашлычки и водочку вспоминали неизвестный перевал (его нет на картах), который мы назвали (для себя) «имени Шипуновцев» (в дальнейшем выяснилось, что перевал называется Мариинский).
Вывод: 1) не верьте картам, верьте своим глазам; 2) рассказ, рассказу рознь; для одного гравийная дорога – сущий ад, а для другого манна небесная; мнения всегда субъективны.