ПРЕДИСТОРИЯ
Это была наша, с супругой, первая поездка в Горный Алтай. Чуть менее года до нее приобрели новый автомобиль ВАЗ-2115. В начале августа решили ехать. Решили отдохнуть три дня, но цивилизованно. Долго выбирали место, куда поехать. На слуху были рассказы об озере Ая. Перешарили Интернет, многое нашли, но решили так: если ехать, то на "жемчужину" Горного Алтая - Телецкое озеро. Посмотрели информацию о турбазах, понравилась турбаза "Золотое озеро". На том и порешили. Ехать решили втроем: я, супруга Ирина (на сайте Ирина-Алтай) и сын Александр.
Живем мы в Шипуново Алтайского края. Путевку решили приобрести заранее в Барнауле. Так и сделали. Выехали рано через Барнаул, хотя есть дороги попрямее, но на первый раз испытывать судьбу и наш новый автомобиль не стали - решили ехать через Барнаул.
ДОРОГА В ГОРНЫЙ
Выехали в 4 часа утра (или ночи, как кому нравится). Дорогу до границы Республики Алтай описывать не буду, особенно нечего описывать. Дорога вполне хорошая, километров 120 в час идти можно.
Поехали мы 8 августа 2005 года, а накануне узнали, что разбился губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов. На место гибели Евдокимова мы попали через сутки после аварии. Четко виднелся след от его машины, место удара в землю возле березы. На березе уже была траурная фотография и все завалено цветами, их было настолько много, что описать трудно: тысячи, десятки тысяч. И все это за сутки. Автомобили останавливаются, сигналят в память о земляке, посигналили и мы. Общее впечатление от увиденного свелось к мысли: что-то здесь не так. У меня два варианта случившегося: вырубился водитель и заклинило передние колеса. След равномерный, без извилин, как-будто машина планомерно и ровно шла в нужное место. В официальную версию аварии не верю: Тойоте с весом менее тонны спихнуть Мерседес с весом почти 4 тонны нужно сильным ударом, а удар был таков, что у Тойоты лишь легкие повреждения. Может я и плохо разбираюсь в таких вещах, но вывод кажется мне очевидным. Почему-то фотографий места гибели не сделали, наверное настолько были под впечатлением, что обо всем забыли.
От Барнаула до Бийска около 170 км. В Бийске остановились купить воды в начале Чуйского тракта. Он начинается здесь, в Бийске. У начала тракта памятник его строителям в виде автомобиля ГАЗ-А (могу и ошибаться по поводу марки) на постаменте.
Через 90 км после Бийска граница Алтайского края и Республики Алтай. Здесь остановились, умылись водой из Катуни, которая протекает рядом с Чуйским трактом, позавтракали, пофотографировали, посмотрели на мед, который здесь продают всегда (покупать не рекомендую, он неизвестного происхождения и цена далеко не самая низкая, если только на обратном пути). Катунь здесь несколько белёсая, на камнях явный известковый налет.
(Катунь на границе)
(граница АК и РА)
Едем дальше. Через несколько километров от границы пост ГИБДД с ужасающим ограничением скорости - 10 км/ч. За постом начинается село Майма - центр Майминского района РА. В центре Маймы Чуйский тракт сворачивает направо. Мы едем прямо - дорога в Горно-Алтайск. В Горно-Алтайске несмотря на мои ожидания не блудили, выехали в нужном направлении. За Горно-Алтайском сразу началось село Кызыл-Озек. По настоянию супруги спросили дорогу у местных и, убедившись в правильности нашего путеследования, двинулись дальше.
За Кызыл-Озеком дорога идет в ущелье, открываются красивые виды на горы, поросшие доверху лесом. Дорога сильно петляет, скорость в основном приходится держать 60-80 км/час, больше по незнакомой горной дороге я и сейчас не езжу. Проезжаем села, реки. Въезжаем в Чойский район. В начале района места тоже живописные, но ближе к Чое живописность местности несколько меркнет. В Чое виды совсем несимпатичные, зато в Чойском районе самый дешевый мед на всем протяжении пути и весьма недурственный.
После Чои живописность мест потихоньку восстанавливается. Дорога начинает крутиться не только по горизонтали, но и по вертикали. В районе границы между Чойским и Турочакским районами выходим на небольшой перевал никак не обозначенный на карте, но то, что это перевал явно свидетельствуют ленточки на деревьях, повязываемые алтайцами. На перевале идет торговля, можно подкупить чего-нибудь, если необходимо. Спускаемся с перевала. Через некоторое время пересекаем реку Бию. Опять мы встретились с ней после Бийска. Недолеко от моста через Бию в стороне справа скрывается село Верх-Бийск, заселенного в основном русскими. Через 1-1,5 км перекресток дорог, налево - в Турочак, направо - к Телецкому озеру. На перекрестке дорог останавливаеся. Здесь Бабушки продают всякую домашнюю еду. Нам очень понравились блинчики со сметаной и с домашними и дикими ягодами и понравились настолько, что мы съели их штук по 5-6 каждый. Рекомендую!
Едем дальше. Дорога то поднимается вверх, то спускается вниз. А поворотов крутых и не очень становться заметно меньше. Прибавляю скорость. Местами едем 100-110 км/ч. Дорога периодически выходит к Бие, попадаются бомы.
НА БАЗЕ
И вот, примерно через 40-50 км мы у Телецкого озера. Здесь от моста берет начало своё Бия. Проезжаем прямо, мост направо. Едем потихоньку через село Артыбаш. Мы знаем, что база находится за селом. За селом кончается асфальт, пошла гравийка, еще километр-другой и мы на турбазе "Золотое Озеро". Запарковали машину, оформили заселение, выгрузили вещи. Жить мы решили в дешевом корпусе Трезубец. Удобства на улице, но для трех дней проживания нас устроило, тем более, что сидеть на месте мы не собирались.
Я в своем Трезубце
Питание на базе было организовано очень хорошо. За небольшую плату кормили очень и очень недурственно. Когда мы уезжали раньше положенного, у нас оставался завтрак, то нам выдали на дорогу продукты "сухим пайком".
ЭКСКУРСИОННАЯ ПРОГРАММА
Описывать все наши экскурсии не буду. Скажу лишь, что турбаза предоставляет достаточно большой спектр экскурсий. За три дня мы сходили на катере на водопад Корбу (фото: http://galt.ucoz.ru/photo/494), на Каменный залив на катере (фото: http://galt.ucoz.ru/photo/157), на Третью речку пешком (фото: http://galt.ucoz.ru/photo/511), на Святой источник, сплавились по Бие на 22 км через 7 порогов (фотографий, к сожалению, не делали - боялись замочить фотокамеру), посидели вечером у костра на берегу озера.
Еще была экскурсия в алтайский аил. На берегу Бии в 10-12 км от озера сделали показное алтайское жилище и водят туда экскурсии.
На пути в алтайский аил
Мы наслушались алтайских легенд, посидели в аиле, пропахшем гарью настолько, что глаза слезятся, отведали алтайской кухни.
Алтайский аил
Мне кухня явно пришлась не по душе, от национальных алтайских блюд слегка подташнивало. С нами был один испанец, он попробовав одно блюдо, дальше есть категорически отказался, как потом сказала его русская жена: "Чтобы не вырвало".
Алтайские национальные блюда
Я и Саша за трапезой
Оказывается французский майонез, китайские пельмени и болгарский кетчуп тоже алтайцы придумали
Попробовали мы и алтайскую араку - водку из кобыльего молока. Гадость редкостная эта арака (и редкость гадостная). Мутная жидкость, отдающая кислятиной с крепостью в 10-12 градусов никак не хотела лезть в желудок. Дав нам "насытиться" вдоволь, почему-то оставили нас загорать на берегу Бии минут на 40-50. Пофотографировали, повалялись на травке, зелезли в Бию по место чуть ниже живота. Вода холодная, градусов 3-5, не больше.
ДОРОГА ДОМОЙ
Возвращались мы домой рано утром. На обратном пути обнаружили интересное свойство гор. В обратную сторону виды совершенно другие и дорога не кажется приметной и знакомой. Скажу, что за рулем я просто отдыхал и в ту и в другую сторону.
Обратный путь шел по тому же маршруту. Набравшись впечатлений "по самую крышу", мы были довольны и даже счастливы. У нас было в запасе немного времени и мы решили сделать небольшой крюк и заехать на озеро Ая. Впечатление Айская турзона произвела на нас удручающее: суета, жара, пыльность, сильная загазованность, очень плотная застроенность, практически полное отсутствие гор и малое количество деревьев пришлось нам явно не по душе. Как прекрасно было на Телецком: свежий воздух, запах хвои, тишина, размеренность и девственная природа прителецкой тайги способствовали такому душевному отдыху, какой не получишь где-либо еще.
ВЫВОДЫ
1) Отличное место отдыха
3) Доступность дороги любому автомобилю
4) Широкий спектр вариантов проживания: от палтки до номеров люкс.
|