За селом Шебалино с Чуйского тракта, взобравшегося не небольшой пригорок, видна другая дорога. Она уходит на юго-запад; почти прямая линия между зелеными увалами, тускло-серая в утреннем полусвете или блестящая на солнце после июльской полдневной грозы. Наверное, это была особого рода магия: с первого раза, как я ее увидела, мне безумно захотелось узнать - а куда ведет эта дорога? Почему-то казалось, что за близким в горах горизонтом скрывается что-то очень важное, "все сокровища мира", место, куда обязательно нужно попасть.
Не сложилось. Десятки раз я проезжала по тракту, ведомая делами или собственной прихотью, и всегда мимо. Знающие люди рассказали, что дорога идет всего лишь до ближайшей фермы, заканчиваясь буквально через несколько километров. Но до сих пор отчаянно верю: сверни я тогда с тракта, и "все сокровища мира" действительно обнаружились бы в конце пути.
Вам знакомо это ощущение - печаль о неизведанном, оставшемся за поворотом? С тех пор, путешествуя по Горному Алтаю, я часто поддавалась искушению - свернуть со скоростной трассы на проселок, грунтовку, выщербленную полоску асфальта и посмотреть, а что же там? И всегда бывала вознаграждена: новыми впечатлениями, удивительными местами, неожиданными встречами. Поворот с тракта, как поворот в судьбе: происходит быстро, а запоминается на всю жизнь.
Остановка в пути
Для того чтобы увидеть перевал Чике-Таман, с тракта сворачивать не надо. До него нужно просто доехать. Часто туристы, изучающие Горный Алтай с помощью четырех колес и табуна лошадиных сил под капотом, добираются до Семинского перевала, делают пару фотографий "на память" на фоне горы Сарлык и обелиска в честь 200-летия вхождения Алтая в состав России, и разворачиваются обратно в уверенности (а на деле - в страшном заблуждении): если ты видел один перевал, то ты видел их все.
В алтайском языке нет слова "перевал". То есть, обозначающего любое место, где дорога переваливает через гору. Зато есть слово "ажу" - высокий, сложный и крутой перевал; "арт" - низкий и узкий, и обязательно с дорогой; "бел" - широкое понижение в горном хребте, и еще десяток названий. Можно добавить: "кара-ажу" - тяжелый лесной подъем-спуск, "тас-бел" - "лысая" горная седловина, и так далее. Складывавшийся сотнями лет язык беспристрастно отражает реальность: все перевалы в горах - разные. Более того, как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя дважды подняться на один перевал, разве что вы будете это делать в один и тот же день года, в одно и то же время суток и при абсолютно идентичных погодных условиях. Хотя вряд ли поможет: настроение все равно будет другое.
От города Бийска до вершины перевала Чике-Таман 320 км, от высшей точки Семинского перевала - всего 88 км. Час езды по Чуйскому тракту, по благодатной долине реки Урсул, богатой деревнями и поселками, но не особо щедрой на потрясающие пейзажи - что, опять же, порой заставляет разочарованных туристов поворачивать обратно. Не спешите: вот сейчас река Урсул нырнет в ущелье, "передав" тракт своему притоку - Малому Ильгуменю, промелькнут мимо домики деревни Хабаровки, и, резко свернув, дорога пойдет вверх, серпантином обвивая гору.
В техническом отношении подъем не сложный для любого автомобиля, а вот у пассажиров в первые минуты возникает ощущение, что поднимаешься на вертолете: так быстро уменьшаются внизу река, деревенька, так резко распахивается пространство с уходящими вдаль каменными волнами хребтов. Вид с вершины Чике-Тамана - это первая действительно горная панорама, открывающаяся прямо с Чуйского тракта. Почти круговой обзор, снежники на далеких вершинах, крутой обрыв, деревья с белыми ленточками жертвоприношений; а если повезет, то и завершающий штрих - коршун, парящий не над головой, а под вашими ногами.
Как уже говорилось, перевал всегда чуть-чуть другой. Я не знаю, каким вы его увидите на этот раз. Залитым беспощадным солнцем, в жарком мареве, превращающем окружающие горы в смазанный акварельный рисунок. Чисто вымытым после грозы, с парящим асфальтом, играющим красками, как детский калейдоскоп. Хмурым, почти монохромным, засыпанным мелким сухим снежком и окруженным серой стеной тумана. Наглухо укутанным тучей, в которую въезжаешь еще на подъеме и убеждаешься, что дождь идет и внутри. Недаром алтайцы издавна считали - и считают - перевалы сакральным местом, обиталищем горного духа-хранителя.
Немного повторимся - для тех, из наших читателей, кто впервые знакомится с Чуйским трактом. Высота перевала 1460 м, он находится в Теректинском хребте. Подъем 7 км, спуск - 5 км. "Чике-Таман" означает "плоская подошва"; это не "черный" юмор, просто петли старой тропы были настолько круты, что человек, идущий внизу, мог видеть подошвы находящегося выше. Иногда перевал именовали Улегемским, так как отрог Теректинского хребта, через который переваливает тракт, ранее носил самостоятельное название - Улегемский, как водораздел рек Ян Улу-Кем и Кечу Улу-Кем - Малого и большого Ильгуменя. Старая конная тропа, а затем дорога проходила правее, по соседнему склону. В 20-х годах прошлого века серпантин довольно качественно отремонтировали; но все равно дорога делала в общей сложности около 50-ти изгибов, причем некоторые петли вполне заслуживали классического определения "тещин язык". Новая трасса была запущена в 1984 году; ее строительство потребовало применения огромного объема взрывных работ, строителям пришлось переместить более полутора миллионов тонн грунта. Рассматривался даже проект тоннеля, но из-за отсутствия специализированной техники, близлежащих источников тепла и света эта идея была оставлена.
16 февраля 1996 года специальным постановлением Государственного собрания Эл Курултай Республики Алтай, горный перевал Чике-Таман объявлен памятником природы республиканского значения.
Остановка на Чикете (как в туристском обиходе именую перевал), обычно бывает краткой, но поворот с тракта можно сделать и здесь - прогуляться по старой дороге, петляющей по крутому, заросшему лесом склону, и оценить беспримерный труд людей, ее создавших. А создавалась она не одно столетие: когда здесь вели колесный путь, почти на высшей точке вскрылся участок еще более древней дороги, в свое время хорошо расчищенной и разработанной. По участку старого тракта через Чике-Таман по сей день, в принципе, можно и проехать, но этого делать мы настоятельно не рекомендуем - если только вы не опытный водитель-экстремал на соответствующем автомобиле.
Altai-magazine.ru