Курайская степь - огромная межгорная котловина со специфическим растительным покровом, характерным в большей степени для опустыненных степей Монголии. Сухая степь усыпана мелкой и крупной галькой. Курайская степь представляет собою дно довольно глубокой котловины, замкнутой высокими горами, находящейся на высоте 1500-1600 м над уровнем моря. Степь, имеющая до 20 км в поперечнике, окружена с юга - Северо-Чуйским хребтом, а с севера - Курайским.
На левом берегу Чуи высится величественный хребет, покрытый вечными снегами, откуда ползут ледники Ак-Тру, питающие реку Актру, которая несет свои бело-молочные воды в Чую. С этого же хребта берет начало река Тете, приток Чуи. Часть степи по р. Тете известна под названием Тетинской степи.
Суров климат Курайской степи - жаркие летние дни могут сразу же смениться снежной вьюгой. Короткое лето, жестокая зима. И главное - постоянные леденящие ветры. Продолжительность безморозного периода - 55-65 дней. Годовая сумма осадков - 150-200 мм.
27 мая на Курайской степи по Чихачеву "еще ничего не возвышало о приближении лето, растительность прошлого года еще не была заменена новою". В ночь на 27 мая температура так понизилась, что минимум термометр показывал -4 гр.С. Бунге, бывший здесь в 1826 году говорил, что на Курайской степи, после захода солнца невозможно обойтись без шубы, а 4 июня там был сильный мороз. По видетельству Брещинского 7 сентября Курайская степь и окрестности Кош-Агача были сплошь покрыты снегом. Швецов отмечает, что 28 августа 1897 года весь день перепадал снег, которым ближайшие горы были покрыты уже несколько дней. В августе Курайский хребет окончательно покрывается снегом, который лежит до конца мая и начало июня.
Резкие контрасты температуры воздуха и поверхности почвы как летней и зимней, так и дневной и ночной объясняются не столько высотным положением степи, сколько сильным выхолаживанием при безоблачном небе. В зимний период нередко можно наблюдать, что с подъемом в горы температура повышается, т.е. за счет интенсивного выхолаживания земной поверхности и отсутствие ветра, который способствует перемешиванию воздуха, внизу образуются слои наиболее холодного воздуха, поэтому наиболее тяжелого воздуха, а над ним располагаются более теплые слои. Это характерно еще и в большей степени для Чуйской степи.
Курайская степь значительно отличается по своему характеру от других долин Алтая. Она несет в себе некоторые черты пустыни. Дно Курайской долины - совершенно гладкая равнина. Почва ее хрящеватая и песчанистая, местами галешниковая или солонцевато-глинистая без следа гумуса. Встречаются каменистые участки.
Растительность в Курайской степи невзрачная и бедная. Сплошного задернения почвы здесь не наблюдается. Преобладают распластавшиеся по земле дерновинки седых полыней. Сплошное задернение почвы наблюдается только в низких сыроватых местах по берегам речек. Северные склоны гор облесены. Здесь растут лиственница и кедр, ель и пихта. В приречной долине Чуи по берегам реки встречаются тополь лавролистный, плакучая курайская ива. Здесь же заросли желтоцветного курильского чая, мирикарии. Небольшие заросли образует облепиха. На сухих холмах растет карагана. По направлению к хребтам, окружающих долину, идут холмы. Постепенно повышаясь, они сливаются с горами. По склонам этих холмов на каменистых участках много акации с золотой корой.
В селе Курай
Полупустынные участки котловины осваиваются и используются в поливном земледелии под кормовые культуры. Наиболее продуктивны на поливных участках злакобобовые травосмеси.
Животный мир степи своеобразен. В норах живут многочисленные виды грызунов, полевки, полевки, пищухи, сурки. Почти повсеместно степной хорь, заяц беляк, лисица, волк. У речек встречаются журавли и аисты.
Курайская степь богата археологическими памятниками. В долине Чуи сохранились многочисленные курганы, каменные бабы, писаницы на камнях и древние оросительные системы. По итогам раскопок средне вековых курганов выделена древнетюркская культура, получившая название "курайской". На левом берегу реки Чуи можно видеть следы оросительных сооружений. Остатки памятников древней ирригации встречаются также в долинах Малого и Большого Ильгуменя (около с. Хабаровка и Купчегень), в долине р. Урсул (между селом Шашикман и р. Куратой), а также по р. Актру в урочище Тете. Магистральные каналы их тянулись на десятки километров, преодолевая на своем пути все препятствия. Когда на трассе канала вставала скала, древние строители проламывали в ней отверстие и пропускали через нее воду. Таковы, например, Ороктойский сувах и канал оросительной системы Большого Ильгуменя. Через выемки оросительные каналы проводили по искусственным насыпям. Шашикманский сувах, переваливает через гору и переходит затем через соседнюю долину по насыпям. Так же устроен Ининский канал: он пересекает всю долину Катуни по искусственно насыпному ложу.
Описание канала по реке Актру, расположенного в 150 м южнее современного. Общая длина канала составляет 15 км, а ширина его в верхней части - до 1,2 м (у дна несколько уже). Русло древнего суваха достигает глубины до 90 см, из которых 30-40 см получается за счет насыпанных над уровнем земли бровок. Бровки в избежания размыва сделаны метровой ширины, а снаружи обложены камнями. Камнем также выложено дно и стенки канала. Поэтому русло его хорошо сохранилось до наших дней.
Местное население приписывает большую часть старинных "сувахов" неизвестным племенам, оставившим писаницы, множество курганов с каменными насыпями и каменными бабами.
Интересно, что именно в степях, где есть оросительные каналы, например, в Курайской степи или в долине Урсула, находится огромное количество курганов, каменных баб, ритуальных площадок и писаниц.
По определению С.В.Киселева, оросительные системы Алтая строились позднее эпохи ранних кочевников. Исследователь относит каналы к тюрской эпохе.
Одними из интереснейших памятников Курайской степи являются каменные бабы. Каменные изваяния Горного Алтая датируются VII-IХвв. н.э. и относятся к эпохе тюрок, важнейшим достижением которых было знакомство с руническим алфавитом. Это была первая письменность Центрально-Азиатских степей. Образцы ее сохранились в виде надписей на скалах, каменных изваяниях и т.д. Иногда на каменных изваяниях изображают самого умершего или его близких. Например, на одном из курганов Туэкты стояло изваяние с изображенными на нем деталями одеяния и вооружения. Все, что было изображено на изваянии, было обнаружено археологами и в кургане.
В настоящее время изучено более 30 изваяний. Часть из них была выявлена и исследована Саяно-Алтайской экспедицией в 1934-35 годы (руководитель С.В.Киселев) вдоль Чуйского тракта. Семь таких изваяний обнаружено в Курайской степи, в урочище Тадила, три - в урочище Кулада, одно в урочище Тете, два изваяния найдены в урочище АрдунТебе в Сайлюгемской степи.
М.П.Грязнов обследовал ряд изваяний - три на р. Урсул, одно у села Иня в долине р. Катунь (в двух километрах от устья Чуи, по дороге в с. Чибит). Обычно каменная баба стоит около четырехугольной каменной оградки, с восточной ее стороны. Оградки сделаны из вертикально стоящих каменных плит. Размеры их колеблются от 1,5-3 м.
На левом берегу р. Чуи в Курайской степи в урочище Тете находится каменная баба "Кезер". "Кезер" отличается от других каменных баб Алтая своими объемными формами. Изваяние вытесано из зеленовато-серого гранита. Оно установлено посредине восточной стенки четырехугольной оградки, внутри которой выложена площадка из камня. Высота "Кезера" 1,6 метра, а толщина в поясе 3/4 метра. Изваяние до колен врыто в землю.
"Кезер" изображает длинноусого и длиннобородого мужчину. Усы его загнуты полукольцами кверху, а узкая и остроконечная бородка спускается на грудь. Над бородой виден маленький рот. Длинный нос, большие, близко поставленные глаза под толстыми надбровными дугами и длинная борода.
Лицом "Кезер" обращен на восток. На голове его одета маленькая шапочка в виде усеченного конуса, а в уши вдеты кольчатые серьги. Левой рукой "Кезер" взялся за пояс, а в правой руке, согнутой в локте под прямым углом на уровне живота, он держит за ручку небольшой кругло донный и узкогорлый кувшинчик.
"Кезер подпоясан широким поясом. Его пояс украшен часто нашитыми выпуклыми четырехугольными бляхами. На правом боку "Кезера", на вырезной бляхе пояса, укреплен полукруглый мешочек, а с левой стороны торча на двух ремешках, продетых в петли ножек, почти параллельно поясу висит изогнутая сабля с прямой рукоятью и перекрестьем.
Каменные изваяния изображали самих умерших. Это скульптурные портреты. Вереницы камней около оградок - изображают врагов, убитых в бою умершим.
В Курайской степи, недалеко от устья Тытыгэма находятся три больших камня, которые у калмыков слывут за могилы китайской царевны, ее служанки и их лошадей. Эта царевна, гласит легенда, была замужем за калмыцким зайсаном с Урсула. Семейные неприятности заставили ее бежать в Китай. В Курайской степи она была застигнута снежным бураном и замерзла вместе с провожатыми. Преследовавший их зайсан, отыскал трупы и торжественно похоронил, приказав положить на их могилы огромные камни, чтобы никто не мог похитить сокровища зарытых стелами. Но китайцы, узнав об этом, сдвинули камни, вырыли трупы и сокровища перенесли в Китай.
При выходе Курайская степь сужается. Дальше тракт проходит по Курайской степи, постепенно переходящую в гористую местность. За местечке Куюктанар ("надень кольчугу") начинается археологический памятник протяженностью несколько километров перед Чаган-Узуном. Расположен на высоком правом берегу Чуи и носит дюнный характер. На дюнах фиксировались изделия из камня (неолит), фрагменты керамической посуды (ранний железный век) и плавильные печи. Следует отметить уникальность этого поселения, которое стационарно не изучалось.
Близ села Чаган-Узун Чуя принимает с левой стороны реку Чаган-Узун, что по-монгольски "белая вода". За Чаган-Узуном характер местности резко изменяется. На правом берегу Чуи выступили открытые, пологие, глинистые горы. Такова и гора Кызыл-Таш или Красная горка.
Существует легенда, породившая название этой горы. "... И сказал Змей: " Уходи, Дзерен, - это моя гора". И ответил Дзерен: " Я первый взошел на вершину и не уйду". Тогда бросился Змей на Дзерена: "Пусть владеет горой тот, кто сильней". День и ночь, и еще день бился Дзерен со Змеем. На исходе другого дня оба упали без сил. По склонам горы от вершины к подошвам ручейками катилась кровь, застывая на камнях. И сказал Змей: "Пусть будет так: по одну сторону мое царство, по другую - твое". С тех пор по южному склону развелось много змей, на северном,- живут дзерены. А гора в народе Красной называется, потому что оба склоны ее окраплены красными пятнами и на закате вся она отливает темным багрянцем.
Фотографии Курайской степи Форум по степи
Все статьи о степях в Кош-Агачском районе
Источник: http://www.trakt.skyth.ru |