И.А. Голев. Горный инженер И.И. Биль - устроитель Чуйского тракта
Сегодня имя горного инженера Иосифа Ивановича Биля мало знают даже признанные специалисты по истории Алтая. А между тем Биль является одним из устроителей Чуйского тракта - главной дороги алтайской территории. Важно поэтому осветить жизненный путь этого человека, выявить его роль в социальном и культурном развитии Алтая.
Иосиф Биль родился в 1852 г. в Радомской губернии, в семье польских крестьян. Несмотря на незавидное в условиях царской России национальное и сословное происхождение, он получил среднее образование, а затем окончил Петербургский горный институт - первое в нашей стране высшее техническое учебное заведение. Известно, что в Горном институте обучались преимущественно выходцы из привилегированных сословий, а крестьянские сыновья составляли лишь незначительную часть обучавшихся. Этот, казалось бы, всем известный факт может свидетельствовать о том, каким целеустремленным и успешным был Иосиф Биль. Думаю, именно обучение в институте определило его жизненные интересы и достижения. В ту пору набор предметов, преподававшихся в Горном институте, включал как горные, так и общеобразовательные дисциплины. К тому же в институте действовал один из первых в России Горный музей (основанный еще в 1774 г.), который наверняка сыграл свою роль в формировании личностных качеств инженера. Известны факты о причастности И.И. Биля к музейному делу. Так, летом 1896 г. он заведовал ремонтными работами в Барнаульском музее. В 1899 г. в том же Барнаульском музее Биль отобрал для преподавания в Барнаульском реальном училище более 200 экземпляров минералов и горных пород, а позднее передал в музей несколько образцов глины. Помимо всего прочего, И.И. Биль, по свидетельству ГН. Потанина, высказанному им в 1901 г., являлся председателем Общества изучения Алтая. (По-видимому, Потанин имел в виду Общество любителей исследования Алтая, которое как раз в 1901 г. было преобразовано в Алтайский подотдел Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества.)
В самом начале своей инженерной карьеры, с 1879 по 1883 г., И.И. Биль работал на заводах Урала. В 1883 г. он подал рапорт с просьбой о переводе его на кабинетские заводы Алтая, просьба была удовлетворена. Прибыв на Алтай, Биль получил назначение на должность помощника управляющего Зыряновским и Заводским рудниками Алтайского горного округа, а в следующем 1884 г. был назначен одновременно механиком и архитектором горного округа (видимо, полученное образование позволяло ему выполнять такие разные работы).
В конце XIX века проводились попытки переведения кабинетских предприятий на новые технологии выплавки серебра. В связи с этим руководство Алтайского горного округа предпринимало меры по переподготовке кадров для работы в новых условиях. Инженер И.И. Биль был командирован за границу для ознакомления с новейшими приемами ведения рудничного дела. За девять месяцев командировки Биль побывал на горных заводах Германии, Австрии, Бельгии, Франции Англии, перенимая опыт их работы. После возвращения на Алтай ему довелось руководить разведочными работами на Черепановском серебряном руднике и на каменноугольных копях Ойнак-Сор. В начале 1890-х гг. он руководил Павловским сереброплавильным заводом. В 1896-1904 гг. занимал должность чиновника особых поручений Главного управления Алтайского горного округа и достиг чина статского советника. Во второй половине апреля 1897 г. Биль был отправлен на обследование водоносности Кулундинской степи и позднее по итогам этих работ написал первую научную статью, в которой дал добротную характеристику Кулундинской степи и подробное техническое описание проведенных им изысканий. Вслед за этим, в 1898 г., Биль проводил изыскательские работы с целью обводнения Коростелевской степи в юго-западной части Барнаульского уезда. В ноябре того же 1898 г. И.И. Биль был командирован на строительство дороги через Шульбинский бор - от Семипалатинска к поселку Бельагач (совр. Бельагаш). Технология дорожных работ, описанная самим Билем, заключалась в том, что в дорожное покрытие укладывали так называемый земляной бетон - смесь растительной земли и щебня, толщиной в поларшина (около 30 сантиметров). Приготовленную заранее смесь развозили по дороге и рассыпали ровным слоем по спланированному земляному полотну с последующей трамбовкой или укаткой. Работы по строительству дороги через Шульбинский бор продолжались почти два года, вплоть до августа 1900 г. По сведениям современных исследователей, в 1901 г. Билю было поручено обследовать возможное месторождение нефти на реке Семе у села Мыюта, однако поиски не увенчались успехом: Биль нашел только болото без каких-либо признаков нефти. Позже Биль руководил ремонтом одной из первых в России драг - плавучего сооружения для добычи золота и других полезных ископаемых.
Нужно сказать, что параллельно с инженерной деятельностью в 1892-1893 гг. Биль преподавал геодезию и маркшейдерское искусство в Барнаульском горном училище. Известны также его научные работы. Кроме вышеупомянутой статьи об изысканиях в Кулундинской степи, И.И. Билю принадлежит статья об обработке руд серной кислотой, в которой он подробно описал весь горно-обогатительный процесс.
Особую страницу в биографии И.И. Биля составляет его участие в строительстве Чуйского тракта, связывавшего Бийск с русско-монгольским пограничьем. Вопрос о строительстве Чуйского пути имеет долгую историю. К началу XX века было предпринято несколько попыток исправления пути, однако ни одна из них не дала желаемого результата. Дорога по-прежнему оставалась труднопроходимой, основные препятствия в прохождении по Чуйскому тракту составляли выступы скал над горными реками, образующие непроходимое место, или бом, как их называли на Алтае. Немалые трудности в передвижении создавали перевалы Семинский и Чике-Таман. С назначением на пост губернатора Томской губернии князя С.А. Вяземского вопрос об устройстве Чуйского тракта получил некоторое продвижение. По представлению С.А. Вяземского Министерство внутренних дел обратилось с ходатайством в Кабинет Его Императорского Величества об ассигновании денег на исправление дороги, и на строительство было отпущено 69 500 руб. Желая наилучшим образом израсходовать имеющиеся средства, князь Вяземский обратился к начальнику Алтайского горного округа с предложением прикомандировать к нему во время обзорной поездки по Чуйскому тракту знающего специалиста. Выбор пал на И.И. Биля, который, по собственному признанию, практически ничего тогда не знал о Чуйском тракте. Позже он писал: «О том, что предстояло сделать и в чем могло выразиться мое содействие в предполагаемой цели, я узнал только тогда, когда приехал в Онгудай и осмотрел часть Чуйского тракта». Но, имея хороший опыт изыскательских и строительных работ на Алтае, Биль сумел получить необходимые сведения о состоянии и нуждах тракта от барнаульского исправника О.П. Лучшева и бийских купцов. 11 августа 1900 г. Биль вместе с Вяземским прибыли в Онгудай. Собрав онгудайских жителей, хорошо знакомых с местностью, и в сопровождении О.П. Лучшева Биль приступил к выявлению объема работ. По этому поводу он писал следующее: «Я предпринял произвести замер тех мест по тропе, которые требовали непременного исправления, оставляя без внимания более или менее удобные для проезда пространства». Не зная местности, Биль прислушивался к рассказам своих спутников, но понял невыполнимость задуманного в короткий срок: «При этих обстоятельствах в скором времени пришлось убедиться, что о замере всего пути нечего было и думать, пришлось остановиться на замере лишь половины пути, и 20 сентября данная задача была выполнена».
Полученные в ходе замеров данные, а также описание Чуйского тракта офицером А.И. Александровым, найденное в делах Общества любителей исследования Алтая, позволили Билю приступить к составлению проекта работ на тракте. Однако ограниченность средств принудила его остановиться на минимальной ширине дорожного полотна. Через реки, кроме Катуни, предполагалось построить мосты простой, но прочной конструкции. Путь было решено вести по проложенной вьючной тропе, но с некоторыми отступлениями для удешевления работ. С этою целью для перехода через Ульгуменский перевал было выбрано урочише Ерендой, отличавшееся землянистым грунтом. Вместо Сальджарскаго перевала, по которому была проложена тропа, было выбрано направление по долине Катуни, после переправы через нее у Кер-Кечи, на бом Куйташ, где предстояло устроить переправу на левый берег реки. Таким образом, по проекту Биля было решено построить три переправы через Катунь.
Далее Биль приступил к составлению сметы, на которую, по его словам, «пришлось потратить около пяти недель». Стоимость всех исправлений на тракте Биль определил в 83 тыс. руб., что на 20 процентов превышало размер отпущенных средств. Решено было предложить работу вольным подрядчикам, а именно купцам, которые вели торговлю по Чуйскому тракту. Купцы выразили готовность поручиться, только если найдется подрядчик, и указали на А.С. Смирнова, торговца из с. Алтайского, хорошо знавшего путь. В дополнение к казенным суммам бийские купцы Васенев, Ассанов, Бодунов и Копылов собрали 20 тыс. руб.
Торговый караван на Чуйской тропе, XIX век
Для максимального удешевления производились простейшие работы, которые, естественно, сказывались на качестве дорожного полотна. И тем не менее уже в 1902 г. Чуйский тракт стал приспособленным для колесного движения. Конечно, это способствовало удешевлению перевозки грузов и увеличению товарооборота. И некоторые авторы, писавшие о росте торговых оборотов с Монголией, стали называть Кош-Агач «новой Кяхтой». Со временем исправления тракта, выполненные в 1900-1903 гг., пришли в негодность. Но профессоры Императорского Томского универеитета М.И. Боголепов и М.Н. Соболев, совершившие в 1910 г. экспедицию в Монголию по Чуйскому тракту, отмечали, что затраты на строительство дороги составляли ничтожную сумму и поэтому «приходится удивляться улучшениям, какие на них удалоеь сделать».
В завершение хочу сказать, что И.И. Биль оставил благотворный след в жизни Алтая не только как автор проекта Чуйского тракта, но и как автор интересной статьи «О проведении колесного пути от Онгудая до Кош-Агача по так называемому Чуйскому тракту». Он показал в ней хорошее знание дела, описал историю тракта до проведения своих изысканий и дал собственную оценку перспектив развития русско-монгольской торговли.
Смотрите ещё в категории
Инженеры, строители:
|