Сообщество путешественников
АВТОМОБИЛЕМ ПО ГОРНОМУ АЛТАЮ
 
Каталог статей

Меню сайта
Оцени фото!
Просим оценить!
Бащелакский (автоперевал)
Категория: Перевалы
Разместил: galt
Текущий рейтинг: 4.7
Наш опрос
Какой у Вас автомобиль?
Всего ответов: 563
Статистика

На сайте всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ЭТО ИНТЕРЕСНО
 
 
 
Облако тегов
Яндекс
Праздники
Праздники сегодня
Главная » Статьи » Урочища » РА - Онгудайский р-н

Калбак-Таш (урочище)
 
     На 723 километре Чуйского тракта, между селами Иня и Иодро, влево уходит небольшой сверток. На обочине стоит указатель: природно-хозяйственный парк «Чуй-Оозы». Именно здесь расположен большой петроглифический комплекс «Калбак-Таш», представленный четырьмя эпохами: древнетюркской, скифской, неолита, энеолита-бронзы. Калбакташское святилище насчитывает тысячи изображений фигур животных, людей и сцен охоты. 
 

     Эпоха неолита (VI-IV тысяч лет до н.э.) представлена крупными фигурами оленей и козлов, выполненных контурным желобком. Размеры некоторых достигают двух-трех метров.
 
     К эпохе энеолита-бронзы (III-I тысяч лет до н.э.) относится самая многочисленная группа петроглифов: стилизованные изображения женщин, мужские фаллические фигуры, рисунки руки и чашечные углубления, колесницы и вьючные быки, погонщики и воины, вооруженные копьями, палицами, фантастические хищники и олени.
 
Алтарь Калбак-Таш
 
     Художники, жившие в скифскую эпоху (VIII-III тысяч лет до н.э.), рисовали сцены охоты и главных персонажей скифо-сибирского звериного стиля – козлов, волков, собак, хищников семейства кошачьих, оленей, лошадей.
 
     Древнетюркская эпоха (VII-X тысяч лет до н.э.) выделяется небольшим числом сцен охоты на оленей, диких быков, медведей, выполненных техникой граффити, а также древнетюркскими руническими надписями и тамгами.
 
Жертвенник
 
     В наскальных изображениях почти нет сцен «терзания», которые известны в искусстве ранних кочевников Алтая. Более уместным представляется определение сюжета, как противостояние или преследование животных. В алтайских горах этот сюжет на протяжении многих лет оставался ведущим мотивом, отличаясь только стилистическими особенностями. Изображения баранов, козлов, косуль в большом числе известны в скифо-сибирском искусстве.
 
 
     В одной из частей святилища выделяется несколько крупных фигур коров и быков. Создается впечатление, что именно заповедные области Саяно-Алтая были благоприятны для обитания дикого быка, охоты на него и доместикации этого мощного животного алтайских гор. Эти священные животные очень похожи друг на друга позами, пропорциями тела, формой головы.
 
 
     В центральной части калбакташского святилища нарисован необычный крупный зверь с хвостом и зубами. Хвост его начинается в верхней, полукруглой части камня, поэтому сфотографировать изображение целиком очень сложно. В буклете-проводнике по историческому памятнику сказано, что «зверь или фантастическая химера из Калбак-Таш, вероятно, иллюстрирует стадиальные изменения образа фантастического зверя и его несмоненную связь с изобразительным искусством населения Алтая в эпоху бронзы. Мы видим явное повествовательное содержание древнейшего космического мифа о борьбе демиургов-близнецов с чудовищами. Описанные изображения также очень напоминают фантастического зверя древнекитайской мифологии, который назывался таоцюань. Внешним видом он был похож на собаку, тело его было зеленого цвета. Чудовище питалось людьми и начинало пожирать их с головы. Но особенно удивительным представляется нам сохранение в алтайском шаманизме образа огромного драконообразного существа, известного под названием кер-тютпа. В отличие от чудовищ-поглотителей эпохи энеолита-бронзы, кер-тютпа осмысливается как существо, полезное людям. Алтайские шаманы видели в кер-тютпа своего охранителя, который был необходим во времена их путешествий по подземному миру, где, как предполагалось, было много злых духов».
 
За основу статьи взят материал сайта "Алтай в деталях"
 
 
 
Категория: РА - Онгудайский р-н | Добавил: galt (13.01.2010)
Просмотров: 3791 | Теги: Калбак-Таш, Петроглифы, наскальные рисунки, Чуй-Оозы | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar
А вы знаете, что..
22 февраля 2003 года на подъезде к селу Манжерок (Республика Алтай) произошла автомобильная авария, в которой погиб мэр города Барнаул Владимир Баварин и была травмирована его жена


Корзина
Ваша корзина пуста


Поиск


Форма входа
Логин:
Пароль:


Рассылки сайта
 


Сколько дней сайту


Алтай-Фото


Всего материалов:
Комментариев: 1880
Форум (темы/посты): 1624/19498
Фотографий: 6620
Дневников путешествий: 120
Новостей: 2668
Файлов: 242
Статей: 977
Directory: 7
Ad-board: 110
Игр: 213
FAQ: 14
Записей в Гостевой книге: 29


Реклама на сайте



Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru


Copyright Свитайло Е.Н. © 2009-2018. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна!
111222333