Площадь Каракольского природного парка 60551 га., из них 810 га отведена под заповедную зону (А), где запрещается любая деятельность; 4777 га под особо охраняемую зону (Б), где запрещается любая хозяйственная деятельность кроме экскурсионных маршрутов при обязательном сопровождении гида; и 54964 га под рекреационную зону (В).
Каракольская долина у коренного населения - алтайцев издревле считается священной долиной. Здесь расположены целые группы древних курганных захоронений, представляющих собой одну из загадок Горного Алтая. Скалы у подножия многочисленных священных гор испещрены наскальными рисунками. Население этой долины отличается своеобразным менталитетом и считает себя находящимся в духовно-родственной связи с природой этой долины. Многочисленные курганы раскопаны, а многие памятники: каменные «бабы» или «кезер таш», наскальные рисунки, предметы обихода вывезены за пределы долины и ныне находятся в различных музеях России. Сотрудники парка работают над воссоздания первоначального образа долины.
Дух долины не любит, когда человек тщеславен, жаден, агрессивен. Когда человек постоянно просит. Не любит шумных застолий, громкой музыки. В этой долине царствует дух почтительной тишины, возвышения и стремления к взаимному пониманию, сотрудничеству; к тихому и размеренному разговору возле костра; к мелодичным и тихим звукам комуса и топшура; к песням благословляющим Кин Алтай, Мать Землю, Тенгри Отца. Здесь покровительствует знак триединства: синтез философии, науки, и религии; буддизма, христианства и ислама; отца, сына и святого духа; высоты, ширины и длины; солнца, воздуха и воды; рождения, жизни и смерти.
Обоснованием к созданию особо охраняемой природной территории в долине реки Каракол послужило:
-
Наличие большого количества археологических памятников (наскальных рисунков, стел, каменных изваянии, погребальных и ритуальных курганов), представляющих собой целые ансамбли. В том числе имеющие мировую известность комплекс курганов «Башадар», «Соору», «Каракольские», «Туэктинские», «Бичиктубомские наскальные рисунки».
-
Наличие аномальных зон геолого-геофизичоского происхождения.
-
Своеобразный менталитет коренного населения, выявляющийся в их особом духовно-родственном отношении ко всему биому этой долины, в их особом почитании его природы, как «Священной Долины».
-
Наличие уникальных по красоте горных озер.
-
Удивительно гармоничное взаимодополняющее сочетание самобытной культуры коренного населения с естественнонаучными и научно-философскими представлениями современного мира, подтверждающей особую уникальность этой территории в общепланетарном масштабе.
Основной целью деятельности природного парка «Уч-Энмек» является фиксация традиционных норм этноэкологического сознания: и поведения коренного населения и его научное познание для разработки модели устойчивого развития в регионе, предусматривающее гармоничное, взаимодополняющее соразвитие современной цивилизации с аборигенными культурами.
Логотип парка
Деятельность природного парка функционально делится на четыре направления:
1. Охранное.
2. Исследовательское.
3. Учебно-воспитательное.
4. Хозяйственное (рекреационное).
Основными задачами являются:
-
обеспечение соблюдения всеми физическими, юридическими и должностными лицами требований законодательства об особо охраняемых территориях, в целях сохранения, изучения памятников историко-культурного наследия Каракольской долины и ее природного комплекса, имеющих особую духовно-экологическую и научную ценность);
-
сохранение традиционно сложившейся самобытной культуры населения, представляющего уникальный природно-этнокультурный комплекс;
-
вовлечение местного населения в дело охраны природы и памятников историко-культурного наследия;
-
духовно-экологическое просвещение, образование и воспитание;
-
развитие традиционных форм природопользования на основе историко-культурного наследия народов Горного Алтая;
-
развитие духовно-экологического, научного и лечебного туризма в регионе основанного на этноэкологических традициях алтайцев и старообрядцев;
-
научно-исследовательская деятельность;
-
создание духовно-экологического историко-культурного музея - лаборатории в естественных условиях;
-
восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов;
-
осуществление экологического мониторинга.
Концепция
Сегодня, во-первых, современная техногенная цивилизация в своем развитии достигла такого критического уровня, в котором становится не безопасным дальнейшее развитие без изменения его духовного менталитета. В целях правильного использования обществом современных достижений науки и техники, для дальнейшего устойчивого развития необходимо внедрение в него и опыт коренных аборигенных народов, сохранившихся в качестве традиционно-самобытной культуры, условно называемой намидуховной экологией или духовно-экологической основой современной цивилизации.
Во - вторых, современное достижение науки и техники на таком уровне, при котором коренным народам наконец-то становится возможным быть понятым и воспринятым цивилизованным обществом как носитель необходимой достоверной информации для создания условий устойчивого развития, обусловленного в сохранении ландшафтного и культурного биоразнообразия.
Но, несмотря на это, сегодня официальная наука и государство в лице своих природоохранных, природопользовательских и планово-экономических структур не учитывают эти ресурсы, что приводит к отторжению коренного населения - основного гармонизатора и активизатора природных сил, от материнской среды - Природы, что приводит к экологическим и социальным катастрофам.
Поэтому, для гармоничного внедрения коренного населения в современное общество всем своим историко-культурным наследием, как недостающий элемент в современном устойчивом общечеловеческом развитии и для наиболее эффективного восприятия, и использования современным обществом опыта и информации, полученной в результате этого синтетического внедрения, необходимо создать сеть Центров (Алтайская Академия Естествознания) по подготовке и обучению кадров, способных сложить древнее этногенетическое знание в свете современного научного понимания. При этом Центры должны располагаться на территориях, имеющих наиболее полный набор природных, историко-культурных, социально-экономических предпосылок. Такие территории, обладающие особыми природными качествами, отмечены традиционной культурой коренных народов как Святые Земли.
Одной из таких территорий является Каракольская долина в Республике Алтай, которая с 2001 года относится к категории особо охраняемых природных территории республиканского статуса.
При подготовке статьи использованы материалы сайтов "Altai-Tur", "Маршруты ( http://www.marshruty.ru ), "Russian extreme travel club".
|