Сообщество путешественников
АВТОМОБИЛЕМ ПО ГОРНОМУ АЛТАЮ
 
Каталог статей

Меню сайта
Оцени фото!
Просим оценить!
Лютик Алтайский
Категория: Флора
Разместил: АЛебедев
Текущий рейтинг: 3.7
Наш опрос
Какой цвет Вы ассоциируете с Горным Алтаем?
Всего ответов: 497
Статистика

На сайте всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ЭТО ИНТЕРЕСНО
 
 
 
Облако тегов
Яндекс
Праздники
Праздники сегодня
Главная » Статьи » Долины » РА - Кош-Агачский район

Талдура (долина реки)
 
            Долина реки Талдура издавна используется туристами для подъезда как в район Южно-Чуйских белков, так и для того, чтобы попасть через её левый приток Джело и перевал Карагем в верховья реки Карагем.
 

 

            Дорога начинается от села Бельтир, где сливаются два основных истока реки Чаган-Узун: Талдура и. Путь вверх по Талдуре ведёт по её левому берегу, куда прямо в границах села ведёт хороший мост. Он, однако, используется в основном для поездок к летним пастбищам, расположенным высоко на плоскогорьях. Дело в том, что примерно в 5 километрах от Бельтира в Талдуру впадает крупный левый приток Кускуннур, и наезженная колея сначала поднимается довольно высоко на его конус выноса, а затем уже спускается обратно к Талдуре. По этой причине сначала надо переехать на левый берег Чагана и проехать километров 6 по правому берегу Талдуры. Здесь есть ещё один мост, узкий и не очень надёжный с виду, но грузовик по нему проезжает. Далее дорога идёт практически без перепадов примерно до характерного оврага ручья Туюкярык, прорезающего осыпной склон долины на высоте примерно 150 метров над рекой. Где-то тут колея разветвляется: одна идёт наверх, в обход устьевого ущелья реки Джело, а другая выводит к Джело недалеко от её слияния с Талдурой. Дорога от моста идёт по отсыпанной на солончаках террасе у подножия склона. Разветвляется она вскоре после холма с установленной на его верху деревянной оградкой, типа как на могилах ставят. Если уровень воды высокий, то даже для машины типа ГАЗ-66 переправа представляет весьма серьёзное препятствие.

 

            Здесь следует заметить, что в Бельтире машин достаточно много. Хватает и грузовиков, среди которых есть и ГАЗ-66. Проблема в том, что в этом селе нет заправки, из-за чего автомобили большую часть времени стоят на приколе. Есть, однако, приличные люди, с которыми можно иметь дело и, несмотря на все объективные препятствия, за приемлемую цену договориться о заброске.

 

            Вскоре после переправы вправо вверх крутым серпантином уходит дорога в верхнюю долину Джело и к перевалу Карагем, а путь вдоль реки вскоре выводит к стойбищу пастухов, расположенному на широкой террасе у подножия перегородившего всю долину скального барьера. Дорога, врезанная в склон, поднимается на холм, круто спускается в ложбину среди скал и выводит к броду через реку Мохро-Оюк. Здесь, в тени ущелья, растут довольно крупные лиственницы. Речка не представляет серьёзного препятствия ни для пешеходов, ни для машин. После переправы колея выводит на широкое моховое болото и обрывается у берега Талдуры: зимой здесь переправляются на другой берег, чтобы потом, через несколько километров вернуться обратно. Летом же приходится слезать с машины и идти дальше пешком. В 2003 году в том месте, где дорога возвращается обратно на левый берег (немного выше по течению от зимовья Тэкетуру), местные жители восстановили мост. Теперь, при необходимости, можно спокойно перейти на тот берег, по которому вам нужно идти.  
 

 

            Вдоль берега идёт хорошая тропа с постепенным набором высоты, а километра через три с правого берега возвращается дорога и довольно круто взбирается к зимовью Кокярык. Дальше начинаются широкие разливы реки, и колея идёт практически горизонтально. Примерно в 9 километрах от мохового болота (2.5 - 3 часа ходьбы) этот путь выводит к прижиму. Ясно, что зимой его объезжают по руслу Талдуры. Летом же приходится выбираться по скалам (или вдоль них по болоту) наверх, а затем спускаться обратно к реке. Менее часа ходьбы - и оказываешься у края широкого конуса выноса речки, что течёт из-под перевалов Костарева и Лошадь. Здесь весьма неплохое место для стоянки: в ручейке течёт чистая вода и есть дрова. Прямо напротив, на другом берегу виднеется лиственничная роща с расположившимся на её опушке зимовьем. Над ним крутым лбом нависает конечная морена ледника Некрасова. В этом месте логично (и вполне безопасно в низкую воду) переходить Талдуру вброд.
 

 

            Дальше вверх по долине идёт достаточно хорошо натоптанная тропа. Она пересекает конус выноса, а затем спускается с него на галечники. В этом месте приходится переходить через довольно крупный ручей. После галечников тропа выходит на пологие травянистые склоны, поперёк которых течёт ещё один неширокий, но глубокий и быстрый поток, а затем постепенно поднимается в обход прижима. Дальнейший путь ведёт практически всё время вдоль реки, уводя изредка в сторону, в узкие проходы среди заглаженных скал. Здесь, около ещё одного чистого ручья, примерно в 30-40 минутах ходьбы от нижней границы конуса выноса есть неплохое место для стоянки. Дальше тропа как-то незаметно исчезает, всё реже встречаются одинокие лиственницы, и путь выводит на галечники левого берега Талдуры, где справа со склона спускается, растекаясь на несколько рукавов, большой ручей, текущий, судя по всему, из-под перевала Перемётный. Конец Талдуринского ледника совсем рядом, река даже некоторое время течёт параллельно его краю. Чтобы выйти на него, приходится лезть довольно круто вверх на левобережные морены и набирать не менее 200 метров высоты. Непосредственный выход на ледник сразу от реки проблематичен.
 
Симонов Н.А. 
г. Новосибирск, 1999 г.
 
 


Источник: http://sab.sscc.ru
Категория: РА - Кош-Агачский район | Добавил: galt (03.09.2009)
Просмотров: 3928 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar
А вы знаете, что..
В 1935 году введена в действие первая в Сибири ГЭС на реке Чемал. Ее строили 100 человек, а производимой мощности хватало на обеспечение электроэнергией всех окрестных сел


Поиск


Форма входа
Логин:
Пароль:


Рассылки сайта
 


Сколько дней сайту


Алтай-Фото


Всего материалов:
Комментариев: 1893
Форум (темы/посты): 1656/20179
Фотографий: 6630
Дневников путешествий: 119
Новостей: 3219
Файлов: 242
Статей: 977
Directory: 7
Ad-board: 110
Игр: 213
FAQ: 14
Записей в Гостевой книге: 9628
Tестов: 1


Реклама на сайте



Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru


Copyright Свитайло Е.Н. © 2009-2024. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна!
111222333