Запустить проект особой экономической зоны (ОЭЗ) «Бирюзовая Катунь» и заставить ее работать получилось во многом не благодаря, а вопреки обстоятельствам, и назло недоброжелателям. Таков характер людей в регионе, воспетый еще Василием Шукшиным, а развитие зоны доказывает, что край может вытянуть даже «почти безнадежные темы». Об этом рассказал губернатор Алтайского края Александр Карлин на «Медиалоге» 21 июля.
Отвечая на вопрос о том, как он лично оценивает проект «Бирюзовая Катунь» на фоне заявлений о неэффективности реализации идеи ОЭЗ в России, Александр Карлин призвал разделять ответственность. Создание экономической зоны — это совместная работа федерального центра и региона, поэтому ситуацию нужно рассматривать с двух сторон. По его словам, со стороны Алтайского края и Алтайского района, где находится «Бирюзовая Катунь», все обязательства выполнены в срок и в полном объеме. В уставный капитал переданы средства и объекты, создана инфраструктура, построены подъездная магистраль и мост через Катунь. Более того, за счет взаимодействия с «Газпромом» и Национальной электросетевой компаний построены газопровод и ЛЭП, изначально даже не предусмотренные проектом.
Вторая сторона — федерация. Из слов губернатора следует, что Москва по какой-то причине не до конца исполнила свои обязательства. «Проблемы были со второй стороной — средства выделены не в полном объеме, к сожалению, не все объекты введены в эксплуатацию. Когда вы адресуете мне вопрос об оценке эффективности работы ОЭЗ, мы должны понимать, что эта оценка касается не только региона, но и второй стороны», — заявил Александр Карлин.
Но несмотря на все сложности, «Бирюзовая Катунь» — единственная реально работающая и «живая» ОЭЗ в стране, уверен глава региона. Она уже приняла 2,5 млн туристов, еще несколько сот тысяч приедет в этом году. В ОЭЗ действуют 17 резидентов, построен 21 объект, объем частных инвестиций превысил 800 млн рублей. «Ни одна другая зона в стране, кроме «Бирюзовой Катуни», не демонстрирует признаков жизни. А некоторые уход в иной мир официально признали, поскольку они ликвидированы», — заявил губернатор.
По его словам, само существование и успешное развитие ОЭЗ в Алтайском крае вызывает у многих раздражение. Причем, судя по контексту, речь может идти и о главах других регионов. «Если бы все зоны были неживые, это означало бы стратегическую ошибку в замысле, тогда можно все списать на его автора. Но так сделать не получается, ведь мы упорны в работе и вытягиваем даже почти безнадежные темы. Потому что мы свято верим: результат будет», — считает Александр Карлин.
Губернатор напомнил, что он настрого запретил своей команде в негативном ключе обсуждать подобные глобальные проекты, чтобы не снижать боевой дух. «Вы помните, как много желающих было поиздеваться и поехидничать над замыслами? Помните, когда я запретил своим обсуждать эти идеи в негативном плане. И мы оказались в числе регионов, которые оказались наиболее успешными в нацпроектах «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК»... Сегодня край позиционируется как регион с наиболее развитым школьным образованием потому, что мы в идею поверили и над ней работаем. То же самое и с ОЭЗ», — уверен глава региона.
По его аналогии, реализуя подобные проекты, Алтайский край становится подобен шукшинскому герою, который выполняет свою работу, несмотря на тучи гнуса. «Как Василий Макарович — посмотрите, как он сено косит. Зудят там. Или как у Некрасова, помните, «жалит, щекочет, жужжит». И у Василия Макаровича тоже «жалит, щекочет, жужжит», а он все равно косит. Или пашет. Или жнет. В Алтайском крае так», — объяснил Александр Карлин.
Напомним, 27 мая глава государства поручил правительству разработать единую стратегии работы ОЭЗ, обеспечить оптимизацию бюджетных инвестиций и механизмы их передачи под управление субъектам РФ. Кроме того, в поручении шла речь о приостановке создания новых ОЭЗ и прекращении работы 10 неэффективных ОЭЗ по итогам проверок Счетной палаты и Генпрокуратуры.
Еще год назад губернатор Алтайского края Александр Карлин заявлял, что надеется на скорейшее принятие Госдумой закона о передаче регионам функций по управлению ОЭЗ. Как следовало из слов главы региона, такое решение необходимо было для форсированного завершения строительства объектов инфраструктуры на «Бирюзовой Катуни». С этой целью требовалось привлечь дополнительные ресурсы. Подразумевалось, что одновременно с передачей полномочий регионы должны взять на себя и ответственность за достижение индикативных показателей развития экономических зон.
Через несколько месяцев, в августе 2015 года Александр Карлин лично попросил Владимира Путина ускорить работу по передаче в регионы полномочий по управлению ОЭЗ. Это произошло на заседании президиума Госсовета, посвященного развитию туризма в России.
Справка:ОЭЗ созданы в июле 2005 года. На 1 января текущего года в 30 субъектах РФ насчитывалось 33 ОЭЗ (девять промышленно-производственного типа, шесть технико-внедренческого типа, три портовые зоны и 15 туристско-рекреационного типа). По данным Минэкономики, с 2006 по 2015 год в особые экономические зоны России пришло более 400 инвесторов. По оценке Счетной палаты, с начала работы до января 2016 года ОЭЗ выплатили бюджетам различных уровней 40 млрд рублей налоговых и таможенных платежей.