С 1 февраля 2014 года вступили в силу изменения в Лесном кодексе РФ, которые, по задумке авторов, должны помочь в борьбе с незаконными рубками и «серыми» схемами реализации древесины. Однако, по мнению алтайских экологов, новый закон не только не будет работать, но и может помочь «черным лесорубам».
Как рассказал ИА «Банкфакс» председатель Геблеровского экологического общества Алексей Грибков, в российском законодательстве было немало инициатив, призванных ограничить незаконные рубки, но ни одна из них так и не стала панацеей. «Насколько я понял из текста закона (ФЗ № 415 от 28.12.2013г. «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» - прим. ред. «БФ»), главное его положение гласит, что теперь перед транспортировкой вся древесина должна маркироваться и даже чипироваться, а данные о ней будут заноситься в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета (ЕГАИС). Я не представляю, как это возможно технически. Не раз бывая на лесосеках, я наблюдал, как работают лесорубы, и могу сказать, что промаркировать каждое бревно просто нереально. Мы и в магазинах-то не можем заставить промаркировать каждый товар и написать состав продуктов, а тут речь о древесине», - заявляет Грибков.
По его мнению, маркировать и чипировать лес при погрузке на транспорт также крайне сложно. Это можно было бы сделать на складе, но большая часть «белой» алтайской древесины сразу уходит на деревообрабатывающие заводы, минуя стадию хранения. «Даже если предположить, что новые нормы будут исполняться, только представьте, насколько это увеличит стоимость леса. Из всех данных следует, что закон показушный и «бьет по хвостам», а не по корню проблемы нелегальных лесозаготовок», - утверждает эколог.
Стоит отметить, что Лесной кодекс не определяет, что такое, собственно, «лес». В явном виде его действие распространяется только на земли лесного фонда, леса на землях обороны и безопасности, леса на землях ООПТ, и на городские леса. Многое из того, что является лесом с биологической точки зрения и может быть источником древесины, не является лесом с точки зрения Лесного кодекса РФ (например, заросшие лесом брошенные сельхозземли, защитные лесополосы и т.д.). Таким образом, древесина, заготовленная в этих «неофициальных» лесах, учету не подлежит, а на нее приходится значительная часть нынешнего «черного» рынка.
Между тем классификация самой древесины по Лесному кодексу основывается на кодах ОКП и ТН ВЭД, которые никакого отношения к классификации земель или лесных участков не имеют. То есть та часть древесины, которая не подлежит обязательному учету, при перевозке, должна сопровождаться теми же самыми обязательными документами, и в том же порядке декларироваться. Как быть с тем, что учету при перевозке подлежит древесина из более широкого круга источников, чем учету при заготовке, и какой правовой статус будет иметь древесина, составляющая эту разницу, закон не разъясняет.
Алексей Грибков, председатель Геблеровского экологического общества, говорит: "Я считаю, что намного более эффективным было бы обеспечить независимый контроль за лесозаготовками при уже сложившейся системе. Грубо говоря, необходимо заставить эту систему работать, а не придумывать какие-то компьютерные игры с ЕГАИС и плодить еще большую бюрократию. Самым эффективным действием для создания прозрачной схемы лесозаготовок я считаю восстановление государственной лесной охраны и избавление лесников от бумажной волокиты. Пока они зарылись в документах, как кроты, никакого толка от изменений Лесного кодекса не будет. Кроме того, органам управления лесами придется делать вид, что новый закон как-то работает и положительно влияет на ситуацию. Скорее всего, для этого придется скрывать реальные масштабы воровства леса, а это почти наверняка приведет к попыткам дальнейшего сокращения расходов на охрану лесов и лесное хозяйство".
Действительно, как именно будут работать на практике новые требования к учету, маркировке, транспортировке древесины и учету сделок с ней, пока неясно. Закон, который в полной версии вступит в силу только с 1 января 2016 года, создает лишь правовую основу для появления этих требований, а сами они еще только должны быть установлены правительством РФ и Минприроды России. То же самое касается ЕГАИС: пока понятно лишь то, что такая система должна быть сделана, и то, что основная тяжесть работы с ней ляжет на субъекты РФ, лесничества и лесопарки.
Разработчики законопроекта основывались на официальной информации о масштабах незаконных рубок. По официальной статистике объем незаконно добываемой древесины в России составляет более 1 млн куб. м в год (около 0,5 % от учтенного объема законной заготовки древесины в стране). Если бы масштабы незаконных рубок в России действительно были бы такими, наша страна занимала бы одно из первых мест в мире по успешности борьбы с воровством древесины. Однако большинство экспертов оценивают долю незаконно заготовленной древесины в 20 - 25 %, или в 50 - 65 млн куб. м в год.
Источник: ИА Банкфакс |