Главная » 2011»Январь»16 » В Зыряновске освятили икону, «нарисованную» с помощью натуральных минералов
В Зыряновске освятили икону, «нарисованную» с помощью натуральных минералов
07:12
В отличие от привычных образов это творение не обветшает и сохранит сочность красок на протяжении многих веков. Икона из камня отвечает всем канонам церковной живописи.По признанию священнослужителей, от нее веет теплом, несмотря на то, что рисунок сделан не восковыми красками, а… алтайскими минералами. Секрет – в магии камней, которые, как заверили зыряновские мастера, «дышат» и будят фантазию.
– Кто-то от наших картин чувствует тепло, кто-то – холод, – поделился руководитель камнерезного цеха Виктор Переверзев. – В нашей палитре все цвета радуги, которые объясняются присутствием солей меди, цинка, свинца, кадмия, висмута, золота, серебра, платины… Недаром наш край зовется Рудным Алтаем.
Рабочим материалом для художников-камнерезов служат змеевики, гранит, яшма, нефрит, халцедон, агаты, чароит, кварц, сланец… Для каждого пейзажа, каждой детали мастера подбирают свой минерал, свой слой цветов и оттенков. Врезы приходится выпиливать и подгонять с микронной точностью. Это филигранная работа, которая невозможна без врожденного художественного чутья. Настоящий мастер всегда увидит в срезе нужный рисунок – камень сам подскажет сюжет. Обычный вроде булыжник после обработки может стать вазой с уникальным рисунком. А может уйти в отвал. Как правило, из привезенной грузовиком партии минералов выбраковывается две трети, на картины вообще идет не больше десятой доли процента!
– Весь рабочий материал мы заготавливаем летом, когда камни согреты, – рассказал Виктор Переверзев. – Специалисты перелопачивают тонны породы. Каждый камень затем нумеруется, заносится в картотеку и электронную базу данных. Художники должны знать, что у них в запасе. Конечно, проще расколоть камень на месте и не тащить за десятки, а то и сотни километров. Но в таком случае есть риск испортить уникальную картинку.
Действительно, в простом срезе камня можно увидеть целый этюд: с деревьями, травой, цветами, даже фигуры людей, животных и птиц угадываются. Такие миниатюры, как правило, дарят агаты. Их можно подсветить свечой и разглядывать часами, приводя в порядок мысли. С почтением художники относятся и к яшме с западноалтайской речки Громотуха. Этот камень играет, словно мозаика.
Техника, которую применяют зыряновские мастера, позволяет использовать в каменной «живописи» полутона. Таким искусством, по словам камнерезов, больше не владеют нигде в мире! Зыряновцы даже освоили передачу отражения на воде, хотя это трудная задача для традиционного рисунка красками и карандашом. Чтобы добиться естественности, художники вынуждены перебирать сотни, тысячи образцов! Находить «родные» кусочки и подгонять их так, чтобы глаз зрителя не заметил ни одного стыка. «Сложнее техники я не знаю», – признался руководитель цеха.
У созерцания каменных картин есть свой секрет. Чтобы увидеть пейзаж во всей красе, свет должен быть не прямым, рассеянным и достаточно сильным. Мало освещения – вода на каменном пейзаже не светится, рисунок жухнет. Много – тонет в бликах. Но если найдена золотая середина, каменное полотно наградит магическим чувством мгновения и вечности.
Последнее произведение зыряновских камнерезов – икона – родилось не случайно. Идею подсказала сама жизнь, вернее, общее уважительное отношение к вере в Казахстане.
– Вместе с духовными традициями мы решили возродить и старинное искусство церковной каменной мозаики, – заметили мастера. – Мозаики из наших, алтайских, минералов.