Главная » 2010»Май»1 » Руководитель правительственного агентства в Республике Алтай угрожает археологам, решившим возобновить там раскопки
Руководитель правительственного агентства в Республике Алтай угрожает археологам, решившим возобновить там раскопки
08:21
Вопрос о возвращении на Алтай мумии "принцессы Укока" не должен быть предметом торга, и новосибирские археологи под этим предлогом не имеют права выставлять условия местным властям о возобновлении раскопок. "Все стремления академика Вячеслава Молодина (о возобновлении археологических работ) бессильны и обсуждению вовсе не подлежат", - заявил в интервью районной газете "Чуйские зори" директор Агентства по культурно-историческому наследию Республики Алтай Василий Ойношев. По словам Ойношева, которые приводит 30 апреля сайт "Новости горного Алтая", Молодин не в первый раз поднимает вопрос о возможности возобновления раскопок. "В частности, речь идет о Каракольской долине Онгудайского района. Туда и стремится который год сам Молодин, - говорит Ойношев. - Там, в урочище Алтыгы-Сору представлены далеко неизвестные и неизученные памятники". "Без учета мнения местного населения тут не обойтись, а коренные жители категорически против раскопок. Соответственно, мы не можем гарантировать безопасность археологов", - заявил чиновник.
На днях замдиректора Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, академик Вячеслав Молодин пообещал, что археологи передадут в Горно-Алтайск мумию обнаруженной в 1993 году на плато Укок женщины после того, как здесь будет отреставрирован национальный музей и созданы условия для ее хранения. В то же время он предложил местным властям сделать ответный шаг и создать условия для возобновления раскопок.
Формально ограничение на проведение археологических работ было снято в январе, когда местные депутаты по требованию прокуратуры отменили постановление Эл Курултая, принятое 10 июля 1997 года. Постановление запрещало проводить раскопки на территории Кош-Агачского района. Прокуратура сочла, что данное постановление не соответствовало федеральному законодательству.
Этому событию предшествовал достаточно громкий скандал, случившийся летом 2009 года. Тогда экспедиция новосибирского Института археологии и этнографии СО РАН начала раскопки у Кокоринского сельского поселения в Кош-Агачском районе. О раскопках узнали члены общины "Эре Чуй", которые потребовали их прекратить. В связи с этим руководители экспедиции обратились в прокуратуру с заявлением о том, что местное население препятствует проведению исследований. Совершенно неожиданно для археологов прокуратура КошАгачского района выступила на стороне местных жителей и внесла руководителю экспедиции представление о нарушении постановления Госсобрания от 10 июля 1997 года. Однако археологи обжаловали действия районной прокуратуры, и в результате дополнительной проверки выяснилось, что данное постановление нарушает положения российского законодательства.
Впрочем, часть депутатов Госсобрания и местная общественность до сих пор ищет хоть какую-нибудь лазейку для того, чтобы запретить раскопки. "Мы будем до конца отстаивать свои позиции о запрете раскопок, - заявил председатель Ассоциации коренных малочисленных народов теленгитов "Эре Чуй" Роман Тадыров. - Найдем метод воздействия. Мы, конечно, не против науки. Есть такие курганы, которые сносит вода, аварийные. Там можно раскопки делать. То, что выкапывают, все должно оставаться на месте, здесь! Изучили - вернули назад. И обязательно там должны участвовать при раскопках наши люди".
Раскопки были запрещены в результате жесткого противостояния местных жителей и археологов, которые в 1993 году во время раскопок на плато Укок в Кош-Агачском районе обнаружили захоронение с мумией так называемой "принцессы Укока". Алтайцы заявили, что захороненная 2,5 тыс. лет назад женщина была прародительницей их народа и потребовали вернуть мумию в республику. При этом часть местных жителей требует перезахоронить останки.
Государственное некоммерческое учреждение "Агентство по культурно-историческому наследию Республики Алтай" создано в 1992 году по рекомендации съезда работников культуры и искусства. Основными видами деятельности учреждения являются выявление, сохранение, использование и популяризация культурного наследия на территории Республики Алтай. Агентство выдает лицензии на использование историко-культурного наследия, согласовывает отводы земельных участков для строительства баз отдыха, дорожного строительства и т.п., организует заповедные охраняемые зоны историкокультурного значения, организует аварийные археологические раскопки. Все организации, независимо от форм собственности, использующие историко-культурный потенциал республики, например, посещение туристами исторических, памятных мест, археологических памятников, культовых объектов, обязаны получить на это разрешение в АКИН.
Интересно, а как бы расценили такое заявление: Прогрессивное человечество против запрещения науки и потому ни в одном месте земного шара мы не можем гарантировать безопасность алтайцев"? Наверное сочли бы экстремистским... Мне кажется, за подобные заявления, Василий Ойношева необходимо привлечь к отвественности за уголовное преступление- разжигание межнациональной и религиозной вражды. И, интересно, за нарушение прокуратурой алтая Российского законодательства кто нибудь был наказан? И как вот это понимать: "например, посещение туристами исторических, памятных мест, археологических памятников, культовых объектов, обязаны получить на это разрешение в АКИН"? Может еще и денежку платить? Не пора ли всерьез задуматься о том, что необходимо Горный Алтай официально признать территорией неблагоприятной для туризма?
А вы знаете, что..
В Телецком озере обитает четырнадцать видов рыб, среди которых: таймень, телецкий хариус, ускуч (ленок), телецкий сиг, окунь и др.