"Полученные данные превзошли все наши ожидания, - говорит Сванте Паабо (Svante Paabo), старший автор международного исследовательского проекта и директор эволюционной генетики в Институте Эволюционной Антропологии Макса Планка в Лейпциге, Германия. - Я почти не могу в них поверить. Это казалось слишком фантастическим, чтобы быть правдой."
Независимые исследователи с интересом встретили представленные результаты, но предостерегли - не стоит делать окончательные выводы по результатам единственного исследования. "С этими данными в руке еще нельзя требовать признания открытия нового вида человека," - заявил Эске Виллерслев (Eske Willerslev), эволюционный биолог и директор Центра GeoGenetics в университете Копенгагена.
Если дальнейшая работа действительно подтвердит сделанные выводы, она стала бы первым открытием, когда исчезнувший человеческий вид был найден в результате анализа ДНК. Это также позволило бы предположить, что люди ледникового периода были более разнообразны в видовом отношении, чем считалось. Начиная с конца девятнадцатого века исследователи знали, что две разновидности рода Homo - неандертальцы и современные люди - сосуществовали во время финальной части последнего ледникового периода. В 2003 г., третья разновидность, Homo floresiensis, была обнаружена на острове Flores в Индонезии, но никаких признаков этого крошечного "хоббита" не было найдено в других местах. Новый вид человека, найденный в Сибири, однако, допускает возможность, что несколько разновидностей Homo располагались по всей Европе и Азии, перемежаясь с прямыми предками современных людей.
Место в Алтайских горах, где находится Денисова пещера, было уже известно как богатый источник артефактов культуры Мустье и Леваллуа - двух стилей каменных орудий, приписываемых неандертальцам. Больше десятилетия российские ученые из Института археологии и этнографии в Новосибирске искали кости изготовителей орудий. Они обнаружили несколько потенциально важных находок костей, которые изымались в перчатках, чтобы предотвратить загрязнение их современной человеческой ДНК. В итоге собственная ДНК найденных костей могла быть извлечена и проанализирована.
Когда была найдена кость пальца, "мы не обратили на нее особое внимание", - говорит археолог Михаил Шуньков из новосибирского Института археологии и этнографии. Но здесь сыграло роль то, что с этой российской группой исследователей за годы до находки начал сотрудничать Паабо, надеявшийся собрать материал для генетического исследования людей ледникового периода. После получения кости немецкая команда извлекла ее генетический материал и исследовала митохондриальную ДНК (mtDNA) - самую богатую разновидность ДНК, являющуюся лучшим выбором для того, чтобы получить неврежденный генетический код из древних останков.
Чтобы гарантировать точность, ученые расшифровали код mtDNA в этом образце 156 раз и сравнили полученные результаты с mtDNA геномами 54-х наших современников, с геномами жившего 30 тыс. лет назад человека современного типа, найденным в России и шести неандертальцев. В результате ДНК находки в Денисовой пещере составило собственный класс генома. Если неандертальский mtDNA геном отличался от генома человека разумного 202 отличиями, то образец из Денисовой пещеры отличался в среднем по 385 отличиям.
Различия подразумевают, что сибирский предок отклонился от человеческого генеалогического дерева миллион лет назад, задолго до разделения между современными людьми и неандертальцами. Если это так, то найденный вид человека мог покинуть Африку в ходе ранее неизвестных миграций - это произошло позднее Homo erectus, покинувшего ее 1.9 миллиона лет назад, но ранее предка неандертальцев Homo heidelbergensis, мигрировавшего 300 000 - 500 000 лет назад.
Иоганнес Краузе (Johannes Krause), также из Института Макса Планка в Лейпциге, в своих работах говорит, что теперь ведется исследование ДНК кости с надеждой на расшифровку всего ее генома. Если работы увенчаются успехом, это будет самый древний расшифрованный человеческий геном, затмевающий результаты расшифровки генома живших 4000 лет назад эскимосов с острова Гренландия, о котором Виллерслев и его коллеги сообщали в последние месяцы.
Полный геном мог бы также позволить исследователям дать новому виду человека официальное имя. Они уже планировали сделать это по итогам расшифровки mtDNA генома. Однако, в итоге ученые решили подождать, пока не будет найдено больше костей - или пока исследования ДНК не дадут более ясную картину соотношения с современными людьми и неандертальцами.
Виллерслев подчеркивает, что исследование лишь одной mtDNA не является достаточным свидетельством того, что в Сибири найден новый вид человека, потому что mtDNA наследуется только от матери. Возможно, что у некоторых людей современного типа или неандертальцев, живших в Сибири 40 000 лет назад, был необычный mtDNA, который мог появиться в результате более раннего межпородного скрещивания среди Homo erectus, неандертальцев, архаичных типов современных людей или других, пока еще неизвестных разновидностей рода Homo. Только исследования ядерной ДНК должным образом определят положение сибирского родственника в человеческом генеалогическом дереве.
Антропологи также хотят получить дополнительную информацию по датированию отложений в пещере и лучшее описание кости пальца. "Я не видел непосредственно эту кость, но хотел бы ее увидеть," - говорит Оуэн Лавджой (Owen Lovejoy), антрополог в Кентском государственном университете в Огайо. "По стратиграфическим данным, возраст кости 30 000 - 48 000 лет, но возраст mtDNA может быть столь же древним, как Homo erectus, - говорит Лавджой. - В таком случае это не скажет нам много нового о человеческом развитии, если только эта находка действительно не принадлежит выжившей древней разновидности."
Находки в пещере пока не дают много подсказок о культуре сибирского гоминида, хотя фрагмент полированного браслета с просверленным отверстием был найден ранее в том же самом слое, который привел к находке кости.
Паабо допускает, что новые человеческие предки - и новые тайны - еще могут появиться, поскольку генетики исследуют все более древние кости для того, чтобы расшифровать генетический код. "Молекулярные исследования сегодня делают вклад в исследование древностей там, где мало или совсем нет памятников материальной культуры, - говорит он. - Для меня ясно, что мы стоим только в начале многих захватывающих открытий".
Русский перевод -
ИА "Банкфакс"