karrvalo | Дата: Пятница, 09.02.2024, 08:08 | Сообщение # 1 |
Лучший пользователь сайта 2013 г.
Группа: Заслуженные
Сообщений: 1393
Авто: X-treil
Награды:
6
Репутация: 2
Замечания: 0% ± Статус: Вне сайта (А разве вне сайта есть жизнь?)
| ..... Ольга Шадрина... о селе) Алтай. Село имеет название реки Село имеет название реки, поэтому оно - название формируется, как и у той реки, из двух слов.
Река, на которой находится село, является притоком Оби, имея довольно большую протяженность 327 км. По современной территории Республики Алтай эта река протекает только в пределах 35 км.
В середине прошлого века река использовалась для молевого сплава леса.
В 1958 году реку в половодье пробовали использовать для судоходства.
С 2008 года рассматривается возможность строительства на реке каскада гидроэлектростанций.
Сегодня эта красивая и спокойная река идеально подходит для организации детского и семейного рафтинга (1-2 категория сложности) в сочетании с возможностью рыбалки и купания в теплой реке.
Село, находясь сегодня на границе двух субъектов России, имеет интересное прошлое. ( фото мое)
Архивное фото Из истории известно, что, территория современного Горного Алтая входила в состав Бийского уезда Томской губернии.
С 1-го января 1895 года Бийский округ был разделен на два: Бийский и Змеиногорский.
В декабре 1898 года округа были переименованы в уезды.
В начале XX века Бийский уезд был разделен на 5 полицейских станов, которые в свою очередь делились на участки полицейских урядников, их было 22.
Время образование сельского Совета в списке значится с 4 августа 1920 г., тогда село было частью одноименной селу волости Бийского уезда Алтайской губернии.
С 27 мая 1924 года село было частью Солонешенского района Бийского уезда.
С 25 мая 1925 года частью Солонешенского района Бийского округа Сибирского края.
С 30 июля 1930 года частью Солонешенского района Западно-Сибирского края.
С 10 мая 1931 года был передан в аймак Ойротской а.о.
Сегодня в одноименное сельское поселение входит три села, помимо основного – Турата и Каракол.
В селе сохранился памятник В. И. Ленину, есть обелиск советским воинам.
В селе некогда находилась старинная деревянная церковь, сгоревшая несколько лет назад.Сегодня церковь восстановлена.
Фото Ольга Шадрина В селе можно взять проводников на посещение окрестных пещер.
Интересные факты из истории села. В 19 столетии угодья Алтая изобиловали косулями. Крестьяне из этого села в 1882 году добывали по 80 голов косули на ружье. В местности, где протекает, одноименная селу речка, ранее жили алтайцы - «здесь было самое-самое сердце калмыков». Первым основателем поселения в 1848 году были телеуты из Кузнецкого округа, крестившиеся у основателя Алтайской миссии архимандрита Макария. Один из них – Максим Баксарин, был богатым человеком и вел обширную торговлю с инородцами по всем стойбищам, но вскоре после поселения в это село был убит алтайцами. Вдова его, Анна Тюдюнекова, в память покойного мужа, сделала пожертвование на устройство в селе миссионерского стана, где в 1853 году была построена церковь Святой Троицы и дом для миссионеров. Из рассказа жителя села Синицына Виктора Парфеновича, можно узнать, что его «дед приехал в эти места с семьей в 1848 году из Локтя. Облюбовав место на берегу речки, он построил здесь первую избу. Кругом был старый лиственный лес и между деревьями ютились юрты казахов. Как рассказывает Синицын В.П., так и стояла одна изба много лет и топилась она по-черному. Окна были затянуты скотской брюшиной, отапливали ее сучьями, принесенными из леса. Когда отец Синицына В. П. был еще мальчишкой, дед добыл где-то телегу на деревянном ходу. Телега издавала такой скрип, что его было слышно за версту и дальше. К конце концов ее хозяин додумался брать с собой в дорогу ведро с коровьим навозом и, по мере надобности, смазывать им оси телеги. Скрипу слышно не стало…» В 1858 году была построена школа с расходами на содержание в 156 рублей. Пол переписи 1886 года число русских жителей в поселении было 37 мужчин и 33 женщины, инородцев кочующих 241 мужчин и 199 женщин, православных 278 мужчин и 232 женщины, некрещеных 26 мужчин и 26 женщин. В селе население слагалось из четырех групп: новокрещеные алтайцы, киргизы, причисленные крестьяне и непричисленные переселенцы. Неприязненные отношения между русскими и инородцами находили свое выражение в краже лошадей: за пять лет крестьяне насчитывали украденными у них не менее 170 лошадей, которых оценивали в 1800 рублей. Одного этого обстоятельств достаточно, чтобы отношения между различными частями населения были обострены до крайней степени. Инородцы, в свою очередь, указывали, что воровством занимаются и сами крестьяне, что они производят захваты инородческих земель и проч. В 1886 году в селе работала лавка с мануфактурным и бакалейным, скобяным, посудным товаром, частично торговля сахаром. При лавке была кладовая. Все это принадлежало бийскому купцу 2-й гильдии Трифону Антиповичу Дунаеву. В 1885 году в эти места был наплыв больных со слабыми и пораженными легкими. Они покупали приготовленный кумыс. Число кумысопроизводителей было до 20. Лучшим считался киргиз Машик, который, смотря на просьбу больного, приготавливал кумыс разного вкуса и крепости. Он приготавливал кумыса до 7 ведер ежедневно. С 1888 года сюда стали приезжать русские. Русскими село заселялось очень быстро. Сюда ехали и тамбовские, и воронежские, и мордовские жители. «…Кладбище примечательно было тем, что могилы не ограничиваются одними крестами – символом нашего спасения, но непременно есть и срубик на каждой могиле, так что жилище живых не много отличаются от покоев умерших. Местные киргизки повязывают себе головы непременно белым платком...» К концу 19 века грамотность населения составляла до 60 %. 4 августа 1926 года вместе с американкой Зинаидой Григорьевной Фосдик это село посетили Елена Ивановна, Николай Константинович и Юрий Николаевич Рерихи. Фосдик указывает в своих записях: «Наконец прибыли… Н. К. обратил внимание на пещеры, находящиеся вблизи. В них масса костей и какие-то надписи…» Действительно, село это имеет название реки, которая является одним из двух истоков той, на которой располагается это село.
село Чёрный Ануй.
Путешествие продолжается… Ольга Шадрина. Фото автора, архивное фото.
...........
.на выезде из села,играли на дороге мальчуганы,потом , убежали и спрятались за камни...типа разведчики!.. .насторожило , но не очень!потом за деревней,.. .туристы меняли колесо на авто... а , чуть дальше-и мы встали!причем -оба... а- в заднем , вообще,-две большие дыры,жгуты -проваливаются!. ..связи нет,запаска одна...вечер,...дождливо!... (давно не ездили...но перевал там красивый.... колеса клеили . дождь крапал, подливали шампунь в миниралку...дырки икали!)....обязательно ввернемся... ............ взбодрим темы! к дню рождения сайта! ............
karrvalo
Сообщение отредактировал karrvalo - Пятница, 09.02.2024, 08:18 |
|
| |