Одна из главных проблем туристической отрасли на Алтае — кадры. «На такой большой поток туристов требуется немало квалифицированных, опытных гидов, инструкторов, поваров, аниматоров и т.д. Порой на одну вип-группу из 8 человек требуется столько же человек обслуживающего персонала. Тех институтов, которые великолепно готовили гидов и экскурсоводов для туризма в Алтайском крае, сейчас нет, они закрылись в начале девяностых годов», — рассказал в интервью RATA-News директор барнаульской туристической компании «Плот» Александр Смирнов. «Нынешние туристические факультеты при вузах Барнаула готовят, в основном, менеджеров для работы в офисах. Со всем остальным, что необходимо для проведения туров на высоком уровне, — качественное снаряжение, транспорт, продукты питания, средства размещения, средства связи и прочее, проблем нет», — отметил он.
Другая сложность — регистрация иностранцев. Наши законодатели, разрабатывая закон о порядке въезда и выезда в РФ, забыли о категории экотуристов. Находясь на маршрутах, проходящих в основном в «диких» местах, они живут преимущественно в палатках, которые средствами размещения не являются. Следовательно, по нынешнему закону, эти иностранцы не могут быть поставлены на миграционный учет. Еще одна проблема — фингарантии. За год мы принимаем не более сотни иностранных туристов, а сумма финансового обеспечения для нас составляет 10 млн рублей. Если законодатели не пойдут навстречу турфирмам и не снизят гарантии для операторов по въездному туризму до разумного минимума, то в этом году будем работать только в нише внутреннего туризма, говорит Смирнов.
Он также отметил, что средний рост турпотока составляет 20−30% в год. «Мне кажется, это связано с увеличением популярности Алтая как региона, уникального по красоте природы и по экологии. Но число туристов растет, в основном, за счет жителей близлежащих областей: Кемеровской, Новосибирской, Томской, Омской. Для туристов из Москвы и Московской области, из Петербурга, с Урала доехать до нас очень дорого, — говорит Александр Смирнов. — Авиабилет Москва — Барнаул — Москва летом прошлого года стоил минимум 14−15 тысяч рублей. Но так как в высокий сезон из Москвы выполнялось всего три ежедневных регулярных рейса — авиакомпаниями «Сибирь», «Аэрофлот» и «Красэйр» — тарифы эконом-класса достигали 30 тысяч рублей и выше. Притом, что средняя стоимость активного тура составляет 15 тыс. рублей, общая цена пакета для москвича превышала $1 тыс. Проживание в хороших туркомплексах Горного Алтая тоже недешево — в среднем 3 тысячи рублей в день в номере с удобствами, но без питания. Цена же питания колеблется в зависимости от категории базы в пределах 400−1500 рублей в день на человека. Жителям Урала летом сложно купить железнодорожные билеты на проходящие поезда до Барнаула, и они вынуждены порой добираться до Новосибирска на поезде, а затем 500−600 км на автобусе до Горного Алтая».