Продолжение . Часть четвертая. Актру. Начало см в 1,2,3 частях. ледник Софийский, ледник Талдуринский, Аргут, степь Самаха
День девятый 24.07 р.Аргут-с.Кош-Агач-с.Курай-альплагерь Актру. 272
км
Как не хотелось нам дневки, мы
сами выбрали радиалку на Аргут, а впереди было еще много чего интересного.
Собравшись с утречка, выехали обратно в сторону Кош-Агача. Погода хмурилась,
было прохладно. Дорогу немного развезло.
Далее ехали в дождь,
который, то занимался, то проходил.
Быстро довольно доехали до Кош-Агача, опять докупили мелочи. Двинули в сторону
Курая, надеясь на хорошую погоду. Увиденное
в Курайской степи, опять
поразило. Чемал в миниатюре.
Какие-то трейлеры, автобусы, машины
и 54,70,22,55,19,42 регионов , машины
пузотерки, застрявшие в грязи, толпы народа, какая-то юрта и по моему, какой-то киоск. Наблюдалось
какое-то броуновское движение.
Преодолев глубокую лужу и затем
р.Тюте вброд, заторопились , время катило к 7 часам, нужно было доехать до
перевалки и далее до альплагеря. В общем то рассчитывали минут за 40 проделать
1 часть пути и часа за 3 добраться до альплагеря. Можно конечно и за 2. Час
брали на непредвиденности. В итоге корячились, что-то часа 3 с половиной. Такой
дороги не ожидали, из-за уровня воды.
На перевалке куча машин,
припаркованных, тех туристов, которые нанимали доставку выше. Сыро, слякотно.
Мост, через р.Актру, как и прежде
сломан. Некоторые бревна крутятся, поэтому и пешком стоит проходить осторожно,
особенно в дождь.
Фото 1
Вода в реке довольно высока. Разведали.
Проехали. Уже на подъеме далее увидели качество дороги. Дорогу мы видели и
ранее, прошли ее ногами, видели подъем машин. Рекорд проезда этих 10 км в летнее время принадлежит «бешеному
местному УАЗику», который возил, то туристов, то вещи, то провиант на
альплагерь и в каких передрягах только
не был – 40 минут. Стандартно люди забираются на него со скоростью пеших
туристов , то есть в районе 2 часов или
чуть больше.
Фото 2 , фото 10
Нынешнее качество поразило ,
огромными лужами, скрывавшими большие камни, грязевыми колеями от шишиг и
Уралов. Все это хлюпало, склизко заносило машину, местами тупо отпускали
управление и катились боком. Слава богу, уклонов, чтобы вылететь вниз, в лес с
уклона не было.
Фото 3 , фото 4
УАЗ шел первым, пыхтел, дымил,
раскачивался. Настоящим испытанием для Кости и Кorando был
этот путь. Костя боялся повредить днище, хотя зря, защита толстая и помял он ее
в итоге слегка , а было на чем. Описать дорогу в деталях сложно и долго. Но
хватило всего и всем. Немного не доезжая морены встретили серьезное препятствие скользкий
подъем и спуск, после спуска две дороги
- одна практически топь с колеями, где засосало бы, вторая - пригорок, на который, судя по следам кто то
заезжал, но довольно рискованно, и третья неизвестной глубины лужа. Фото 5, фото 6 , фото 7,8,
Лужу исследовали в болотниках,
судя по движению водителей лужа была еще та, около метра местами глубиной и
явно камни разного размера, один из которых в итоге поставил нашу машину боком градусов
как бы не 30-35. Ехать пришлось
практически вслепую и по памяти ног, которые исследовали дно. УАЗ проехал.
Фото 9
Далее с помощью знаков Саши, который стоял в болотниках, в луже проехали и мы.
Получалось чтобы не сесть на камень и не вывеситься, нужно было наехать левым колесом на камень с существенным уклоном.
Страха не было, но я уже планировала, как буду выбираться в левое переднее
стекло вся в противной жиже. В итоге аккуратно и медленно сползли с камня и
проехали и это препятствие. Дальше вроде как стало полегче. Выехали на морену.
Практически стемнело. Как награда за напряжение и тяжелую дорогу, морена
сделала подарок.
фото 11
Практически в темноте, с облаках,
одна из гор, осветилась ярким клиновидным неестественным оранжево-багряным
светом. Как то так прорезало солнце тучи. И этот свет был почти мистическим и
не верилось ,, что это солнце, а как будто кто то специально, театрально
направил луч прожектора, вся же долина с маревом облаков, с выглядывавшей из
полумрака стеной Караташ и этим освещением выглядела как декорации к
мистическому фильму и ожидание непременного разворачивания действия фильма
присутствовало.
Почти успев запечатлеть на
фотоаппарат это освещение, хотя и техника не смогла передать полноту этого
действа, проехали далее по морене. Два рукава преодолели сравнительно легко.
Толпам народу не удивились,
удивились количеству этих толп, начиная почти с морены и далее практически до
памятников стояли палатки, шатры, и ближе к памятникам стоянка джиперов. Сбегали до спасов, нас
встретила пара метеорологов, она на восьмом месяце беременности, миловидная
девушка в красивом платье, он в махровом халате, такие все усадебно-барские и
чистые и сухие. Подумалось как не страшно ей в таком положении находится здесь,
дорога такая, что родить можно ГД т между альплагерем и перевалкой Приветливо встретив, сказали где встать
палатками, также предложили остановку в домиках, и порадовали нас , что погода
завтра будет теплая и солнечная. Подтвердили, что в этом году их залили дожди и
похвалили Костины болотники, что мол вот таким здесь самое место
К джиперам мы не поехали. Нашли
место между дорогой и тур. тропой. Какое уж тут уединение. Сюда едем за
великолепием Актру, дорогой на ледник и самого ледника и озера. Дубарина как
всегда на Актру и с примесью сырости нас не особо пугала. Гнуса не было. Однако народ вымотался
подъемом и особых посиделок не устраивали. Тем не менее, я сготовила согревающий поздний ужин гречка с
тушенкой. Водка однако, не пилась.
Радовали перспективы в виде
хорошей погоды.
День десятый 25.07 Дневка на Актру
Разбудило топанье туристов на
тропе и лай Каспера. Спозоранку разношерстные туристы гуськом топали в
направлении малого и большого ледника, тропа проходила аккурат в 2 метрах от нашей палатки.
Мы вообще не планировали ничего, акромя бани, поскольку на Актру были, на
ледниках, озере тоже. Хотели правда
зайти на пер.Учитель и то, если будет желание.
Иля с Сашей собрались раньше нас,
и пошли как они сказали часика на два,
тут рядом. На ледник не собирались.
Мы лениво встали, ослепительное солнце,
пронзительный контраст синего и белого, красота! Мелькнула мысль приехать сюда
по осени, сухой, золотой осени в сентябре, когда и воздух и краски не
сравнимы, ни с каким другим временем
года.
Лениво завтракали, мимо топали
гуськом туристы, такие разные, бодрые и ленивые, молодые и не очень, с
рюкзаками и без, худые и пузатые, с лыжными палками, в очках, в стоптаных кедах
и экипированные по полной программе. Но самое главное все они топали, а не
лежали на диване с пивом Мы лупились на
них от нечего делать как в кино и получали удовольствие. Как нечто выбивающееся
из общей картины, шел мужик по лесочку и разговаривал по мобильному телефону. А
ведь раньше здесь связи не было. Действительно билайн, плохо, но работает
Сходили в метеорологам, заказали
баню, было только на 5 часов. Баня дороговатая 1000 р\в час, веник 150 р.
Время катилось к полудню. Надо
было чем то, заняться. Перевал Учитель
затянуло облаками. Облака повисли, как и полагается на горе и ни туда и ни сюда.
Остальная часть неба была безоблачной. Стало
быть, на перевал смысла идти не
было, потому что единственный смысл идти, это увидеть сверху все с другого
ракурса.
До бани время решили скоротать
неспешной прогулкой куда глаза глядят, и
куда дойдем.
Это так приятно ничего не
планировать. Сколько раз замечала,
поставленная цель иногда напрягает, поскольку ее, цель надо достичь.
Когда идешь под девизом «куда дойдем» доходишь туда, куда надо и гораздо легче и
как ни странно быстрее, чем, если бы
поставил цель. В прошлый раз шли до озера что то около 4 часов по-моему. А
прошлый раз был в году 2006 ом.
Фото 12
В этот раз шли не торопясь,
наслаждаясь пейзажами, рассматривали в бинокль, фотографировали вновь снежные
вершины (в прошлый раз все съемки делались на пленочный ФЭД 3).
Мимо нас проскакала команда
парней, как оказалось потом они в этот же день планировали спуск на перевалку
пешком. Шли они бодро, даже слишком, отдыхая на остановках.
Мало помалу, мы ползли вверх,
вошли в ритм, перестали разговаривать и вошли в привычное полу-трансовое состояние, так свойственное на пеших переходах, когда
идешь в одном темпе, медленно и без остановок, не уставая, автоматически-интуитивно
выбирая направления, автоматически выбирая прочные камни и одновременно думая о
своем.
Самое приятно состояние, самый
приятный метод, там, где нет подвохов на
тропе и не надо включать мозг для обдумывания маневров. Именно такое движение
дает заряд моральной бодрости, снимает психологическое напряжение от города и
дает ту самую нужную и приятную физическую усталость, которой так не хватает в
городе.
Мало по малу шли, встретили
отдыхающую группу парней, пошли дальше.
Фото 19
Случайно услышала знакомый голос,
где то снизу, издалека, присмотрелись Иля
с Сашей топали где то внизу, далеко, выглядели как муравьи, мы им
проорали, они шли обратно. Видимо тоже так гуляя, добрели до подножия ледника.
На бараньи лбы лезть не
планировали. Посмотрели на время. Решили полезть.
Фото 13 , фото 14 , фото 15, фото 16
Долезли наверх, к курумнику и
началу ледника Б.Актру. Встретили группку две тетеньки лет 50-ти и такой же
дяденька. Экипированы они были как надо и перлись на вершину Б. Актру. Дяденька
был худой, на вид килограмм 50 если есть в нем, то хорошо, а рюкзак по виду был раза в полтора
больше его и видимо весом с него же.
Молодцы!
Мы не без белой зависти
посмотрели им вслед, пожелали хорошей погоды, и удачи.
Собственно мы могли бы дойти и до
озера и в этот раз, усталости не было. Но зато была баня, а мы не мылись в
горячей воде уже 10 дней, да и вообще баня это наше все.
Надо было двигать обратно.
Фото 17
Подоспели те самые парни, уже
умотанные порядком, уточнили дорогу до
озера. Мы показали и посоветовали не гнать , а лучше идти медленно и ровно,
экономя силы, чтобы потом хватило и на спуск
до перевалки
Время перевалило за три. Отдохнув, сделав несколько
фотоснимков, пошли обратно.
В лагерь пришли в пол-пятого. Вся
прогулка туда-сюда заняла чуть больше трех часов.
Баня на Актру новая, жаркая.
Попарились на славу. Хотя и веники никакие, даром , что 150 рублей, хватило их
только на Костю.
День одиннадцатый 26.07 альплагерь
Актру- пер. Катуярык-стоянка на Чулышмане (недалеко от слияния с Чульчой) , 250 км.
Утро выдалось пасмурным. Мужикам
хотелось побыстрее проехать 10
км до перевалки.
Костя сделал выводы о его
чрезмерной щепетильности относительно камней и заботы о машине , но все равно
напрягался.
Перевалы и обрывы - это,
пожалуйста, а вот болота и камни в лужах
- не для него. Ну не испытывает он кайфа от убийства машины.
По приезду на Актру неадекватно
повел себя датчик генератора, но вроде потом все было ОК. Кроме того , что то
шуршало в хабах. Хабы проверил - все ОК.
Но все равно то одну , то другую
машину слегка колбасило. То водой залило, то грязью, то там подвинтили, то там
подсушили, но ничего серьезного.
Фото 18
Обратная дорога была пройдена
достойно на мой взгляд. Хотя после морены пошел противный дождь, съемка была
невозможно, фотоаппарат моментально заливало, не говоря уж о камере. Кorando ехал
первым. Большую лужу Костя бродил сам. Нащупал
траекторию. Я вышла все-таки поснимать. Таки сел на камень всем весом , елозил
какое то время туда сюда, и таки после 3-4 маневров слез. Это сидение оставило лишь небольшую вмятину
на защите днища, что не могло не радовать и подтвердило надежность защиты
Брод через р.Актру на нижней
перевалке прошли удачно, и…почти переправившись, встали. Внезапно дал о себе
знать датчик генератора. Генератор не работал, мы ехали на аккумуляторах,
которые сделав свою, работу пожелали нам счастливого отдыха.
Все это происходило в речке Актру
недалеко от берега. Порывшись в капоте, и не поняв, что случилось с
генератором, нашли выход. Саша предложил поменяться аккумуляторами, благо у
него стоит мощный вариант, поскольку лебедка и др причиндалы требовали, и этого
аккумулятора будет достаточно для нас. А наш он подзарядит во время движения у
себя.
Из реки выехали, тем не менее
продолжение путешествия было под вопросом. Впереди планировался Катуярык, юг
Телецкого. В Акташе конечно же не нашли
ничего похожего на ремонт генераторов или диагностику, единственный на всю
деревню электрик умотал в город. Тем не менее, решено было ехать так как есть, меняясь
аккумуляторами и подзаряжая Сашиным УАЗом. Желательным условием было отсутствие дождя,
чтоб не тратить энергию на дворники и отсутствие передвижения в темное время
суток, чтоб не тратить на фары.
Погода опять рыдала. Но ближе к перевалу дождь прошел. Пол-дороги я
проспала. А ехали мы до слияния Чулышмана и Чульчи, через Катуярык.......продолжение следует. см. часть пятую. юг Телецкого |