Издревле Алтай называют пупом Земли из-за практически равного удаления от трех океанов: Северного Ледовитого, Индийского и Тихого. Ну что ж, давайте и мы подберемся поближе к пуповине. После прошлогоднего путешествия на Байкал, поездка на Алтай выглядела более чем логично, ведь на Алтае есть Телецкое озеро, которое называют малым Байкалом (за чистоту и глубину), поэтому долго размышлять, куда поехать в этом году не пришлось. Была, конечно, мимолетная идея зацепиться за Камчатку, но она опять дала сбой, проклятый экономический кризис подточил все ресурсы :), ну да Алтай не хуже, а может даже лучше, - подумали мы и начали готовиться к поездке. Перво-наперво были изучены все соответствующие ресурсы Интернета, а их, к слову сказать, не мало. После перелопачивания уймы сайтов, в голове сложилась определенная картина предполагаемого путешествия, которая заключалась в следующем: 1) поездка ориентировочно продолжительностью 10 дней (с 16 по 25 июня) 2) первые 7 дней нахождение в туристическом районе «Берег Катуни», т.е где-то между селом Соузга и началом Чемальского тракта. Это место было выбрано как стартовая площадка для радиальных экскурсий по Чуйскому и Чемальскому тракту, а также в широко известные туристические места, таких как озеро Ая, озеро Манжерок, комплекс Бирюзовая Катунь и т.д. 3) последние 3 дня нахождение на Телецком озере с обязательным посещением южного берега. 4) так как связываться с какими бы то ни было организованными экскурсиями, совершенно не хотелось, в голове созрела безумная идея взять в Барнауле машину в прокат и лазить по Алтаю на ней. Идея воистину казалось безумной, так как ранее автомобиль в прокат я нигде не брал (сказывался небольшой стаж вождения) и начинать сию практику с Алтая казалось не очень хорошей идеей. Однако жажда свободы перемещений пересилила здравый смысл, и машину было решено все же брать. Воплощать этот план в жизнь как водиться начали с определением места жительства. Сунувшись в пару агентств, я столкнулся с одной проблемкой. Мне почему-то упорно предлагали фиксированные даты заездов, которые никак не подходили к нашим отпускным планам. Уточнив, что в летний сезон это на Алтае обычное дело, и окончательно осознав, что ехать без конкретного адреса пребывания довольно страшновато, пришлось зайти с другой стороны. В ход вступила жена и по своим каналам вышла на барнаульского коллегу, который обещал поспособствовать в прояснении ситуации с жилищным вопросом. И не обманул, через несколько дней дав наводку на знакомую ему турфирму, с которой он не раз имел дело. Турфирмой оказалась барнаульская контора под названием «Охота» ( http://www.ohotka.ru), которая предлагает разнообразные программы по Горному Алтаю и готова забронировать удобные нам даты и места пребывания. После непродолжительного общения с замечательной девушкой Татьяной из фирмы «Охота», было определено, что первые 7 дней мы проведем на т/б «Царская Охота» в районе поселка Барангол, забронировав там номер с санузлом, а в последние 3 дня осядем на т/б «Старый Замок» в селе Артыбаш, так же в номере с удобствами. Сказано, сделано. Счет на оплату услуг уже летит по электронной почте. Оплачиваем счет, распечатываем ваучеры и двигаем дальше по плану. Ну а дальше аренда автомобиля. Тут все гораздо сложней. Идея то есть, а вот как ее воплотить? Барнаул ведь не Европа, с арендой там туго. По началу, бороздение инета не давало результатов, попадались лишь фирмы по грузовым перевозкам и свадебным лимузинам. Уже было отчаявшись, натыкаюсь на информационный сайт по Барнаулу ( http://www.citilife.ru/ru/guide/cars/rent_a_car/) из которого узнаю, что счастье мне все таки будет. Путем не сложных вычислений выхожу на официального дилера Форд в Барнауле ( http://www.altaiauto.ru/procat.html) и в итоге имею забронированный на 10 нужных мне дней Ford C-Max (2000 руб в сутки), у них есть еще Fusion (по 1500), но они все заняты на эти даты. Ну что ж C-Max это несомненно лучше, правда и дороже :). Уже в последствии нахожу эту же контору на Дубль ГИСе ( http://map.2gis.ru/default.aspx?NAME=2), хорошая мысля приходит опосля. С жильем и транспортом определились, самое время заняться самолетом. Доподлинно известно, что улететь на Алтай из Москвы можно двумя авиакомпаниями, любимым мной Аэрофлотом и Сибирью. По цене билеты мало чем отличаются друг от друга, а вот по времени рейсов есть важные отличия. У Сибири есть обратный вечерний рейс, тогда как у Аэрофлота все обратные рейсы утренние, а это значит, что, выбери мы Аэрофлот, пришлось бы проводить ночь перед вылетом в Барнауле, ведь нам надо сдать арендованный автомобиль в рабочее время. Ночевка в Барнауле в наши планы не входила и поэтому в качестве аэродоставщика без колебаний были выбраны Сибирские кузнечики. После улаживания всех формальностей начался процесс прикидки желаемых мест для посещения, плана перемещений, а также немаловажный этап заполнения картами и путевыми точками гарминовского автонавигатора. При подготовке навигатора выяснилось, что компания Навиком являющаяся официальным поставщиком гарминовских карт в России до сих пор не имеет (на июнь 2009 года) детальной карты Алтайского края, есть только карта Республики Алтай, поэтому пришлось использовать сторонние карты от народных умельцев, таковыми оказались карты сибирского региона от проекта НарисуйКа (http://forum.ru-board.com/topic.cgi?forum=35&topic=43964&start=0&limit=1&m=5#1 ) и карта России от проекта OpenStreetMap ( http://gpsmapsearch.com/osm/mp/#). Поиск путевых точек или точек интереса (POI) в конечном итоге вылились в самостоятельную систематизацию разрозненной информации, результатом которой стал сборник точек по нужным нам маршрутам ( http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1875605) Итак, что же мы имеем в сухом остатке: 1) Билеты от авиакомпании S7, туда 15 июня в 23.50, обратно 25 июня в 20.15. Общая стоимость 36000 руб. Это не самый дешевый тариф у S7, если заказывать заранее, можно улететь дешевле; 2) Проживание. Семь дней на т/б «Царская Охота» в полулюксовом номере с завтраками и ужинами (14000). Три дня на т/б «Старый Замок», также полулюкс с завтраками и ужинами (6400). Общая стоимость 20400 руб.; 3) Аренда автомобиля Ford C-Max. 20000 руб. за 10 дней и 9000 руб. залога. Получилось отнюдь не дешево. Но сами ведь хотели жить и передвигаться с комфортом, а с учетом оплаченных государством авиабилетов и вовсе не так страшно. Что же касается плана передвижений, то он был таков: 1) Побывать в туристических местах, таких как: озеро Ая, озеро Манжерок, Бирюзовая Катунь, Талдинские пещеры, Камышлинский водопад. Несмотря на раскрученность, посетить их все равно стоит, если Вы первый раз на Алтае; 2) Попасть на Каракольские озера с экскурсией, самим туда добраться очень проблематично; 3) Покататься по Чуйскому тракту до Улаганского перевала. Ехать дальше на чужом авто, несмотря на непреодолимое желание увидеть одним глазком знаменитый перевал Кату-Ярык, представлялось полным безумием; 4) Покататься по Чемальскому тракту до Тельдекпенских порогов; 5) Однодневная экскурсия по Телецкому озеру до мыса Кырсай. Итак, в путь.
16 июня, вторник Аэробус 319 плавно коснулся земли в аэропорту Барнаула. На часах 6.40 местного времени, а на улице промозгло и холодно. Словосочетание аномально холодное лето, впервые сорвалось с уст соседей по салону, в последствии услышать его нам придется еще не раз. На стоянке аэропорта нас уже ждал С-Max, за рулем Андрей, человек с которым я и договаривался об аренде. Перед поездкой мы с ним условились, что встретит он нас уже в аэропорту, естественно не безвозмездно :). Прыгаем в авто и мчимся (хотя мчимся это сильно сказано, в Барнауле начались утренние пробки) на Промышленную улицу, там находится фордовский сервисный центр. В центре оформляем все необходимые документы на машину, платим денежку (Андрей почему-то насчитал 9 дней вместо 10, ну что ж минус 2000 руб. уже не плохо) и в путь. Услужливый nuvi нашел спутники и охотно показал нам наше местоположение, за что и был награжден помещением в центр лобового стекла. Маршрут через новый Обский мост проложен, можно трогаться. В машине, после своей, непривычно практически все, еду очень аккуратно. Двигаться по незнакомому городу даже с навигатором не самое приятное занятие, с нетерпением жду выхода на трассовый простор. Вот и новый мост через Обь, платим 10 руб. за проезд и наконец вырываемся из города. Ну что ж пока без приключений, если не считать подрезанного грузовика, не заметил спрятанный в листве знак приоритета, каюсь. Пара развязок и вот мы, наконец, на М52, теперь дорога прямая, сбиться невозможно. Дорога по Алтайскому краю не вызвала особых эмоций. Практически уже привыкнув к машине, еду уверенно. Останавливаемся дважды. Первый раз после моста через Бию у начала собственно Чуйского тракта, фоткаем легендарную АМО, перекусываем булочками с джемом, купленными в соседнем магазине. Второй раз сворачиваем в Сростках, к музею Василия Макаровича. Молча стою перед памятником, отдавая дань памяти великому современнику. Ну что ж пора двигать дальше, практически бессонная самолетная ночь начинает напоминать о себе. Справа маячит широкая и спокойная в этих местах Катунь. Дорога помаленьку петляет, вдали уже маячат неровности ландшафта. Вот и Долина Свободы, и въездная стела в Республику Алтай. Традиционная фотосессия и по коням. Только горы, только воздух и приветливый взмах палочкой на посту перед Маймой. Обычная проверка документов? Ладно, работа есть работа. Проезжаем Майму, навигатор услужливо попискивает, мол, проезжаем поворот на Горно-Алтайск, подожди друге, туда мы поедем попозже. Перед Соузгой, край глаза выхватывает мост через Катунь к Ая. Пролетаем Манжерок, отмечаю поворот на Озерное к озеру Манжерок, есть план сгонять и сюда. Чуть позже за окнами проплывают мост к Бирюзовой Катуни и источник Аржан-Суу с его неистребимыми сувенирными рядами. Мы почти на месте. Известковый, Усть-Муны, Барангол и конец фиолетовой линии маршрута. Все, конечная точка на сегодня, т/б «Царская Охота». Быстро оформляю заселение, подписываю журнал об ознакомлении с правилами пожарной безопасности, загоняю машину на стоянку. Выгружаем вещи, получаем ключи и заваливаемся в номер. Погодка к этому времени даже слегка разгулялась, вылезло солнышко, облачка разбежались, может и потеплеет еще. Но все эти мысли потом, а сейчас в душ и спать, а то спички для глаз уже почти кончились. Проснувшись часа через четыре, начинаем, наконец, оглядываться по сторонам. Т/б «Царская Охота» http://www.ohotka.su расположена в самом начале села Барангол. Несомненной фишкой этой базы является то, что находится она сразу на двух берегах Катуни. Для связи двух этих частей используется подвесной мост, являющийся собственностью базы, проход по нему естественно платный для всех кто на базе не отдыхает и составляет 10 руб. Для отдыхающих выдаются специальные карты гостя. Все номера улучшенной планировки находятся на правом берегу, т.е на берегу по которому идет в этом месте Чуйский тракт. На левом берегу домики без удобств и двухуровневые терема с печкой, которые обычно снимают полностью. Связано такое расположение не в последнюю очередь с чисто утилитарными условиями, например с электричеством. Понятно, что водонагреватели и системы отопления требуют много энергии, обеспечить которую можно только на обжитом берегу. Подвесным мостом активно пользуются как отдыхающие, так и гости для прохода к Камышлинскому водопаду, от моста до водопада чуть более 2-х километров и это самый близкий путь. Типичный полулюкс на «Царской охоте» представляет собой маленькую комнату с одной двухспальной (две однушки, составленные вместе) и одной одинарной кроватью, в которой есть стол и два табурета. Угол комнаты отделен под санузел со стандартными удобствами. Вода нагревается с помощью подвесного электрического водонагревателя. В противоположном углу на стене висит телевизор, являющийся на данной т/б практически бесполезной игрушкой, так как толком не принимает ни один канал. После настроек мне удалось добиться, чтоб от второй программы был один звук без изображения и на этом все. К ужину, т.е. к восьми часам вечера, погода опять испортилась, бесконечная серость разлилась по всему небу без всякой надежды на прояснение. Весьма неплохо отужинав, мы направились изучать окрестности. Перебрались через мост, погуляли среди домиков левого берега, спустились к небольшому пляжу.
На этом решили свой первый день пребывания закончить, тем более, что опять пошел дождь, и со спокойной совестью улеглись спать. Нужно при этом добавить, что к вечеру стало откровенно холодно, а близкое соседство с рекой давало еще и немаленькую влажность. Поэтому со второй кровати пришлось снять одеяло и покрывало, укутаться во все это и долго греть, уж извините за подробность, влажную от сырости постель.
17 июня, среда Утро встретило нас беспросветными облаками и моросящим дождиком, сопки на другой стороне Катуни были по самое основание закутаны в туман. Да, приветливо ты встречаешь нас, Алтай. На завтраке вдруг узнаем, что заменить два пакетика дрянного, растворимого кофе, хотя бы на один пакетик чая никак невозможно, так как они включены в комплексное питание, а чай можно купить за 15 руб. в баре. Ну что ж придется сходить за своим чаем в номер. Молодой человек из столовой глянул на нас волком и видимо сильно обиделся, да так и не отошел до конца нашего пребывания, что явно выражалось в его отношении. Ну да Бог ему судья, мы ведь приехали сюда не ругаться. На этот день у меня было запланировано посещение Ая и Манжерока, но в такую погоду там делать совсем нечего. Меняем план и, безрезультатно переждав несколько часов, выдвигаемся в сторону Чемала, с целью разузнать о возможности экскурсии на Каракольские озера, а там как карта ляжет. Но сначала нашему автомобильчику нужно подкрепиться. Из достоверных источников мне было известно, что ближайшая хорошая заправка по нашему направлению находится в Усть-Семе, так что двигаем туда. Сразу за Баранголом кончается Майминский район и начинается Чемальский, а вот и заправка. И тут же первая осечка, 95-го нет, а фордик кушает именно его. Ну что ж следующая заправка в Чепоше, двигаем дальше. Сразу после начала Чемальского тракта, любого путника встретит красноречивый щит, напоминающий, что несанкционированная стоянка на Катуни запрещена. Заправка в селе Чепош не отказала нам в 95-м по цене в 22 руб/л и с полными баками двигаем до т/б «Катунь», так как имеется информация, что напротив этой турбазы есть несколько точек предлагающих экскурсии на Караколы. Эта информация полностью подтверждается, напротив турбазы вижу небольшую будку, явно экскурсионного предназначения. Торможу, иду узнавать подробности. Вежливый молодой человек подтверждает, что экскурсия осуществляется по набору группы, стоимость ее составляет 1000 руб., продолжительность около 14 часов с 7 до 21 часа. Записываюсь на воскресенье 21 июня, оставляю свой телефон, с договоренностью, что накануне будет звонок с обязательным подтверждением набора группы. Ну что ж на душе как-то полегчало, к выходным то уж погода должна наладиться, да и группа за такое время точно наберется. С такими мыслями, под непрекращающееся издевательство дождя, возвращаюсь к машине и вместе с женой начинаю ломать голову, что же делать дальше. Через несколько минут, было решено продолжить путь до Чемала и посетить Иоанно-Богословский храм на острове Патмос. Настраиваю навигатор и трогаемся. В Узнезе видим картину маслом. Группка коз, скрываясь от дождя, оккупировала автобусную остановку, причем одна из них, указывая на свое главенствующее положение, забралась на скамью. Фоткаем сей шедевр и двигаем дальше
В Элекмонаре приветливое мигание встречной машины, предупреждает о продавцах полосатых палочек. В поселке местами ограничение до 20 км/ч и нужно быть предельно внимательным. В Чемале около стадиона сворачиваем на асфальтированную улицу и упираемся в кирпич. Странно навигатор явно показывает, что нам прямо. Интересуюсь у коллеги из Кемерово, стоящего неподалеку. Действительно к храму прямо, он высадил жену и дочь, они дальше пошли пешком, сам стоит тут, дожидается. С той стороны машины едут, да и туда кое-кто направился под знак. Мы же, как законопослушные граждане, сворачиваем вправо на грунтовку, двигаемся до здания местной школы и останавливаемся. С этого места видно окончание асфальтовой дорожки и стоянку машин на холме, к острову явно туда, нужно лишь пройти через школьный двор, что мы и сделали. Остров Патмос, место великолепное по красоте. Даже, несмотря на то, что уже давно входит в список широко разрекламированных туристических мест, оно умудрилось сохранить толику той отшельнической атмосферы, ради которой и строился в свое время на острове храм.
Засняв всю эту красоту, зашли в саму церковь, поставить свечки. На обратном пути в церковной лавке купили магнит с изображением острова. На скамейке перекусили кефиром и буханкой хлеба, остатки буханки скормили местной симпатичной барбосине. Так как прогулка по козьей тропе до Чемальской ГЭС могла в такую сырость плачевно закончиться, решили судьбу не испытывать и окончить на сегодня экскурсионную программу. Душа все еще ждала улучшения погоды, может это случиться завтра. Вечер был проведен за обсуждением дальнейших планов. Слушали телевизор, пили чай.
18 июня, четверг Ожидания на улучшение погоды не оправдались, небо все также затянуто серой пеленой, но хоть дождь на время закончился. После завтрака, переждав как водится несколько часов и дождавшись хотя бы легкого подсыхания травы, отправляемся в сторону озера Ая, с целью на обратном пути заехать на Манжерок. Без проблем долетаем до Соузги и поворачиваем к подвесному мосту. Очереди нет, впереди две машины, дружно ждем зеленого сигнала светофора и с небольшой дистанцией въезжаем на мост. Мне раньше не доводилось ездить по подвесным автомобильным мостам, ощущения, когда влезаешь в крутой подъем, а за ним Бог его знает что, весьма запоминающееся. После моста на левом берегу пункт оплаты, 30 рубликов за обычную 5-ти местную легковушку. Едем вдоль течения Катуни и на первом левом повороте уходящем в гору, сворачиваем. Дорожка приводит к воротам нескольких турбаз. На входе в калитку красноречивая табличка «На пляж» и не менее красноречивые охранники, собирающие по 50 руб. за проход по частной территории базы. Денег жалко, да и не понятно за что я плачу, но разворачиваться и уезжать глупо, раз уж приехали нужно одним глазком глянуть, что это за Ая такое.
Н-да, видимо нужно было все же развернуться. Ничем не примечательное озеро Ая в такую погоду делается еще более непримечательным. Абсолютно пустынный берег, ряды пустых лежаков и стоящих на приколе мокрых катамаранов, навивают невообразимую грусть-тоску. Семья туристов, прошедших с нами к озеру, рискует прокатиться на катамаранах до знаменитого островка, мы на такой подвиг не сподвиглись и поэтому, запечатлев все на пленку, тронулись от озера прочь, к машине. Ну что ж, если не впечатлило озеро Ая, попробуем добраться до скалы Чертов палец, вроде трава подсохла. Возвращаемся к основной дороге и, проезжая еще чуть вперед вдоль течения Катуни, сворачиваем в следующий левый поворот. Тут асфальт заканчивается сразу, впереди довольно крутая горка с основательно размытой дорогой, из дороги местами торчат приличные каменюки. Прикидываем, а нужно ли нам все это и смело трогаемся в путь. Взбираемся на горку и проезжаем еще чуть вперед. Налево в поле уходит автомобильная колея, вдали уходящая в гору, как то на планетарном гугле, сверху это все видится не так. Нам явно туда, да и навигатор пока не врет. Правда, этот подъем уже не для нашей машины, по крайней мере, не для прокатной точно. Так что съезжаем с основной грунтовки, чтоб никому не мешать, оставляем машину и дальше с рюкзачком пешком на покорение Чертового пальца. Преодолев поле с мирно пасущимися коровками, начинаем взбираться в горку. Стараемся идти по самому краю колеи, так как она весьма грязная, эдакая черная глинистая грязь, а на ногах практически пинетки, такую обувь даже полукроссовками то не назовешь. Самое страшное, а именно дождь, начинается на середине подъема. Дождь пока не сильный, так что просто одеваем непромокаемые брюки поверх обычных и продолжаем путь. Видимо это была наша ошибка, нужно было повернуть сразу. Дорога намокает и грязюка начинает активно приставать к нашим пинеткам, ноги, соответственно, начинают проскальзывать. После второго склона на ровной площадке решаем дальше судьбу не испытывать и поворачиваем назад, пофоткав виды с этой высоты. Дождь усиливается и кончаться явно не собирается. Так что Чертов палец нам не покорился. Пока добрались до машины вымокли и испачкались окончательно. К сожалению нейлоновые непромокайки имеют неприятную особенность конденсировать изнутри, восполняя так сказать недостаток внешней влаги :). Обувь представляет собой совсем печальное зрелище, ее конечно снимаем. У меня в машине есть сменка, жена же просто подставляет голые ноги под печку. Спасает и термос с чаем, бережливо припасенный в рюкзаке. После такой прогулки речь о заезде на Манжерок даже не заводилась, мчимся на турбазу. По пути останавливаюсь около Аржан-Суу, покупаю мед и горно-алтайский бальзам, единственный из продаваемых с алкоголем, на вечер, для сугрева. Вечером жена проявляет верх героизма. Отмывает нашу обувку и кладет сушиться на верхнюю часть водонагревателя. Это самое сухое и теплое (чуть теплое) место у нас в номере. На ужине заказываем себе на завтра сухой паек, завтра у нас большие планы.. Сухой паек, принесенный нам через 10 мин, состоит из 4-х бутербродов (колбаса с маслом), двух огурцов и двух помидоров. Негусто вместо завтрака и ужина, так что отправляемся в магазин в Баранголе, слегка закупиться на завтра. Чуть позже бухаем чай с бальзамом и медом, закусываем печенюгами, купленными в магазине. С помощью местных охранников удается приладить к телевизору проволоку вместо центральной антенны, теперь слегка видно первую программу, второй нет вообще. Телевизор теперь можно даже СМОТРЕТЬ. От бальзама по телу разливается приятная теплота, позволяющая быстро и крепко уснуть. Завтра у нас большое Чуйское путешествие, которое состоится при любой погоде, ждать милости от природы больше не стоит.