Начало читайте в части 1.
(Акташ – Кош-Агач – Акташ)
29 августа 2007. Ср.
Утром немного узнали о поселке. Оказалось, за забором была режимная воинская часть. Были и зэки, добывали руду ртути. В горах над поселком есть заброшенные шахты рудника. Сказали, что дорога туда нормальная, проезжая. Я видел её раньше на карте и решил проехать. Длина дороги всего 10 км., но поднимается она на высоту 2200 над уровнем моря. Вечером обязательно заедем. Итак, начинается третий день путешествия. Километраж от Томска 1294 км., от Маймы 378 км. Ставлю счетчик километража на 0. В планах доехать почти до Монголии, посмотреть пустыню Чуйской степи и все основные хребты Горного Алтая. Время 11-15. (0 км.) Выезжаем из Акташа в Кош-Агач. Проехав буквально несколько километров, огибаем гору и вдалеке над горами появляются снежные шапки Северо-Чуйского хребта. Наконец-то мы его увидели! Время 11-25. (8 км.) Место отдыха. Родник. Вид на Северо-Чуйский хребет. Видны белки. Красота! Время 11-40. (23 км.) Граница Кош-Агачского района. Место отдыха. Еду быстро, но внимательно, через дорогу часто переходят домашние животные. Заметил вереницу козлов, уверенно идущую к дороге. Сбавил скорость, но оказалось зря. Видать, подчиняясь старшему из них, козлы, как по команде остановились и пропустили машину, а затем продолжили путь через дорогу. Обалдеть! Мы долго удивлялись. :-) Время 11-45. (28 км.) Увидели Курайский хребет. Теперь он постоянно слева от дороги. Время 12-00. (36 км.) Небольшой перевал и внизу Курайская степь. Впереди поселок Курай. Интересное место. Просторная ровная степь. Справа вдалеке ледники Северо-Чуйского хребта. А слева совершенно другой пейзаж Курайского хребта. Он ближе, горы совсем другой формы – конусные и без растительности. Правда, нужно понимать, что ледники Курайского хребта находятся дальше, за видимой грядой гор. Их мы увидим только с Улаганского перевала, но об этом позже. Время 12-28. (71 км.) Река Курайка – сухое русло, одни камни. Пирамидальные структуры, горы с осыпями. Река Суходол, удобный съезд к Чуе. Время 12-34. (77 км.) Нет асфальта (200 м.) Обалденное зрелище, Блестящие скалы. Фотографии не передают того эффекта. (79 км.) Мост через Чую в поселок Чаган-Узун. Деревня в лесочке. Чуя разлита рукавами, хорошее место отдыха, турбаза, туалеты. (80 км.) Нет асфальта (1 км.) (82 км.) Река Балхаш. Не обратил бы внимания, если бы не название. (84 км.) Нет асфальта (300 м.) Перевалив перевальчик, выехали в пустыню Чуйская степь. Впереди плоское пространство. Слева Курайский хребет. Дорога, асфальт не очень хороший, кочки, сильно не разгонишься. Время 12-50. (92 км.) Арталык. Время 13-00. (105 км.) Кош-Агач. Ворота. С этой точки видно не только всю котловину, но и сразу три хребта. На юго-западе все еще видно Северо-Чуйский. На юге далеко виднеются шапки Южно-Чуйского хребта. Это единственное место, где с трассы видно этот хребет, правда, очень далеко и когда прозрачен воздух, а это летом бывает редко. На востоке очень далеко угадываются хребты монгольского Алтая. А на севере ближе всех Курайский хребет. Мост через Чую. Цена бензина 19-50. Магазин. Взяли на память Горно Алтайскую водку. Время 13-20. (108 км.) От Томска 1402 км. Наша конечная точка. Дальше решили не ехать. Ландшафт до самой Монголии больше не изменится. Едем назад в Акташ. Вернувшись в гостиницу, решили заехать на старые рудники. Время 17-40. Выезжаем из Акташа на гору к ртутным рудникам. Ориентир. Нужно проехать весь поселок по дороге в сторону Улагана. Там развилка дорог. Влево через мостик в ущелье в сторону Улагана, а вправо вдоль речушки Ярлу-Айры в другое ущелье. Нам туда. Асфальта, конечно, нет. Дорога тяжелая, камни, подъем крутой (10 км.). Иногда цепляю камни защитным щитком поддона. Чтобы не перегреть двигатель приходится для охлаждения включить печку на всю катушку и открыть окна. Жара. Еле ползем вверх. Ближе к концу подъема мост на другую сторону реки. Нас обгоняют местные на «Ниве». Останавливаемся умыться и опять вверх. Показался высокий конус рудника. Вокруг него ходят какие-то люди. Основная дорога вниз к руднику. Сворачиваем влево на полевую дорогу, поднимающуюся еще выше. Заехали на гору. Высота 2200 м. Дальше дорога идет вниз и становится хуже. Решили не рисковать, остановились на отдых. Мы здесь не одни. Где-то недалеко бухают на сенокосе местные вперемешку с военными. Опять виден Северо-Чуйский хребет. Видно долину Чуи. Вокруг вершины гор. С севера – высокие, около 3000 м. С юга, собственно те, на которые мы заехали. Буро-красного цвета растительность. Эти вершины и возвышаются над поселком. Там уже стемнело, а здесь еще солнце. Пора возвращаться. На обратном пути навстречу нам попалась еще одна «Нива», полная местных девушек. Думаю, пикник на горе был удачным. ;-)
Продолжение читайте в части 3. |