Сообщество путешественников
АВТОМОБИЛЕМ ПО ГОРНОМУ АЛТАЮ
 
Дневники путешествий

Меню сайта
Оцени фото!
Просим оценить!
Ая (озеро)
Категория: Озёра
Разместил: galt
Текущий рейтинг: 4.5
Наш опрос
Какой у Вас автомобиль?
Всего ответов: 576
Статистика

На сайте всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0
ЭТО ИНТЕРЕСНО
 
 
 
Облако тегов
Яндекс
Праздники
Праздники сегодня
Главная » 2009 » Апрель » 7 » Алтай 2007. Повторение пройденного. 8 – 15 сентября 2007 года (Часть 3)
Алтай 2007. Повторение пройденного. 8 – 15 сентября 2007 года (Часть 3)
14:53
Продолжение. Начало в части 1 и части 2
----------------------------------------------
 

Знакомый уже поворот направо и вот во всей красе открылся свежепостроенный мост через одноименную речку. В этот раз транспорт, конечно позволил бы легко проехать ее вброд, но вода низкая и свежий мост - а значит незачем! Кстати, о постройке этого моста даже была новость в интернете или в новостях.

 

Выезд из деревни - и справа открывается урочище Пазырык.

 

УРОЧИЩЕ ПАЗЫРЫК расположено на территории Восточного Алтая на высокогорном Улаганском плато в междуречье рек Большой Улаган и его правого притока Балыктуюль. Это небольшая долина, дно которой имеет слегка вогнутую форму с понижением в центре.

 

Хорошо дренирующие грунтовые отложения целиком поглощают незначительные атмосферные осадки. Растительность низкорослая с сильно развитой корневой системой. Травостой на отдельных участках не дает сплошного покрытия. Все это характерные особенности горной степи, растительность которой обладает большим содержанием солей, оказывающих благоприятствующее влияние на животный мир.

 

Это высоко ценилось древними скотоводами. Поэтому данная местность насыщена археологическими памятниками. Всего в пределах долины имеется около 40 древних сооружений. Это курганы с каменной наброской, плоские овальные выкладки, оградки и т.п. Среди всех объектов выделяются пять больших каменных курганов, принесших урочищу мировую известность.

 

Впервые для науки памятники были открыты в 1924 году. Первый большой Пазырыкский курган исследован в 1929 году, остальные четыре - в 1947-1949 г.г. В результате раскопок выяснилось, что под насыпями находится вечная мерзлота, благодаря которой в руки археологов попали уникальные материалы скифского времени, которые в обычных условиях не сохранились бы. Это изделия из дерева, кожи, меха, войлока, а также всевозможные ткани. Обнаруженные в курганах орудия труда, предметы быта, одежда, украшения, конская сбруя дают возможность представить облик материальной культуры населения Горного Алтая более чем двухтысячелетней давности.

 

Прекрасно сохранившиеся конструкции погребальных бревенчатых срубов содержат информацию об имевших место навыках строительства жилья.

 

Большое количество интересной информации заключают в себе мумии вождей и их жен, а также остатки их коней. Кроме того, богатейший комплекс находок из захоронений вождей - это прекрасные музейные экспонаты, выставленные в экспозициях Эрмитажа.

 

Описываемые курганы дали наименование яркой и самобытной пазырыкской культуре племен Горного Алтая скифского времени.

 

В целом курганы урочища Пазырык, с учетом как собственно археологических, так и естественнонаучных методов, были датированы в пределах V-IV вв.до н.э.

 

(Текст взят на сайте компании Туримпекс.)

 

            На самом деле после выезда из деревни надо было еще немного проехать в гору, но по приличной дорожке и даже с километровыми столбами. А вот при спуске с нее справа-то и появилась высокогорная долина с несколькими курганами, насыпанными из групного камня. Конечно, какой из них первый, а какой пятый, без проводника было не азобраться. Но нам это было и не нужно. Мы повернули с дороги направо и поехали в сторону самого крупного кургана.
 
Пазырык
 
Курган чуть поближе
 

Когда подъехали поближе, оказалось что следующий курган выглядит еще больше, а там еще и еще виднеются. Но нам хватило и первого, чтобы более-менее осознать масштаб этого творения человеческих рук. Конечно, не пирамиды в Египте, но все же ...

Сюрф в сравнении с курганом
 
Хочется думать, что это древнее дерево
 

Курган был раскопан, и видимо очень давно. С тех пор от него осталась лишь внешняя оболочка - что-то типа конуса вулкана, пустого внутри. Некоторое количество деревянных то ли оглоблей, то ли бревен от срубов захоронений. Во всяком случае, на них ясно видны следы обработки. Правда, я бы не поручился, что бревна не были сброшены туда позже, например во время раскопок.

 

Оглядели мы сооружение, да поехали обратно к дороге. По пути видели всадника, да множество других курганов и курганчиков. Из-за этого место можно было считать древним кладбищем.

Всадник
 
Курган поменьше
 
Совсем маленький курганчик
 
Что-то типа оградок
 

Выехали на дорогу. Она действительно не имела единого направления, а дробилась, разбегалась в разные стороны, пряталась за кустами и холмами, сходилась и вновь разбредалась. Помня высказывания всех, кто здесь был, о том, что ехать можно по любому ответвлению и все равно приедешь в нужное место, особо выискиванием дороги мы не заморачивались. Ехали как получится. Сухая погода и отсутствие грязи явно накладывало отпечаток на передвижение. Только иногда встречающиеся ямы и бугры проверяли машину на геометрическую проходимость. Побродив все колеи в результате слились в одну, вдоль которой опять пошли километровые столбы с указанием расстояния до Балыкчи. Надо сказать, что расстояние было вполне ничего себе по меркам Алтая - около 90 км. С учетом того, что двигались мы очень неторопко - длинная дорога. Но все равно, хотелось добраться в этот день как можно дальше.

 

Природа вокруг радовала глаз - самые осенние цвета, немного выгоревшая трава, зеленые ели, желтоватые лиственницы, голубое небо. Вскоре нам попался указатель на кемпинг "Уч-Коль". Помня, что "Коль" или "Кель" по алтайски - это "озеро", поняли что указатель на базу именно возле очередного озера. Но дорога пошла в гору. А вскоре внизу показалось и само озеро Уч-Коль. При этом место, с которого открывался вид на озеро, представляло собой полочку на крутом обрыве и от высоты просто захватывало дух. Но фотографии мы все-таки сделали.

Указатель на базу
 
Озеро Уч-Коль
 
И глубина в нем немаленькая
 

По сути, сворачивать на этой дороге до Кату-Ярыка некуда, за исключением одного своротка с указателем на лесосеку. Дорога, конечно, не асфальт, местами сложновато с рельефом. Но по сухой погоде до Кату-Ярыка можно добраться и на легковушке. Мы же тем временем, разглядывая пейзажи по сторонам, незаметно приблизились к самому перевалу.

 
Улитка на склоне
 
Развилка Балыкча - лесосека
 
Местами мирные пейзажи
 
Местами крутоватые
 
Ущелье уже близко
 
Оно уже рядом
 
Еще совсем немного
 
Вот он, Кату-Ярык!
 

Когда мы добрались, то не сразу сообразили, что уже добрались до перевала. Сначала решили свернуть с дороги и просто осмотреться с высоты. Подогнали машину к удобному месту, поднялись на площадку, а там ... 

 

Нет, я конечно, видел фотографии и описания читал, и все такое. Но увидеть это своими глазами - оно того стоит! Добрых полчаса, наверное, мы щелкали фотоаппаратами, смотрели, восхищались и восторгались. Возбуждение улеглось не скоро.

Нитка перевала
 
Чулышман внизу
 
Там за горами - озеро Телецкое
 
Начало перевала
 

Когда же подуспокоились, то стало понятно, что это был мандраж перед спуском по перевалу. Ну что ж, немудрено. На всякий случай перебросил кое-что из бокса в салон, оставил только совсем легкое. Помолясь сели, уцепились за все, что можно и поехали.

Предупреждают
 

Уцепились-то, конечно, пассажиры, я же уцепился за руль, ногами уперся в педаль тормоза, по сторонам не смотрел, оценивал только крутизну выгрызенной бульдозером в склоне дороги, ее ширину и прикидывал расстояние до ближайшего поворота. Ибо на повороте можно чуть перевести дух и приотпустить педаль. Думаю, что если бы перевал был несколько длиннее, то я бы продавил пол насквозь. А если серьезно, то испытание для тормозов было очень приличным. Во всяком случае уже внизу, после спуска, когда вышел постоять, от них просто несло жаром. Спускался я, кстати, не на пониженной, а всего лишь на 4-ех костях, не блокируя диффа. Особенно трудно далась последняя прямая перед спуском в долину Чулышмана. Она самая длинная и в конце самая, пожалуй, крутая. К тому же последние ее десятки метров почему-то покрыты особенно крупными камнями. В целом после спуска мы дружно сошлись на мнении, что ездить по перевалу на стоковой легковой машине могут только очень безбашенные люди. Однако попадавшиеся нам внизу легковушки старательно опровергали наше умозаключение. Не знаю ... я и сейчас считаю, что перевал Кату-Ярык - серьезное испытание даже для высоко сидящего внедорожника с полным приводом. Но, возможно, если совсем не жалеть машину, то можно спуститься (а может быть даже и самостоятельно подняться) на низкосидящем моноприводе.

Последняя прямая перевала
 
Направо почему-то кирпич
 
Нам интереснее налево
 
Кто-то уже городит базу
 

Добро. Выдохнули. Мысленно перекурили и двинули далее. И вот тут началось то, о чем написано в эпиграфе. Дорога, более похожая на обозначенное в куче разного размера камней направление, двигалась вдоль по левому берегу Чулышмана, то игриво прижимаясь к горам, то пододвигаясь ближе к реке. Где-то примерно через километр после спуска справа от дороги встретилась турбаза "Эзен". К тому моменту она была фактически пуста, не то, что на обратном пути. Поначалу дорога старалась казаться приличной и даже через притоки Чулышмана были перекинуты мостики. Но чем дальше от перевала и чем ближе к озеру, тем раздолбанней была колея. Очень часто с обоих сторон реки с высоких скал вниз падали водопады, не очень полноводные по сухому времени года. Вообще же нам видимо серьезно повезло с погодой, так как если бы осень была дождливая, то неизвестно, насколько далеко мы могли бы продвинуться в сторону Телецкого.

 
Дорога вдоль реки
 
Водопады на той стороне Чулышмана
 
... на далеких склонах ...
 
... и на этой стороне
 

В начале третьего мы подобрались к устью Чульчи, на которой, несколько выше по ее течению находится водопад Учар. Однако сходу возможности переправиться на другой берег мы не нашли (да и не сильно искали) и отправились дальше, к озеру. Еще минут двадцать - и на нашем пути возникла первая деревня в долине Чулышмана - Коо. Все это время легкая дымка и облачка пытались перекрыть освещение в долине Чулышмана. Местами даже казалось что может пойти дождь. А так как чем грозит возвращение по Кату-Ярыку в дождь мы не знали, то справедливо опасались возможных природных катаклизмов. Подъезд к деревне Коо достаточно примечательный. Во-первых, в этом месте ущелье Чулышмана становится достаточно широким, раздается в стороны и принимает вид долины. Неподалеку от въезда в деревню, когда уже видны следы постоянной активности человека, путь наш проходил через рощу, которую мы назвали каменной. Лучше всего атмосферу передают, конечно, фотографии. Такое ощущение, что деревья растут буквально из булыжников ...

В основном сосны и изредка березы
 
Каменные деревья в каменной роще
 
Каменная дорога в каменной роще
 

Потом уже мы решили, что это просто место разлива впадающего в Чулышман притока. А когда он по весне разливается, то тащит с собой с гор множество камней и обкатывает их в булыжники.

 

Дорога на подходе к деревне заходит в густую рощицу, потом поворачивает практически на 180 градусов и, минуя небольшой бродик или даже два, наконец окольными путями заходит в деревню. Деревня тоже примечательна тем, что из нее непросто найти выезд и мы слегка покрутились в его поисках. Несмотря на сухую погоду, почва в самой деревне и вокруг нее заболочена. Причем не убеждают в проходимости и следы, сделанные транспортом явно серьезнее нашего. По улицам свободно текут ручьи, а лужа на самом выезде походит на небольшое озеро. Но все водные преграды оказались допустимо мелки и мы выбрались из деревни по направлению к Балыкче. А провожала нас очень симпатичная церквушка, построенная на северной оконечности деревни, пусть и немного неканонического вида, зато построенная от души и явно поддерживаемая в рабочем состоянии.
Церковь в деревне Коо
 

После Коо дорога идет, прижимаясь вплотную к горам. Обусловлено это видимо тем, что разливаясь Чулышман и его притоки в этом месте делают основную часть долины реки непроезжей. Туда, опасаясь потерять дорогу (хотя куда тут потеряешься), мы шли по основной колее, вдоль которой до самой Балыкчи стоят километровые столбы. Обратно же, убедившись в том, что земля сухая, мы срезали все петли, где только могли.

 

Дорога за Коо была по прежнему очень тряской. Спасали только те места, где основная колея рассыпалась на множество одинаковых, свежепроезженных в мягком и неглубоком почвенном слое, из под которого неизбежно и очень быстро вылезают камни. Между Коо и Балыкчей слева в Чулышман впадает достаточно крупный его приток - река Башкаус. Дорога, чтобы перебраться через Башкаус, сильно забирала влево и перебегала через неглубокий в это время поток по узкому, в одну машину, деревянному мосту. Про место в устье этой реки я давно уже читал как про изумительное место рабалки. Но сегодня было не до того ... 

 

Надо признаться, что поначалу, выехав с базы Узункель утром, мы не договорились о том, какое место считать сегодняшним конечным пунктом. Но я почему-то посчитал, что добраться до Телецкого мы должны обязательно, как и в каждую поездку на Алтай. Пусть в этот раз не с традиционного северного маршрута, но хотя бы с экзотического южного. И это решение, как своеобразный пунктик, толкало меня вперед и вперед. Но я забыл известить об этом своих спутников и они, хоть и восхищались окружающей природе и встречающимся оригинальным местам, понемногу грустнели :( Заметил я это не сразу, а когда заметил, до Телецкого оставалось совсем немного. Пусть они меня простят, но если бы мы не добрались до озера в этот день, то на следующий мы уже возвращались бы обратно и второго шанса у нас уже не было. Ну, как случилось - так случилось.

 

По дороге места потенциальных стоянок и возможных мест для рыбалки отмечались на карте в виде путевых точек. И надо сказать, что чем ближе к озеру, тем больше становилось отметок. Между Коо и Балыкчей всего то 25-30 километров, но на этом коротком отрезке подобных точек набралось целых три.

 

Въезд в Балыкчу ознаменовался забором, вплотную подходящим к дороге и настеж открытыми воротами. Вообще наличие ворот и заборов - отличительная черта алтайских деревень. Однако надо отметить также и сильную разрушенность и заброшенность основной массы этих сооружений. Сложилось ощущение, что изначально построенные чтобы скот не разбегался, заборы стали не нужны после того, как коровы и лошади стали самостоятельными :)

 

Сама Балыкча несколько больше Коо и чуть более организована. У нее есть центральная улица, на которой находится школа, медпункт и несколько магазинов. Центральная улица в основной своей части почти сухая, а там где есть серьезные лужи, есть место для объезда. Люди в Балыкче, видимо, больше привыкли к туристам и меньше внимания обращают на проезжих. Да и мы уже практически добрались до цели нашего сегодняшнего путешествия. После Балыкчи до турбазы "Мыс Кырсай" оставались считанные километры. Мы покрыли их относительно быстро и к половине пятого часам уже видим перед собой южную оконечность озера, а немного спустя, поблудив в зарослях кустарника, выезжаем к самой базе.

Уточка из туристических домиков на базе
 

База не совсем пуста, есть отдыхающие, но через 10 минут мы уже нашли хозяйку, определились с домиками для ночлега, поставили машину в видимости от домиков и принялись за разгрузку. Хозяйка радушно предложила нам поужинать жареной рыбой, рассказала, кто еще есть на базе и продала мясо для вечернего плова.

 

Разместились, устроились. Погода спокойная, ветра нет. Самое время покидать спин, тем более что озеро так и располагает к этому. Но рыбацкое счастье улыбнулось мне не сегодня. Сегодня я только оторвал одну блесну :)

Полощу блесны
 
Благородное спокойствие Алтын-Келя
 
Кто на катере приплыл?
 
Вечер на Телецком 
 

А вечером, благодаря припасенным дровам и мастерству Вадима, на костре и при его свете был изготовлен шикарный плов. Под пару банок пива, купленных еще в Улагане он пошел просто "на ура".

 

Ночь. Озеро. Спокойствие. Звезды. Вселенная. Нирвана.

 

А ночью пришел ветер ...

 

13.09.07. Четверг. Рыбацкие истории.

Телецкое - устье Башкауса - Коо - Кату-Ярык - Улаган - Узун-Кель

 

Утро, а точнее раннее утро (часа в 4) действительно ознаменовалось очень сильным ветром. Туристические домики, имеющие множество щелей, свистели изо всех сил, на улице деревья прогибались под порывами, волны на озере покрылись белыми барашками. Ощущение было не из лучших ... казалось что это начало непогоды, которая не даст нам вернуться обратно за перевал. Но логика и разум вернули нас к действительности. Надо готовить завтрак, умываться и собирать вещички. На сегодня у нас намечена дорога обратно. Либо под самый Кату-Ярык, либо до Улаганских озер, а если повезет, то и до базы. Но попутно (мы же в отпуске) надо хорошенько разглядеть долину Чулышмана и, по возможности, потрогать сам Чулышман блеснами.

 

Но сначала небольшая фотосессия Алтын-Келя и прилегающих окрестностей. Это Вадим с утра постарался.

Лодки у базы
 
Дерево у озера
 
Дорога в озеро
 
Барашки на глубине
 
Конец мыса Кырсай
 
Туман на противоположном склоне
 
Отсюда озера почти спокойно
 
Все это по весне скрыто водой
 

А еще мы запечатлели местных домашних животных, они живут прямо на турбазе.

Свинки
 
И поросята
 

Где-то примерно в девять утра после завтрака и упаковывания вещей мы наконец собрались и отправились в обратную дорогу. Выехав с базы, достаточно быстро выбрались на дорогу. Практически сразу попался симпатичный заливчик совсем рядом с дорогой, глядя на который, любой бы сказал - "рыба здесь должна быть". Понимая мое нетерпение, попутчики дали "добро" и я тормознул на обочине. Быстренько собрал спин, прицепил желтую "вертушку" Mepps Aglia Long #3 и отправился за удачей. Удача не отвернулась. Первый же заброс чуть выше края заливчика, вертушку понесло струей, закрутило обратным течением и, когда я стал ее понемногу выбирать, спин согнуло дугой. У меня даже было немного времени, чтобы побороться с рыбой. Подвел ее к берегу, чуть подумал, но так как подсачка не было, решил выдергивать силой. Сидела рыба хорошо, на всех трех крючках тройника и потому не сорвалась. По виду это, безусловно, не был хариус, а скорее либо форель, либо небольшой таймень. Но уже позже после многочисленного изучения фотографий я пришел к выводу, что это был ленок. Да и немного позже, хозяин базы Узун-Кель, после рассказанного сразу подытожил: "Учкуч, ленок по-вашему". Ленок был не мал и не велик, но вполне достаточен чтобы приготовить легкую ушицу на троих. Однако тогда, посчитав, что это таймешонок, решили его отпустить, чтобы подрос.

Заливчик-заводь
 
Сверху по течению
 
Есть рыба
 
Ускуч?
 

После этого удачного случая я, наверное, еще с добрых полчаса полосовал залив леской. Однако результатов не было, несмотря даже на то, что Вадим утверждал, что воочию видел рыбу существенно больше выловленной. Видимо большую рыбу я своими блеснами не прельстил. Получил только один зацеп. Чтобы отцепить блесну, пришлось одевать забродники и лезть в воду. Но удовольствия от трофея это нисколько не испортило.

Рыбацкое счастье
 
Зацепы тоже бывают
 
Отцепились
 
В такой воде видно все
 
 
КОНЕЦ 3-Й ЧАСТИ
 
Продолжение в 4-й части
 

 

Категория: Автопутешествия | Просмотров: 5878 | Добавил: galt | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 1
avatar
1
Ну вообще с перевала спускаются тормозя двигателем. На чисто тормозах опасно angry angry
avatar
А вы знаете, что..
16 февраля 1996 года специальным постановлением Государственного собрания Эл Курултай Республики Алтай за №38, горный перевал Чике-Таман объявлен памятником природы республиканского значения


Поиск


Форма входа
Логин:
Пароль:


Рассылки сайта
 


Календарь
«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930


Сколько дней сайту


Алтай-Фото


Всего материалов:
Комментариев: 1893
Форум (темы/посты): 1656/20179
Фотографий: 6630
Дневников путешествий: 119
Новостей: 3217
Файлов: 242
Статей: 977
Directory: 7
Ad-board: 110
Игр: 213
FAQ: 14
Записей в Гостевой книге: 9603
Tестов: 1


Реклама на сайте



Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru


Copyright Свитайло Е.Н. © 2009-2024. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна!
111222333