---------------------------------------------------
Проскочив, немного пободались с приличными такими колеями и даже уже вроде бы их победили ... но тут кончилась дорога. Главное вот только что она была, с явно различимыми следами от трактора (правда, в начале были и следы УАЗика) и вот уже нет. Причем не просто нет, а видимо никогда и не было. Потому что разум просто отказывался рисовать картинку, как по ЭТОМУ проезжали на чем-то колесном. Пустились в пешую разведку. Немного поблукали и нашли отвороток влево, фактически на островок, который при большой воде явно отделяется от берега протокой. Так как предполагаемая дорога шла фактически по руслу реки, то состояла она из неплохих округлых валунов размером от "с голову" до "с ведро" и больше. Кое-как проскакали и там. Попутно Вадим выяснил, что при развороте оторвал брызговик и поехал его забирать. Забрал. Дальше дорога опять окунулась в бывшую протоку, на этот раз с водой. Выезд из бродика на большую кучу рыхлого песка, но колеса справились. Дорогу дальше преградило поваленное дерево. Мы остановились его отбросить, а заодно вернулись к протоке, так как мне показалось, что я видел следы и следы явно не человеческие. Оказалось - не показалось.
Очередная протока
На выезде песок
Дерево пришлось убирать
А вот и следы, размерчик 43-44
Это явно не туристы
Ну и передняя лапа в комплекте
Песок был достаточно рассыпчатый и ветер, наверное, быстро заровнял бы следы. Могу предположить, что косолапый был там незадолго до нас.
Еще немного езды по бывшему островку между деревьями и мы опять вышли на оперативный простор на очередную каменистую полку. Здесь уже долго не раздумывали, а сразу двинули в бой. Однако то ли камни тут были покрупнее, то ли я расслабился. Результатом стал помятый порог на Сюрфе. А пройдя камешки обнаружили еще один залом, а за ним открывался вид на устье Большой Татарки. И на этом фоне увидели мы утренних рыбаков.
Еще одна каменистая россыпь
Пытаюсь пройти сходу
Сел
Залом, очередная полка и устье Большой Татарки
Тут мы опять тормознули и отправились топать дорогу ногами. Залом определили как разбираемый, хотя с собой была только ручная ножовка и пара топоров. А вот камни явно оказались больше и неудобнее, чем в прошлый раз. Так, понемногу обсуждая предстоящий проезд, добрели до реки. Обнаружили остатки старой переправы (явно больше одного года назад сломанной паводком), мостик в отличном состоянии, правда с непонятной грузоподъемностью и явно узковатый для наших машин, а также брод, через который вполне можно было перескочить на другой берег. Оставалось узнать, а есть ли в этой переправе смысл ...
Остатки старой переправы
Относительно свежий мостик непонятной грузоподъемности
И явно узковат
Летник, к которому похоже вели все следы
Чарыш в устье Большой Татарки
О переправе через Чарыш не может быть и речи
Рыбаков мы тоже нашли и даже поговорили с ними. Просто пока мы неторопливо шли к Татарке, они уже возвращались берегом обратно.
Рыбаки на Чарыше
И видимо пустые
Общались они неохотно, но из того, что рассказали, выяснилось следующее. Вдоль по Чарышу на Коргон народ не ездит уже давно. Дорога чем-то перекрыта - то ли обвалилась скала, то ли размыло какой-то остров. На Коргон ехать можно только "в гору" (видимо, гора Воровская) по руслу Большой Татарки. Причем, Татарку бродить придется неоднократно. А вообще на Коргон народ ездит "другой дорогой", как я понял через деревню Татарка и маральник. Есть дорога по правому берегу Чарыша (если повезет переправиться через Белую), но в районе Коргона нет ни брода, ни моста, чтобы вернуться на левый берег и соответственно уйти на Усть-Кумир и далее на Усть-Кан. Улова, по их словам, не было, может потому и неразговорчивы были рыбаки.
Мы же покумекали около получаса, заодно перекусили, согрели чаек. Времени было уже начало четвертого. Пройдено было всего-то около пяти километров от нашей стоянки.
Кумекаем
Греем чай и греемся сами
В 82-ом здесь точно были люди
Главное управление геодезии и картографии
Большинством голосов - двое против одного, решили возвращаться обратно. Можно считать это в первую очередь моим решением, так как я все-таки предпочитаю подготовленные поездки. В процессе сегодняшнего передвижения выяснилось, что автомобили наши не совсем готовы к местным условиям. А организовывать эвакуацию хотя бы одного в случае возможных неприятностей - значит, решать уже возникшие проблемы вместо их недопущения.
Обратная дорога заняла около полутора часов. Конечно, никакой разведки ногами, все только с ходу и лишь кое-где на камнях вели машину штурманом. В общем-то уже подустали, и потому совершали больше ошибок. Вадим сел раздаткой на камень, да мы не сразу прошли колеи перед гатью из бревен. Вот несколько фотографий возвращения.
Кое-где пятились назад
Взгляд назад
Туда надо вернуться
Буксуем
Ну и как точка в движении этого дня.
Колеи
Разбили лагерь на том же месте. Немного приняли с устатку. Вадим сготовил свой фирменный плов (мясо дождалось нас). А на завтра у нас оставался последний из запасных вариантов ...
Работаем на камеру
Еще раз
Ингридиенты правильного плова
И чесночок туда же
Почти готов
Завидуйте!
03.05.08. Суббота. По запасному варианту
Устье р.Малая Татарка - Чарышское - Сваловка - Мал.Бащелак - Бол.Бащелак - Тальменка - Солонешное - Усть-Кан - р.Кумир
Еще дома, прокладывая предполагаемые маршруты на карте, я, на всякий случай, заложил кроме рабочих еще один, запасной вариант маршрута. Во всяком случае, назвать его тривиальным нельзя, хотя, конечно, и особой сложности он из себя не представляет. Все-таки это дорога, к тому же ее в последнее время достаточно интенсивно приводят в состояние, годное для круглогодичного проезда легкового транспорта. Маршрут этот заключается в участке от Чарышского до Солонешного через села Малый и Большой Бащелак и перевал Сваловское седло.
Утром подъем был достаточно ранним и в процессе завтрака в качестве хоть какой-то компенсации за вчерашнее, было решено попробовать проскочить по правому берегу Чарыша вверх по течению до первого более-менее серьезного препятствия. Но чтобы попасть на другой берег, сначала нужно было вернуться почти до Сентелека и переехать Чарыш по мосту.
Мост через Чарыш
В 9.50 мы уже были на другом берегу и уперлись в россыпь камней, которую надо было проезжать как вчера - т.е. медленно и по указаниям штурмана. Собственно, для этого уже не было времени. Решили возвращаться обратно.
Вот здесь мы повернули назад
На земле можно разобрать следы УАЗа, проехавшего тут вчера
Безусловно, возвращаться без результата было грустновато.
Возвращаемся...
Дорога до Чарышского ничем отличительным не запомнилась, а потому не будет удостоена описания. В самом Чарышском сдали пропуск на посту пограничников, заправились до горлышка на уже знакомой АЗС и сразу после выезда из села повернули направо на Сваловку. Дорога тут, конечно, не асфальт, а всего лишь укатанная щебенка, но для нас она казалась автобаном и потому скорость держали приличную - в районе 60км/ч по GPS. Перевал Сваловское седло не высок - всего лишь 705 м и примечателен лишь упоминанием на карте. В Малом Бащелаке надо аккуратно найти проулок, в котором дорога на Большой Бащелак ныряет влево. Нам пришлось "брать языка". После выезда из села дорога (по прежнему укатанный щебень) идет по невысоким горкам по-над обрывом, открывая справа красивую картину причудливо змеящейся реки Бащелак и уходящей за нее долиной. Сворачивать там негде, как негде и заблудиться. Однако, дорога идет несколько иначе, нежели показано на картах 85 года издания. Доехав до села Большой Бащелак (который на самом деле меньше Малого) появляется ощущение, что дорога стала лучше и возможно за ближайшим холмом вдруг станет заасфальтированной. Но за ближайшим холмом обнаружилась лишь временная база строителей дороги. Из-за праздничного дня вся техника стояла на базе, видимых признаков наличия людей я не обнаружил. Проехали далее. Еще несколько километров вплоть до недостроенного моста-переезда через речку-ручеек с незамысловатым названием Большая Речка. Дальше отсыпанной дороги еще нет, хотя вдоль по всей предполагаемой трассе будущего полотна вбиты деревянные рейки. Т.е. заблудится невозможно (да и рельеф не даст), но проехать местами сложновато, цепляли мостами. Особой грязи уже не было, так как более-менее подсохло. Грязь началась только незадолго до Тальменки, а в самой Тальменке перед въездом в нее обнаружили неплохой бродик. Наше появление в деревне никаких эмоций не вызвало, а значит там частенько ездят по недостроенной дороге и, видимо, не только на внедорожниках. От Тальменки до Солонешного дорога вообще никаких вопросов не вызывает. Все просто и понятно. Фотографий по пути между Бащелаками и Солонешным не делали, как-то все было не до того.
В Солонешном после короткого совещания двинули на Усть-Кан с целью еще раз побывать на Кумире и показать его Алексею. Тирыча я отпустил вперед и сам спокойно катился сзади на комфортной скорости (а там от Солонешного до Яконура асфальта нет). Ребят догнал у Денисовой пещеры и ушел вперед вследствие своей тихоходности. Тормознул только на вершине Келейского перевала, там появилась связь и я отправлял домой SMS-ки. Здесь же мне позвонил Вадим со странным вопросом - "где я болтаюсь?" и что они уже подъезжают к Усть-Кану. Немного офонарев и чуть не начав верить в параллельные миры, я рванул вдогонку. Нагнав экипаж Тирки на заправке в Усть-Кане, выяснил, что они двинули на Яконур не через Келейский перевал, а через Белый Ануй. Причем торопились настолько, что обогнали меня по существенно более плохой дороге.
За Усть-Каном погода испортилась и на подъезде к знакомому мосту через Кумир вовсю накрапывал дождь. Когда же мы добрались до прошлогодней стоянки, то пришлось делать навес от дождя и сидеть в основном под ним. Мужики только сходили на километр вниз по течению, немного пофотографировали, нацепляли на себя по паре клещей и вернулись обратно. После этого готовили ужин, устраивались на ночлег. Было грустно и по-осеннему сыро.
Цивилизованная стоянка
Буруны на Кумире
Порожек
Кумир
04.05.08. Воскресение. Возвращение
р.Кумир - Усть-Кан - Солонешное - Бийск - Новосибирск
Конечно, последний день краткосрочного отпуска особой радости не доставлял. Погода этому способствовала как могла. Всю ночь, не переставая шел дождь. На утро промокшим оказалось все вокруг стоянки, а от висевшей в воздухе сырости влажным было и то, что находилось под навесом. На скорую руку позватракали, кое-как попили чай и собрались. Пара фотографий даст общую картину того влажного утра.
Капли на зеркале
Капли на деревьях
Капли на тенте
Капли на всем
Вобщем, противно было настолько, что уже в самом начале девятого лагерь был собран, машины упакованы, вещи сложены и мы готовы к движению. По дороге, пока выбирались на гравийку, опять перелезали снежно-ледяные нерастаявшие перекаты-наледи на дороге. На трассу выбрались быстро. Отпустил Вадима вперед и понемногу потрясся в сторону дома. Договорились, что тормознем на ближайшей стояночке возле родника, чтобы обменятся фотографиями. Тормознули, слили со всех трех фотоаппаратов все фотографии на мой ноут и переписали каждому по экземпляру. На этом совместное путешествие фактически окончилось и, чтобы не мелетешить перед Тиркой, а также чтобы его не тормозить - отправил я их вперед. На подходе к Усть-Кану мужики мне отзвонились - что прошли Усть-Кан и движутся дальше. У меня тоже было все в порядке. Дальше расстояние между нами только увеличивалось вследствии разности в скорости движения, а также потому что я постоянно тормозил для съемок.
С Келейского спускался в такой картинке, что в самую пору подумать, что вокруг зима. Хорошо, что встречных и попутных практически не было - первый рабочий день после праздников ;) По дороге чего-то призадумался и подвез сначала алтайку от села до села. Поговорили немного о погоде и транспортной связи между селами. А после нее расслабился второй раз и уже в Алтайском крае подвез нетрезвого после вчерашнего тракториста. Тоже поболтали о том, о сем. Второй случай более прикольный, так как тракторист мало того, что был подвезен, так еще и стребовал 15 рублей на опохмел :) Фактически взял плату за провоз себя любимого :) Ну да и ладно ...
В 12 я уже был за Солонешным, где меня нашел в Билайне Вадим. Без пятнадцати час прошел Смоленское, а в полтретьего выбрался наконец-то из Бийска. Дальше фактически шел без остановок (за исключением пары раз на пару минут - размять кости). Барнаул прошел около четырех, а в Новосибе был уже около шести.
И напоследок - небольшое видео
Прохождение брода - 10Mb
P.S. В этой поездке по моему мнению сильно не хватало связи. Приходилось за каждой мелочью выходить и разговаривать голосом.
P.P.S. Пора прекращать "лазить" на стоковой машине и бояться каждого камня. Надо готовить универсального проходимца и для дорог и для бездора.
P.P.P.S. В отчете использованы фотографии, сделанные всеми участниками вылазки.
Мы подготовимся и вернемся!
Автор: WildDim
|