Сообщество путешественников
АВТОМОБИЛЕМ ПО ГОРНОМУ АЛТАЮ
 
Дневники путешествий

Меню сайта
Оцени фото!
Просим оценить!
Иогач. Месторождение голубой глины.
Категория: AZaZZeLLo
Разместил: AZaZZeLLo
Текущий рейтинг: 0.0
Наш опрос
Как часто вы ездите в Горный Алтай?
Всего ответов: 890
Статистика

На сайте всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
ЭТО ИНТЕРЕСНО
 
 
 
Облако тегов
Яндекс
Праздники
Праздники сегодня
Главная » 2009 » Март » 3 » Путешествие на край земли. Укок 2008. 24 – 31 августа 2008 года (Часть 3)
Путешествие на край земли. Укок 2008. 24 – 31 августа 2008 года (Часть 3)
15:57
Продолжение. Начало в части 1  и части 2
-----------------------------------------------------
 

На перевале нас ждало небольшое озерцо, чуть-чуть снега (ровно чтобы хватило на пару снежков) и деревянный крест, поставленный тут совсем недавно. За озером стояло совсем скромное строение, которое, видимо, используют для своих нужд пограничники. Возможно, это для них что-то вроде перевалочного пункта с возможностью дозаправки (там рядом со строением валялось некоторое количество бочек явно из-под горючего). Но сказать, что эта будочка похожа на пограничный КПП, я не могу.

 

Находились мы на перевале недолго, минут десять. Несколько фотографий, восхищенное разглядывание окрестностей, краткая попытка помедитировать - и снова в путь. Впереди нас ждал еще спуск с этого перевала, который для меня, в частности, показался тяжелее подъема.

 

            Итак, в 15.13 местного времени мы начали спуск с перевала Теплый Ключ. Спуск был таким же каменистым, к тому же частично проходил под стенами живых курумников, где каждое шевелении камней наверняка приводит к обвалу. Смотреть вверх по склону было жутковато. Кстати, в этом месте наш путь, идущий по явно накатанной колее, прилично отличался от нарисованного на карте. Дорога старательно ютилась по склонам вместо того, чтобы спуститься к протекающей чуть ниже речке Калгуты и идти вдоль ее берегов. Видимо, при малейших дождях нижний путь (а ведь он был когда-то) затапливало и размывало, причем настолько, что проезжать по ней становилось невозможно. Конечно, очень хотелось спуститься вниз и сократить себе путь на изрядное время. Но благоразумие взяло верх, и мы остались на накатанной колее. По пути нам попадались броды через небольшие притоки Калгуты. По глубине они, конечно, были небольшими, но зато камней по траектории движения хватало. Приходилось рулить машины руками, активно жестикулируя и направляя.

 

Спустившись, наконец, вниз со склонов в долину Калгуты пересекли ее пару раз и пошли уже спокойнее вдоль ее русла вниз по течению. Дорога в долине явно попроще, дает возможность увеличить скорость и отдохнуть морально, ибо передвижение по склонам и каменистым колеям вносит некоторую нервозность во внутреннее состояние.
 
 
 
Собственно, время катилось к вечеру, солнце явно намекало, что собирается садится и мы поторапливались, чтобы добраться до Аргамджи, отметиться на заставе и начать искать место для ночлега. Но ситуация развернулась несколько по-иному. Когда, судя по карте, до погранзаставы осталось совсем немного, около 5-7 километров, мы повстречали в этой пустынной местности людей. Люди тут попадаются нечасто, поэтому проехать мимо мы просто не могли. Да и они, видимо, не против были пообщаться. Две-три палатки, пара машин, несколько человек. Выяснилось, что это кемеровчане, что они приезжают сюда уже не первый раз и живут тут по нескольку дней. Они и посоветовали нам не ехать на заставу, а искать место для ночлега тут. Даже дали направление, где можно попробовать укрыться от ветра, который по их словам дует тут каждую ночь. Поблагодарив ребят и посовещавшись, мы решили, что пора разбивать лагерь и двинулись в указанном направлении к небольшому безымянному озерку. Обогнув его, укрылись в естественной складке местности почти на берегу.
 
 
 
 
 
 
Процесс разбивания лагеря после второго-третьего раза уже не являлся чем-то трудным, а происходил практически сам собой. Вокруг нашего лагеря ходили тяжелые тучи и цеплялись за ближайшие вершины. Но вечером основной дождь прошел мимо нас и природа разрешила нам спокойно отужинать и разместиться на ночлег. День был тяжелый, и уснули мы рано …
 

27.08.08. Среда. На край земли и немножечко дальше

Место ночевки на "лебедином" озере - застава Аргамджи - зимник Калгуты - перевал Карсулу - долина реки Аккол - перевал Бугымуиз - стоянка на реке Джазатор.

 

Ночью дождь таки настиг нас, а под утро на землю выпал легкий снежок. Правда, он не смог противиться плюсовой температуре и часам к девяти практически совсем растаял. Зато потом Укок преподнес нам еще один сюрприз. На озеро, у которого мы стояли, прилетели лебеди.

 

Пара лебедей не слишком боялась присутствующих людей и машин и спокойно кормилась на озере. Только когда мы уже стали готовить завтрак, они величественно удалились на противоположный край озера, словно не желая мешать. Их и стаю каких-то черных уточек мы наблюдали вплоть до самого отъезда.

 

Поначалу небо сильно хмурилось, не давая возможности разглядеть заснеженные вершины гор, окружающих нас со всех сторон. Но практически перед самым началом движения природа выдала нам некоторое количество солнечного света, голубого неба и белоснежных вершин на его фоне.

 
 
 

Выбравшись с берегов озера (а надо признаться, выехали мы сегодня поздновато - около половины одиннадцатого), прозванного нами "лебединым", мы вернулись по своим вчерашним следам на накатанную дорогу. Проехали мимо лагеря кемеровчан, которые тоже сворачивали палатки, помахали им рукой. Миновали точку, помеченную на карте как "Калгутинский скотоимпорт", ничего особенного не приметив, на чем можно было бы заострить свое внимание. Не проехав и пяти километров, добрались до погранзаставы Аргамджи. Немного покрутились вокруг нее, не сразу определившись, через какие ворота к нам выйдут пограничники. Но все устроилось, к нам вышли, забрали документы для отметки, мы же пока терзали оставшегося представителя вопросами "что, где, как, куда".

 

Еще вчера вечером совместным советом мы решили не ехать на Бертек, так как не очень представляли себе, что там можно посмотреть и как мы туда доберемся. Зато определенно собрались добраться до перевала Бугымуиз и пройти его. Для этого нам нужно было знать направление и погода без дождя, так как после перевала нас ждала еще переправа через Джазатор, который при затяжных дождях мог быстро подняться. Поэтому мы проигнорировали предложение уйти ближе к границе и вдоль подножья гор добраться до Гусиного озера и далее до Челябинской казачьей погранзаставы. Мы посчитали этот путь тупиковым, из которого придется возвращаться вновь к Аргамджи, чтобы уйти на перевал Карсулу. И, выспросив про дорогу на перевалы, отправились правым берегом реки Калгуты к зимнику с одноименным названием. Надо сказать, что у нас были помечены на карте путевые точки, взятые с сайта WORLDSPIRIT и именно на участке от Аргамджи до Джазатора через два перевала они нам сильно помогли. Но одно дело точки на карте, пусть даже и надежные, а другое - это слова человека, живущего здесь.

 

Стартовав от заставы в 11.15, до зимника Калгуты мы добирались больше часа, хотя расстояние по прямой вряд ли превышает 10 километров. Поначалу неплохая дорожка вскоре обзавелась сильным уклоном, затем пришлось далеко объезжать безымянный приток Калгуты, перебравшись через него по крупным камням. Все это сопровождалось низкой облачностью, постоянно моросившим и периодически усиливающимся дождем, который временами стегал машины зарядами мокрого снега. Иногда через все это безобразие проглядывали исполинские спины и бока хребта Сайлюгем.

 
 

Наконец, прорвавшись через болотину с некстати накиданными камнями, наши машины добрались до какого-то зимника. На наше удивление тут присутствовали двое местных мужчин, видимо пастухов. Две лошади и собака, с удовольствием облаявшая нас, дополняли картину. Видимо, стадо было на выпасе. Пара темных строений и аккуратно сложенные кучки сушеного кизяка - вот и все декорации. Поговорили с ними, выяснили, что дорога до перевалов одна - "вон туда, наверх". Дорогу нам пообещали не слишком сложную, без уклонов, максимум - камни. Еще пять минут разговора и, развернувшись, мы вползаем на склон горы … тут-то нам и открылась картина, которая у меня лично больше всего ассоциируется со словом Укок …

 
 
 
 

После фотосессии и всех восторгов начали спускаться в долину Калгуты, с двух сторон зажатую вздымающимися на 400 с лишним метров склонами гор. Изобилие в этой долине большого количества озер, озерков и рек с речушками подвигло нас на попытку подобраться к какой-нибудь водной глади поближе и закинуть туда спиннинги. Но добравшись до речушки, переехать которую на машинах мы побоялись из-за топких берегов, пересечь ее пешком мы тоже не смогли. А так как ловить в этой речушке глубиной 15 сантиметров не представлялось возможным, пришлось разворачиваться и ехать дальше.

 

Следующей нашей целью впереди должен был стать перевал Карсулу. Смотря на карту и обозначенную на ней высоту перевала 2448 метров, представлялось эдакое каменное ущелье с трудной каменистой дорогой. Но оглянувшись на показания высоты, выданные GPS-приемником (около 2200-2250 м), и на окружающие нас гладкие склоны, становилось понятно, что перевал-то будет "мягким". И действительно, Карсулу - это лишь седловина между двух невысоких склонов почти холмов, а не гор. Крутой она была лишь возле самого перегиба, да и то недолго. Зато открывающийся с нее вид и вперед, в урочище Аккол и назад в долину Калгуты, являли собой вид, достойный быть запечатленным.

 
 
 
 

Тут же на перевале дозаправили Тирку, тащившего по сей момент 30-ти литровую канистру солярки в салоне. Поборовшись немного с ветром, почти всю канистра вылили в бак. Канистра с остатками переехала на крышу. Я же заправляться пока не стал, так как датчик топлива показывал еще половину и беспокоиться было рано.

 

Уже с самого седла перевала видна следующая промежуточная цель - что-то типа летнего стойбища в глубине урочища Аккол, фактически на самой реке Аккол. Спускаться к стойбищу нужно было вдоль пересохшего сейчас, но видимо разливающегося и серьезно в иное время, русла безымянного притока Аккола. В дождливый период дороги определенной здесь нет, всяк ездит по тому месту, которое кажется ему наиболее перспективным. Из-за этого сейчас долина была распахана множеством идущих в одном направлении, сходящихся и расходящихся автомобильных следов. Слева от нас возвышалась гора Кызыл-Таш, за которой километрах в 12 по прямой текла знаменитая Ак-Алаха.

 

Как бы не было тут красиво, но сзади нас подгоняли свинцовые тучи с проблесками молний и возникающей то тут, то там кисеей дождя. Зато впереди кое-где на склонах передвигались солнечные островки пролившегося между туч света. Значит вперед!

 
 
 

В долину мы скатились быстро, минут за двадцать. Издалека разглядели возле стойбища оживление. В бинокль уточнили, что оживление производят два человека и некоторое количество животных - коз, овец, лошадей. Сначала подумали, что придется доехать прямо до них и возможно проезжать дальше через территорию стойбища. Но незадолго до строений, когда людей уже было видно невооруженным глазом, колея (в которую собралось большинство следов) повернула налево и в два захода перебросила нас через неглубокое в это время русло реки Аккол. Тут, прямо "на углу", стоял еще один загон, полный коз и овец. Все это богатство охранял пацаненок, смотря на нас во все глаза. Компанию ему составляли собаки. Спрашивать у него ничего не стали, общее направление задавали точки "WORLDSPIRIT". Но вот детали этого направления оказались достаточно неприятными …

 

Сначала крайне неприятная болотинка прямо сразу возле загона. Местами зеленая лужайка, правда, с окошками водички и, что самое плохое, с нечитаемой колеей. Точнее, на въезд колея-то есть, а вот где выезжает - непонятно. Пришлось брать ее по интуиции, затормозив Тирку сзади, чтобы дождался результата форсирования. Самое главное тут - не останавливаться. Проскочили и уже было пошли вниз по течению Аккола, при этом перескочив через неглубокое русло речки Богомуюс, но обнаружили, что выбранная нами колея ведет не в сторону одноименного речке перевала, а совсем в другую сторону. Пришлось развернуться. На часах без пяти четыре. Понимаем, что с таким темпом движения у нас есть все шансы заночевать сегодня где-нибудь в районе перевала. Но погода перестала грозить нам дождем и подобная ночевка нас не пугает, хотя конечно приятнее ночевать среди растительности, а еще лучше на берегу речки.

 

Дальнейший путь на перевал в принципе был не особо сложен. Об этом говорит и скорость, местами достигавшая 10-12 км/ч и это на наших фактически гражданских машинах. По дороге попадались высохшие русла ручьев, проверяющие геометрическую проходимость машин, но в основном это была вполне приличная сухая колея.

 
 
 

Примерно полпятого мы тормознули, чтобы дать машинам подостыть. Мы находились в урочище Бугымуиз и перевал фактически был уже на расстоянии одного броска и виден даже невооруженным глазом. Правда, вместо классического горного перевала, мы вновь увидели лишь пологое седло. О коварстве кажущейся идиллической картинки мы узнали лишь немного спустя. А пока, взявшись изучать поднимающийся перед нами перевал в бинокль, я обнаружил наверху какие-то отблески солнца, находившегося у нас за спиной. При внимательном рассмотрении я вынужден был прийти к мысли, что видимо вскоре на перевале нужно будет ставить светофор. Сверху, прыгая по камням спускалась светло-серая буханка. До встречи с ней было еще достаточно времени и мы по очереди рассматривали ее в бинокль.

 

Выдвинувшись вперед, с УАЗиком мы повстречались еще минут через пятнадцать. Видимо, в этих краях так принято, но при встрече мы сами, как и сидевшие в буханке люди, вышли друг другу навстречу, чтобы поприветствовать и поговорить. Это оказались алтайцы, ехавшие как оказалось, на покос. Сами они были из Джазатора и подобные вояжи для них не являются чем-то экстраординарным. Это еще раз говорит о том, что всяк оценивает мир по окружающей его действительности и к ней он приспосабливается наилучшим образом. Зато для остальных банальные тут вещи могут показаться чем-то из разряда героических поступков. И вспоминая старый анекдот, на какую бы гору ты не лез, надо быть готовым к тому, что на вершине тебя встретит какой-нибудь старичок, который там живет.

 

В процессе общения алтайцы заверили, что дальше ничего особо сложного не должно быть и, поглядев на наши машины, заверили нас, что мы пройдем. Ну, мы и пошли …

 

Согра - в моем понимании это верховое болото. Т.е. болото, находящееся не внизу, как этого следовало бы ожидать, а наверху, на склоне. С согрой впервые серьезно мы встретились как раз на подходе к Бугымуизу. Пологий с первого взгляда склон, заросший низкой травкой и изобилующий кочками, среди которых кое-где попадаются небольшие холмики из камней. То, что это именно болото, я понял только когда увидел, как из-под колес во все стороны брызгают фонтаны воды и это при том, что до сих пор мы ехали чуть ли не по полностью засушливой местности. В дополнении к этой замечательной картине, колея, которой мы старались придерживаться, начала растворятся в кочках и лишь едва угадывалась по чуть примятой траве. В экипаже чуть не наступила легкая паника. Остановили Вадима от дальнейшего передвижения по нашим неверным следам, а сами тем временем докатились без остановки до ближайшего выхода камней и, только взобравшись на него, встали для оценки ситуации. Штурман отправился разыскивать потерянные следы УАЗика, Вадим сзади также пытался прощупать альтернативный путь. Через некоторое время, посчитав, что путь найден, Тирка отправился вверх по склону. Мне же оставалось только развернуться бросками от одной кучи камней до другой и пробовать повторить путь, проделанный Террано. Выяснилось, правда, что в болоте теряются даже только что сделанные следы и, кроме того, второй раз по уже пройденному пути ехать опасно. Оставалось только определяться с направлением и, примерно его придерживаясь и слушая команды штурмана, проходить болото ходом.

 

Еще немного и, буксанув разок в чужих колеях и поскакав по каменным россыпям, мы наконец выезжаем на верхнюю точку перевала. Мы сделали это!

 
 
 
 
 

Перевал - это большое каменное поле, зажатое между возвышающейся слева кучей как будто свеженаваленных камней и скалами справа. Дальняя граница поля заканчивается обрывисто и выглядит как пресловутый край Земли. Совсем далеко, практически на горизонте, возвышаются пики Южно-Чуйского хребта. Дорога, изогнувшись, чиркает по краю поля и торопливо спускается вниз, туда где видны зеленые деревья и голубой рогалик озерка. Обычный в таких местах невысокий обо с парой ленточек. Делаем снимки всего вокруг и себя на фоне. Один камень в пирамиду обо - и нам уже пора.

 

Дальнейшая дорога вниз вряд ли заслуживает подробного описания. Да, она сложна. Да, она камениста и извилиста, а после дождя еще и наверняка скользка и малопролазна. Но это дорога ВНИЗ. И пройдя перевал мы уже понимали, что сегодня такая дорога нам по плечу, мы готовы дойти до самого Джазатора и встать лагерем уже на его берегу. Да честно говоря, у нас и выбора-то особо не было ;) Ни одной сколь-нибудь подходящей для лагеря площадки нам не попалось вплоть до границы лесной зоны. Но добравшись до нее, мы двинули дальше, к реке. Взяв по дороге пару неплохих бродиков через Ильдегем и даже поковырявшись в грязи, но без особых последствий (у меня в очередной раз щелкнули, вставая на место, пружины, а Вадим уперся бампером в склон колеи) мы добрались до спуска непосредственно к реке. Спуск представлял собой крутую, градусов в 35-40, каменистую тропу, зигзагами сбрасывающуюся вниз. Хорошо видно было реку и дорогу на противоположном берегу. Спускались на пониженной L-ке и тормозах.

 
 
 
Когда же спуск закончился и дорога вернулась в более-менее горизонтальное положение, у нас уже не осталось желания искать место для лагеря. Свернули на первую тропку в сторону Джазатора и, к своему удивлению, выбрались на полянку, уже служившую до нас поколениям туристов местом отдыха. Полянку одобрили с первого раза, распределили, кто и как будет стоять, выставили машины, разбили лагерь, приготовили ужин. За его поглощением нас и застала ночь. Итогом сегодняшнего дня стало прохождение 65 км по плато Укок за девять часов ходового времени, взятие двух красивейших перевалов и такие картины окружающего мира, вспоминая которые у нас будет захватывать дух.
 

28.08.08. Четверг. Дневка. Стоянка на реке Джазатор

Оглядевшись с утра на месте, выбранном вчера практически волею случая, мы еще раз подтвердили вчерашнее решение - дневка! Тем паче, что погода стояла отличная, рядом речка, дорога хоть и рядом, но за день по ней проехали только пару раз. Мы же, пользуясь солнцем, разбросали по окружающим кустам спальники и шмотки на просушку.

 

Пользуясь тем же солнцем, устроили легкую помывку, нагрев пару котелков воды. Нагретой воды хватало только на голову, а все остальное приходилось ополаскивать прямо в речке. Неподалеку на берегу стоял крепкий остов походной бани, но у нас с собой не было достаточно материала, чтобы соорудить стены.
 

Я же основное время уделил рыбалке. Понимая, конечно, что рыбачить-то надо было на плато в озерах и речушках, здесь, на Джазаторе, я пытался всего лишь реабилитироваться. Соорудил по описаниям и рисункам снасть для ловли хариуса и пытался поймать хоть что-нибудь. Рыба не клевала. Поменял место, взял испытанные блесны. Заброс за забросом, меняя темп проводки и направление. Рыба не клевала. Зато пожаловали трое молодых на конях. Без всякого приветствия спросили закурить. Видимо потому, что просить у меня выпить было как-то не с руки - у меня с собой кроме спиннинга ничего не было. Закурить у меня, правда, тоже не было - не курящий я был в тот момент. Разговор вследствие этого как-то не заладился. Они на меня некоторое время поглазели и переехали реку вброд прямо там, где стояли. Надо отметить, что подобным нахальством (если не сказать наглостью), отличаются только молодые алтайцы. А все алтайцы в возрасте от тридцати и старше обычно рассудительные и вполне мирные, вежливые люди, готовые помочь и посоветовать.

Рыба не клевала … 

 

Пришлось идти в лагерь, подремать, потом готовить еду, переупаковывать шмурдяк, заправлять машину, потом ужинать и, конечно, трепаться обо всем, делиться впечатлениями и строить планы на будущее.

 
 
Конец 3-й части
 
Автор: WildDim.
Сайт автора: http://www.wilddim.ru  
 
Окончание в части 4
Категория: Автопутешествия | Просмотров: 3897 | Добавил: galt | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 1
avatar
1
-"Соорудил по описаниям и рисункам снасть для ловли хариуса и пытался поймать хоть что-нибудь. Рыба не клевала. Поменял место, взял испытанные блесны. Заброс за забросом, меняя темп проводки и направление. Рыба не клевала.-"
Имея небольшой опыт ловли хариусов, могу сказать, что на блесну он не ловится. Наверно от этого все ваши попытки были безуспешны и в дальнейшем.
avatar
А вы знаете, что..
В 2007 году в селе Джазатор построили собственную ГЭС, которая, наконец-то, решила проблемы с электроэнергией. ГЭС расположена на небольшой, но бурной и своенравной горной реке Тюнь


Корзина
Ваша корзина пуста


Поиск


Форма входа
Логин:
Пароль:


Рассылки сайта
 


Календарь
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031


Сколько дней сайту


Алтай-Фото


Всего материалов:
Комментариев: 1882
Форум (темы/посты): 1629/19796
Фотографий: 6620
Дневников путешествий: 120
Новостей: 2783
Файлов: 242
Статей: 977
Directory: 7
Ad-board: 110
Игр: 213
FAQ: 14
Записей в Гостевой книге: 50
Tестов: 1


Реклама на сайте



Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru


Copyright Свитайло Е.Н. © 2009-2019. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна!
111222333